Власова Екатерина Евгеньевна, педагог-психолог МБДОУ "Детский сад №50" г. Перми
Программа развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
«Логика для дошколят»
Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
В раннем детстве мышление развивается в процессе овладения орудийными действиями и решения практических задач, когда необходимо установить отношения между предметами, прямо не данные в наглядной ситуации. На протяжении дошкольного детства генезис мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции. Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций внутри каждой из них, а так же от характера задачи, подлежащей решению. Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умения оперировать образами, представлять объект в разных положениях.
Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. [16; 285]
Цель программы: развитие мышления детей 5-7 лет
Задачи: 1 Развитие умения формировать понятия (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация)
2 Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи.
3 Развитие невербального мышления
4 Развитие образного мышления
5 Снятие мышечного напряжения
Программа включает в себя 28 занятий. Каждое занятие состоит из 4 частей, занимает 20 – 25 минут, что соответствует возрастным особенностям детей.
Месяц
|
№ занятия
|
Цели
|
Содержание
|
Материал
|
октябрь
|
1
|
Учить анализировать, учить видеть причину событий; развивать умение сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и различия; снимать психоэмоциональное напряжение.
|
1 «Сравни» [13;25]
2 «Почему это произошло?» [2;43]
3 Нелепицы в стихотворениях [15;29]
4 Работа с эмоциями [13;26]
|
Индивидуальные картинки для сравнения, карандаши по числу детей, спокойная музыка
|
2
|
Развивать невербальное мышление, развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать, развивать мелкую моторику; обучать приемам ритмичного дыхания для снятия эмоционального напряжения.
|
1 «Присмотрись и нарисуй» [18;1]
2 «Четвертый линий» [11;53]
3 «Угадай предмет» [11;57]
4 «Дыхание» [11;54]
|
Карточки с таблицами по числу детей, карточки с иллюстрациями по 5 шт. в наборе по числу детей, 10 игрушек (предметов), карандаши по числу детей, спокойная музыка
|
3
|
Учить видеть скрытый смысл в изображенной ситуации; развивать скорость мышления, развивать способности понимания взаимосвязи между словами; снимать психоэмоциональное напряжение.
|
1 Нелепицы в иллюстрациях [15;28]
2 «Окончание слов» [8;37]
3 «Говори наоборот» [8;39]
4 «Путешествие в волшебный лес» [5;14]
|
Иллюстрации с нелепым сюжетом, спокойная музыка
|
4
|
Учить детей кодировать информацию; развивать образное мышление, развивать умение классифицировать по цвету предметные иллюстрации; снимать мышечное напряжение и развивать мелкую моторику.
|
1 «Игра на классификацию» [1;14]
2 «Разрезные картинки» [8;40]
3 «Сыщик» [11;55]
4 Психомышечная тренировка [11;56]
|
Листы с иллюстрациями одного цвета, предметы и картинки этих же цветов, наборы с разрезными картинками по числу детей, план кабинета, игрушка (другой сюрприз), спокойная музыка
|
|
Месяц
|
№ занятия
|
Цели
|
Содержание
|
Материал
|
ноябрь
|
1
|
Учить представлять последствия событий в природе и жизни людей; развивать способности выделять свойства предметов, умение обобщать, развивать умение сравнивать, снимать эмоциональное напряжение, развивать умение чувствовать настроение
|
1 «Последствия событий» [2;46]
2 «Тонет – не тонет» [11;57]
3 «Рукавички» [7;65]
4 «Рвакля» [17;40]
|
Таз с водой, пустой флакон и флакон заполненный песком; теннисный и металлический шарики, деревянный брусок и камень, бумажный лист и стакан. Изображение рукавичек (парами) по числу детей
|
|
2
|
Развивать невербальное, вариативное мышление, развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; активизировать словарный запас; развивать чувство сплоченности, снимать психоэмоциональное напряжение
|
1 «Что должно быть в пустых клетках» [18;2]
2 «Если бы…» [8;41]
3 «Бывает – не бывает» [8;39]
4 «Доброе животное» [7;68]
|
Таблицы по числу детей, мяч, спокойная музыка
|
|
3
|
Учить детей сравнивать предметы по материалу, величине, цвету, форме; развивать умение анализировать и синтезировать; закреплять умение классифицировать и называть птиц; снимать мышечное и эмоциональное напряжение
|
1 «Рыбка»
2 «Похож – не похож» [3;94]
3 «Птицы» [3;109]
4 Психомышечная тренировка [11;53]
|
Геометрические фигуры для складывания рыбки по числу детей, иллюстрации птиц (по числу детей, с разной средой обитания), спокойная музыка
|
|
4
|
Учить устанавливать причину и следствие по содержанию стихотворения; развивать умение анализировать и обобщать, развивать быстроту мышления; снимать эмоциональное и мышечное напряжение
|
1 «Найди лишнего» [15;8]
2 «Установи причину и следствие» [2;48]
3 «Есть или нет?» [7;71]
4 «Плывем в облаках» [5;18]
|
Иллюстрации для анализа по числу детей, спокойная музыка
|
Месяц
|
№ занятия
|
Цели
|
Содержание
|
Материал
|
декабрь
|
1
|
Учить находить начало и окончание события, выстраивая последовательность; развивать мыслительные операции анализа и синтеза; закреплять умение классифицировать растения по месту произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления; снимать эмоциональное напряжение, развивать умение чувствовать настроение
|
1 «Угадай предмет» [11;57]
2 «Разложи картинки» [2;68]
3 «Что где растет?» [3;102]
4 Тренируем эмоции [7;111]
|
15 картинок с изображением знакомых детям предметов; наборы последовательных картинок (схем), иллюстрации растений с разным местом произрастания, спокойная музыка
|
|
2
|
Развивать способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерности в изображении, развивать невербальное мышление; закреплять умение классифицировать предметы по форме, цвету, качеству; обучать методам саморегуляции и снимать психоэмоциональное напряжение
|
1 «Чего не хватает?» [11;51]
2 «Нарисуй следующую картинку» [18;4]
3 «Отвечай быстро» [3;97]
4 «Солнечный зайчик» [7;97]
|
Карточки с заданиями по числу детей, таблицы по числу детей, карандаши, мяч, спокойная музыка
|
|
3
|
Учить находить причину событий; развивать образное мышление, быстроту мышления; снимать эмоциональное и мышечное напряжение
|
1 «Почему это произошло» [12;62]
2 «Почтальон» [10;78]
3 «Наоборот» [3;116]
4 «Тихое озеро» [5;9-10]
|
Схемы для «почтальонов» по числу детей (разные), мяч, спокойная музыка
|
|
4
|
Формировать умение отделять форму понятия от его содержания; развивать умение сравнивать, умение классифицировать и называть зверей;
обучать методам саморегуляции, снимать психоэмоциональное напряжение
|
1 «Сравни иллюстрации» [13;25]
2 «Больше, длиннее, короче» [10;98]
3 «Звери» [3;109]
4 «Дыши и думай красиво» [7;97]
|
Иллюстрации для сравнения
Иллюстрации зверей, спокойная музыка
|
Месяц
|
№ занятия
|
Цели
|
Содержание
|
Материал
|
январь
|
1
|
Формировать умения устанавливать связи между понятиями; развивать быстроту мышления, умение классифицировать, развивать мыслительные операции анализа и синтеза; снимать психоэмоциональное напряжение
|
1 «Дополни предложение» [3;117]
2 «Подбери слово» [10;99]
3 «Что это? Кто это?» [5;25]
4 Психомышечная тренировка [11;52]
|
По 16 картинок (для каждой команды), спокойная музыка
|
|
2
|
Развивать невербальное мышление, умение классифицировать и обобщать, развивать активность и самостоятельность мышления; снимать эмоциональное и физическое напряжение
|
1 «Что должно быть в пустых клетках?» [18;5]
2 «Продолжи ряд и обобщи» [15;13]
3 «Для чего нужен предмет?» [3;125]
4 «Отдохнем» [5;37]
|
Таблицы по числу детей, предметы или их иллюстрации знакомые детям по способу использования, спокойная музыка
|
|
3
|
Развивать умение сравнивать предметы быта, учить находить связи между ними, развивать понимание причинно – следственных отношений в живой и неживой природе, развивать быстроту мышления, снимать психоэмоциональное напряжение, обучать методам саморегуляции.
|
1 «Чем и почему похожи, не похожи?» [2;65]
2 «Восстанови последовательность событий» [2;68]
3 «Не ошибись!» [3;136]
4 «Спаси птенца» [7;97]
|
Предметные иллюстрации (стол, стул, бурый и белый медведь), последовательные картинки, мяч, спокойная музыка
|
|
4
|
Формировать умение рассуждать; развивать умение анализировать, показать важность деталей для отражения основных свойств объекта; закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб; снимать психоэмоциональное напряжение, обучать методам саморегуляции
|
1 «Соседние – не соседние» [4;27]
2 «Детали» [15;16]
3 «Охотник» [3;134]
4 «Сломанная кукла» [7;98]
|
Схемы – таблицы, иллюстрации (огород, сад, улица, лес, море, река), спокойная музыка
|
Месяц
|
№ занятия
|
Цели
|
Содержание
|
Материал
|
февраль
|
1
|
Учить видеть скрытый смысл, причинно – следственные связи в изображенной ситуации; развивать умение классифицировать, развивать аналитическое мышление; снимать психоэмоциональное напряжение
|
1 «Что лишнее?» [13;29]
2 Работа с иллюстрациями со скрытым смыслом [16;281]
3 «Мячик» [11;58]
4 «Скульптура» [11;58]
|
Таблицы «четвертый лишний» для общего обсуждения, фишки, иллюстрации со скрытым смыслом, мяч, спокойная музыка
|
|
2
|
Развивать умение рассуждать и видеть межпредметные связи, развивать способности к анализу и самоанализу, умение решать нестандартные задачи; снимать напряжение, учить расслабляться, дать эмоциональную разрядку
|
1 «Кто без чего не обойдется?» [10;102]
2-3 «Сложи узор» [11;59]
4 «Кляксы» [11;59]
|
Кубики Б.Н.Никитина «Сложи узор», большой лист бумаги, гуашь
|
|
3
|
Развивать невербальное мышление, развивать умение классифицировать и обобщать, развивать быстроту мышления; снимать психоэмоциональное напряжение
|
1 «Что должно быть в пустых клетках?» [18;7]
2 «Какое слово лишнее?» [10;102]
3 «Найди пару» [7;65]
4 «Полет высоко в небе» [5;12]
|
Таблицы (по количеству детей), иллюстрации (стол – стул, лиса – заяц, тарелка – ложка, брюки – футболка, дерево – листья), спокойная музыка
|
|
4
|
Развивать умение сравнивать, умение видеть последствия, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, развивать мелкую моторику; обучать приемам ритмичного дыхания для снятия эмоционального напряжения.
|
1 «Разница и сходства» [10;101]
2 «Превращения» [15;23]
3 «Угадай что это?» [11;57]
4 «Дыхание» [11;54]
|
10 игрушек (предметов), спокойная музыка
|
Месяц
|
№ занятия
|
Цели
|
Содержание
|
Материал
|
март
|
1
|
Развивать мыслительные операции анализа и синтеза; развивать способности к анализу и самоанализу, умение решать нестандартные задачи; обучать методам саморегуляции и снимать психоэмоциональное напряжение
|
1 «Найди лишнее» [15;24]
2-3 «Сложи узор» [11;59]
4 «Солнечный зайчик» [7;97]
|
Кубики Б.Н.Никитина «Сложи узор», спокойная музыка
|
|
2
|
Учить подбирать противоположное по смыслу слово; развивать образное и творческое мышление; снимать психоэмоциональное напряжение
|
1 «Скажи наоборот» [15;26]
2 «Почтальон» [10;78]
3 «На что похоже дорисуй» [18;8]
4 «Порхание бабочки» [5;7]
|
Схемы для «почтальона», таблицы по числу детей, спокойная музыка
|
|
3
|
Формировать мыслительные операции сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование; развивать быстроту мышления, развивать творческое мышление; снимать психоэмоциональное напряжение
|
1 «Аналогии» [9;51]
2 «Придумай предложение» [3;134]
3 «Составь узор» [10;91]
4 «Путешествие на голубую луну» [7;102]
|
Сетные палочки, спокойная музыка
|
|
4
|
Развивать умение сравнивать, видеть причинно – следственные связи, развивать мыслительные операции анализ и синтез; снимать психоэмоциональное напряжение, обучать методам саморегуляции
|
1 «Одинаковое – разное» [4;26]
2 «Выложи последовательно» [2;68]
3 «Отгадай-ка» [3;102]
4 «Гора с плеч» [7;98]
|
Схемы – таблицы, наборы последовательных картинок по числу детей, спокойная музыка
|
Месяц
|
№ занятия
|
Цели
|
Содержание
|
Материал
|
апрель
|
1
|
Развивать умение сравнивать, развивать мыслительные операции анализ и синтез, развивать быстроту мышления; снимать психоэмоциональное напряжение, повышать самооценку
|
1 «Такое – не такое» [4;28]
2 «Нелепицы» (По К. Чуковскому)
3 «Дотронуться до…» [7;68]
4 «Полет птицы» [7;103]
|
Схемы – таблицы, спокойная музыка
|
|
2
|
Развивать умение видеть причину событий, развивать умение видеть взаимосвязь предметов, развивать речь, развивать быстроту мышления; снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение
|
1 «Найди причину» [15;46]
2 «Найди пару» [15;10]
3 «Поварята» [7;67]
4 «Очищение от тревог» [7;104]
|
Иллюстрации (удочка – рыба, ваза – цветок, топор, дрова, шуруп – отвертка, ключ – замок), спокойная музыка
|
|
3
|
Развивать невербальное мышление, развивать умение отделять форму понятия от его содержания, развитие умения кодировать информацию, снимать эмоциональное напряжение
|
1 «Найди девятое» [9;66]
2 «Больше, длиннее, короче» [10;98]
3 «Сыщик» [11;55]
4 «Доброе животное» [7;68]
|
Таблицы «Найди девятое» по числу детей (по5-6 шт.), схема кабинета, сюрприз, спокойная музыка
|
|
4
|
Развивать абстрактно-логическое и образное мышление, закреплять умение сравнивать, развивать коммуникативные умения, снимать напряжение, дать выход деструктивной энергии
|
1 «Шифровка» [6; 12]
2 «Почтальон» [10;78]
3 «Найди друга» [7;65]
4 «Необычная радуга [5;29]
|
Схемы для «почтальона», таблицы по числу детей, шарф, спокойная музыка
|
Литература
1.Альтхаузер Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. – М.: Просвещение, 1984. – 64с
2.Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет.- М.: ТЦ Сфера,2005.-112с.
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
4.Зак А.З. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. – М.:АРКТИ, 2003. – 104с.
5.Катаева Л.И. Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе. – М.: Книголюб, 2005. – 64с.
6.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: «Гном – Пресс», «Новая школа», 1998. – 56с.
7.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. – 160с.
8.Мазепина Т.В. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 64с.
9.Нефедова Е.А.Готовимся к школе. – М.: ООО «Издательство Астраль»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 398 [2].
10.Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – СПб.: Питер Ком,1998. – 160с.
11.Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера. 2005-80с.
12.Симановский А.Э.Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Гринго, 1996. – 192с.
13.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240с.
14.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2001. – 256с.
15.Ткаченко Т.А. тетрадь для дошкольника. Логические упражнения для развития речи. - СПБ.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 48с.
16.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 291с.
17.Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 128с.
18.Я готовлюсь к школе. Составители: Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С.В.
|
На: Власова Е.Е. Программа "Логика для дошколят"
Логическое мышление очень важно для развития ребёнка. Полезная информация