по развитию и коррекции эмоциональной и коммуникативной сфер личности старших дошкольников и младших школьников
«Путешествие в мир эмоций»
Составил:
педагог-психолог
МОУ ЦДТ «Горизонт»
Надточей Н.В.
г. Ярославль 2016
Основные понятия:
Эмоциональная сфера: основы саморегуляции, эмоциональное осознание собственных чувств, переживаний, формирование основ эмпатического взаимодействия.
Эмпатия – умение понимать другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания.
Рефлексия – процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний.
Коммуникативная сфера включает в себя сообщение информации как передачу интеллектуального содержания; она ориентирована на совместное постижение предмета и формирование новых приемов и способов общения и поведения.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поступление ребёнка в школу - это переломный момент в его жизни, так как меняется социальная ситуация развития. Необходимо начало школьного обучения, как нового этапа развития ребёнка, максимально насытить формами эффективного сотрудничества с педагогом и взаимосотрудничества со сверстниками в доступной игровой деятельности.
Неподготовленность ребёнка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения; она выражается в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, проявляющихся в неуспеваемости.
Создание новой обучающей среды, которая сочетает в себе элементы учебной деятельности, но большую ее часть составляет привычная для ребенка игровая деятельность. Один из существенных моментов в реализации данной программы. В этих условиях дети становятся социально адаптированными, они сближаются друг с другом и с педагогом посредством событийности.
Настоящая программа является результатом обобщения опыта работы с обучающимися старшего дошкольного и младшего школьного, испытывавшими трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах а так же в адаптации к требованиям школьного обучения. Условия школьного обучения предполагают:
умение организовывать и контролировать свою двигательную активность;
умение действовать в соответствии с указаниями взрослого;
способность к поисковой деятельности с помощью речевой саморегуляции;
наличие у ребёнка определённого уровня мотивации к познавательной деятельности.
Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим трудности в эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Программа рассчитана на 35 часов.
Предварительный этап -10 часов.
Включает подготовку и проведение диагностики, обработку диагностических данных, комплектацию группы, консультирование педагогов и родителей.
Основной этап - 17 часов.
Включает проведение коррекционно-развивающих занятий 2 раза в неделю (по 30 минут).
Заключительный этап - 8 часов.
Включает в себя организацию и проведение повторной психодиагностики, обработку данных диагностического обследования, информирование педагогов и родителей о результатах работы интегративной группы в рамках программы.
Структура занятий:
Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включает игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, психогимнастику, речевую зарядку.
Основное содержание занятия - подразделяется на два блока:
1-й блок: фронтальная работа с педагогом-психологом по развитию и коррекции эмоциональной и коммуникативной сфер личности старших дошкольников и младших школьников;
2-й блок: самостоятельная работа в тетради на закрепление полученных знаний.
Рефлексия прошедшего занятия - выяснение эмоционального состояния ребёнка к занятию.
Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.
Цель программы: коррекция и развитие у старших дошкольников и младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности.
Задачи программы:
Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для старших дошкольников и младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей у детей.
Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у старших дошкольников и младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Развивать у обучающихся компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельность действий по инструкции педагога.
Этапы работы.
Предварительный этап (I четверть, сентябрь - октябрь).
Предварительный этап включает в себя диагностику обучающихся. Выявление группы детей с трудностями в познавательной, эмоциональной или коммуникативной сферах личности; оказание консультативной помощи педагогам, работающим с этими детьми; оказание консультативной помощи родителям обучающихся выделившейся группы, по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.
Основной этап (II-III четверти, ноябрь - март).
Основной этап состоит из 17 коррекционно-развивающих занятий.
Заключительный этап (IV четверть - апрель).
На заключительном этапе проводится повторная психодиагностика и информирование педагогов, родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.
Методические рекомендации по организации и проведению занятий.
При проведении занятий каждому ребёнку необходимо иметь тетрадку в клетку, блокнот для записи слов, ручку, два простых карандаша, набор цветных карандашей. В ходе всей работы педагог-психолог, организующий занятия, активно участвует в упражнениях, а также отслеживает качество выполнения этих упражнений детьми, осуществляя соответствующую корректировку.
Возрастная категория – дети (6-7 лет)
Критерии отбора детей для формирования группы:
эмоциональная мотивационная незрелость;
нарушение в коммуникативной сфере
соматическая ослабленность;
педагогически запущенные дети с отклонениями в эмоциональном и поведенческом плане.
Наполняемость группы - до 10 человек.
Перечень диагностических процедур, рекомендуемых в работе с старшими дошкольниками и младшими школьниками интегративных групп
Диагностируемые
параметры
Рекомендуемые диагностические методы и методики
Литературный
источник
1
2
3
Социальная ситуация развития. Проблемы, связанные с адаптацией ребёнка к классному коллективу, взаимоотношениями с педагогами, родителями.
Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Психолог в начальной школе. Волгоград, 1995; Беляу- скайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка. М., 1987
Возрастные психические новообразования. Предпосылки формирования учебной деятельности
Тест школьной зрелости Керна - Йирасека «Рисунок мужской фигуры»
Шванцара Й. и коллектив. Диагностика психического развития. Прага, 1978;
Особенности речевого развития (состояние слухового восприятия, особенности словарного запаса)
Методика «10 слов»
А. Р. Лурия, метод пиктограммы, исследование особенностей словарного запаса
Венгер А. Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте. М. 1981. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М., 1998
В каждом занятии есть некоторые ритуалы:
ритуал приветствия: создание положительного эмоционального настроя участников группы (игры с именами, мячом);
ритуал прощания: завершение работы группы, создание позитивного настроя для будущей встречи;
разминка: снятие инертности физической и психической, настрой ребёнка на активную работу и взаимодействие с другими, активизация внимания и интереса к занятию;
рефлексия: осознание изменений внутреннего состояния, которое произошло во время занятия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для удобства осуществления самостоятельного выбора пользователем программы тех или иных упражнений, а также установления их последовательности на основании собственных профессиональных предпочтений и конкретно-ситуационных целей работы используемый пакет упражнений выстроен в хронологическом порядке:
а) игры и упражнения, направленные на работу с эмоционально-волевой сферой;
б) игры и упражнения на развитие коммуникативных умений;
г) упражнения на развитие графических умений.
Система игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы
И г р а «Бабочки».
Цель: развитие умения действовать по сигналу педагога.
Каждый из участников группы представляет себя бабочкой и двигается по комнате соответствующим образом, по условному сигналу педагога.
И г р а «Уходи, злость, уходи».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети становятся в круг, взявшись за руки, поднимают руки вверх и с криком «Уходи, злость, уходи» попеременно машут руками и топают ногами по полу.
И г р а «Зеркало».
Цель: развитие внимания и пантомимических способностей.
Дети становятся в круг. Педагог задаёт движение и выбирает зеркало - одного из круга. «Зеркало» показывает это движение. Затем «зеркало» становится ведущим.
И г р а «Нарисуй чувство».
Цель: развитие выразительного изображения чувств, связанных с собственными переживаниями.
Педагог просит ребёнка не рассказать, а показать то, что он чувствует. Дети должны узнать это чувство. Те, кто чувствует то же, показывают то, что показал первый ребёнок. Возможно усложнение, когда ребёнку предлагается назвать образ своего настроения: «Я похож на (кого-то или что-то)». Например: солнышко, туча, дождь, птица и др.
Упражнение «Волшебные ладошки».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает ребятам на большом листе ватмана обвести свои ладошки, а затем раскрасить их тем цветом, который похож на их настроение сейчас. Для этого ребятам предлагаются цветные карандаши или наборы пастели.
И г р а «Маскарад».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает ребятам выбрать одну из масок, которые лежат в конверте. На обороте маски каждый найдет имя того сказочного героя, который пришел на маскарад. Его необходимо изобразить с помощью мимики и жестов, ведь все персонажи
в одинаковых масках, и узнать их можно лишь по походке, жестам. Каждый участник группы поочередно показывает своего персонажа, а остальные пытаются его отгадать.
Упражнение «Лимончики».
Це л ь: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает ребятам устроиться поудобнее на стульчиках. Стопы ног стоят на полу, руки лежат на коленях ладонями вверх. Затем ребята представляют, что у них в ладонях лимоны. Постепенно они начинают сжимать лимоны в ладонях, сначала медленно, затем все сильнее и сильнее. (Можно под счет от 1 до 10.) Затем ладони резко разжимаются. (Упражнение выполнятся 3-5 раз.)
«Львы».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает ребятам представить себя сильными, красивыми львами. Педагог: «Львы умеют рычать. А раз мы с вами львы, то и мы умеем рычать громко и грозно. На счет «три» все начинают рычать очень громко. Раз, два, три... Молодцы! Но чтобы у нас получилось еще громче, львам необходимо широко раскрывать пасть во время рычания. Вытянули руки вперед, ладони прижаты вместе, правая ладонь поверх левой. Теперь, когда мы начнем рычать, необходимо раскрыть пасть как можно шире. Готовы? Раз, два, три... (Упражнение выполняется 3-5 раз.)
Можно использовать задания типа: «Дорисуй, что чувствует человечек», «Соедини точки и назови, какое настроение у солнышка», «Веселая змейка», «Паровозик настроений».
Система игр и упражнений на развитие коммуникативных умений
Игра «Дружба начинается с улыбки».
Цель: развитие умения выражать чувство радости.
Все участники в кругу по очереди поворачиваются к своп соседу, называя своё имя, ребенок поворачивается к соседу называя его имя, дарит ему свою улыбку.
И г р а «Комплимент».
Цель: умение выражать своё позитивное отношение к др тому.
Все участники берутся за руки, ведущий говорит компл мент своему соседу. Сосед выражает благодарность и говор комплимент следующему.
И г р а «Сказочные герои».
Цель: умение находить в себе черты характера заданно персонажа.
Педагог предлагает список сказочных героев (мужские женские роли). Каждый ребёнок выбирает себе одного из гер ев, представляется им и называет то качество, за которое выбр себе эту роль. Например: «Я - Буратино, я весёлый». Можно у ложнить задание, и к каждому герою дети будут называть ■ одному положительному качеству.
И г р а «Маленький пекарь».
Цель: преодоление двигательного автоматизма, развии доброжелательности по отношению к другим.
Участники занятия вспоминают, у кого день рождении группе, и ведущий предлагает испечь пирог. Именинник сади к на стул в центр круга. Педагог предлагает детям следующие р ли: мука, яйца, соль, сахар, молоко, яблоки и т. д. - по количп ву детей. Затем ставится воображаемая миска, то есть два рсбё ка держат друг друга за руки. Ведущий называет чью-то роль компонент пирога, и ребёнок садится в миску, а именинник ш полняет действия, необходимые для приготовления пирога (ри мешивает, поглаживая по голове или передвигая детей в миске
И г р а «Паутинка».
Цель: развитие согласованности движений.
Ведущий выбирает паучка, который строит свою паутинку из ребятишек, сидящих в круге. Педагог помогает паучку в случае необходимости.
Возможно использование следующих игр: «Скульптор и глина», «Групповой портрет именинника», «Кукла», «Дракон кусает свой хвост».
И г р а «Компьютер».
Цель: умение соблюдать последовательность действий, действовать по правилам.
Детям раздаются карточки с буквами (по количеству детей). Учитель-ведущий является «оператором», который нажимает на клавиши, хлопая в ладоши. Буква, которая должна быть напечатана, отвечает так же хлопком. Для «печатания» выбирается фраза, количество букв в которой соответствует количеству играющих детей.
И г р а «Отхлопать ритм фразы».
Цель: развитие чувства ритма.
На доске пишется фраза или четверостишие из детского стихотворения. Дети отхлопывают его послоговой ритм, обозначая тихими и громкими хлопками ударные и безударные слоги. Задание можно усложнить. Учитель отхлопывает ритм слова, а дети находят его в предложении.
И г р а «Дерево».
Цель: пополнение словарного запаса.
Учитель раздаёт трафареты, дети обводят их в тетради. Корни дерева - это короткие простые слова, которые пишет на доске учитель. На ветках нужно подписать словообразующие суффиксы. Дети вписывают в крону дерева слова, которые образуются с помощью суффиксов.
И г р а «Буква заблудилась».
Цель: развитие слухового внимания.
Учитель читает стихотворение с ошибочно вставленными в него словами (двери-звери, маки-раки) и демонстрирует стихотворение шуточной картинкой, изображающей допущенную ошибку. Дети исправляют педагога.
Возможно использование заданий: игры на называние слов - антонимов, паронимов, синонимов, работа с перфокартами (карточки с прорезями для быстрой автоматизации навыка письма необходимых букв), фонетическая ритмика.
Система упражнений на развитие графических умений, внимания, оперативной памяти, наглядно-логических действий
«Графический диктант».
Цель: формирование умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданные линии.
Педагог подробно диктует детям, откуда начинать вести линию, какой длины (сколько клеток) и в каком направлении. Продиктовав один раз, предлагает продолжить детям выполнить узор самостоятельно.
«Корректурная проба».
Цель: тренировка объёма, концентрации и устойчивости произвольного внимания, скорости формирования простого навыка.
Используются три вида символов: фигуры, цифры, буквы. Буквы и цифры в соответствии с образцом подчёркиваются, зачёркиваются или обводятся кружком; в геометрические фигуры ставится такой же знак, как и на образце.
«Продолжи ряд».
Цель: развитие умения осуществлять последовательно умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать по признаку.
Рассмотрев внимательно три последовательные фигуры, ребёнку нужно угадать, а затем нарисовать четвёртую фигуру.
«Третий лишний».
Цель: развитие умения определять связи и отношения между фигурами и обобщать их по главному признаку.
Рассмотрев четыре фигуры, ребёнку нужно догадаться, какая из них лишняя, и раскрасить её по-своему.
«Найди слово».
Цель: развитие умения определять связи между буквами, объединяя их в слова.
Педагог пишет на доске ряд букв и предлагает ребятам найти в строке спрятавшиеся слова.
Например: БСОЛНЦЕИТРИАНСТОЛВКАОСА.
«Путаница».
Цель: развитие умения устанавливать связи между буквами и цифрами. Развитие переключаемости внимания.
Педагог предлагает ребятам рассмотреть таблицы, где перепутались буквы и цифры. Затем из таблицы выбрать буквы и записать их в трй последовательности, в которой они идут в алфавите, а также цифры по порядку. Например:
А
2
С
8
Е
5
Г
4
Б
9
Д
7
«Веселый рассказ».
Цель: развитие процесса ассоциативного запоминания.
Ведущий предлагает детям несвязные между собой слова, которые они обозначают в тетради каким-либо символом, значком. Затем каждый, посмотрев на значок/символ, старается вспомнить, что же за слово он зарисовал в тетради. (По аналогии можно предлагать зарисовать каждое слово в предложении, а затем и целые стихи, что существенно поможет детям их запоминать.) Например: Мама мыла раму (рис. 1 - лицо мамы, рис. 2 - ведро воды, рис. 3 - окно.)
«Веселые ассоциации».
Цель: развитие умения определять связи и отношения между словами.
Педагог предлагает ребятам найти общее между словами, начинать необходимо с простейших связей, например: нос-уши (голова, органы чувств); дождь - град (вода, осадки); зависть - трусость (чувства человека) и т. п.
«Словотворчество».
Цель: развитие аналитико-синтетических связей.
Педагог предлагает детям составить новые слова, при этом исключив одну букву из данных им слов. Например: туг - луг; шарф - шар; крот -рот; мрак - рак; шмель - мель; клад - лад; лось - ось и т. п.
«Найди общие признаки и чем отличается».
Цель: развитие аналитико-синтетических связей.
Педагог предлагает детям найти и записать общие признаки между предметами и чем они отличаются - в два столбика. Например: яблоко и арбуз.
Общее: круглые по форме, есть семечки, растения.
Отличия: по величине, яблоко - фрукт, а арбуз - ягода, яблоко растет на дереве, а арбуз - на грядке ит. п. Вариан-
ты: кошка и собака; ручка и карандаш; вилка и ложка; книга и тетрадь; существительное и прилагательное; рассказ и стихотворение.
ЛИТЕРАТУРА
Ануфриев А. Ф., Костромича С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы; психодиагностические методики; коррекционные упражнения. - 2-е изд., пере- раб. - М: Ось-89, 1999. - 224 с.
Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. - М„ 1960.
Ъ.Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция: межвузовский сб. науч. трудов. - СПб., 1999.
Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: Гном и Д, 2000.
Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ЦТ «Сфера», 1998. - 240 с.
Психокоррекционная работа с детьми: учеб, пособие / под ред. И. В. Дубровиной. -М.: ACADEMA, 1999.
Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 1997.
Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники. - М.: Рольф, 2000.-160.
Элъконин, Д. Б. Избранные психологические труды. - М. 1995.
Программа
по развитию и коррекции эмоциональной и коммуникативной сфер личности старших дошкольников и младших школьников
«Путешествие в мир эмоций»
Составил:
педагог-психолог
МОУ ЦДТ «Горизонт»
Надточей Н.В.
г. Ярославль 2016
Основные понятия:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поступление ребёнка в школу - это переломный момент в его жизни, так как меняется социальная ситуация развития. Необходимо начало школьного обучения, как нового этапа развития ребёнка, максимально насытить формами эффективного сотрудничества с педагогом и взаимосотрудничества со сверстниками в доступной игровой деятельности.
Неподготовленность ребёнка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения; она выражается в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, проявляющихся в неуспеваемости.
Создание новой обучающей среды, которая сочетает в себе элементы учебной деятельности, но большую ее часть составляет привычная для ребенка игровая деятельность. Один из существенных моментов в реализации данной программы. В этих условиях дети становятся социально адаптированными, они сближаются друг с другом и с педагогом посредством событийности.
Настоящая программа является результатом обобщения опыта работы с обучающимися старшего дошкольного и младшего школьного, испытывавшими трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах а так же в адаптации к требованиям школьного обучения. Условия школьного обучения предполагают:
Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим трудности в эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Программа рассчитана на 35 часов.
Предварительный этап -10 часов.
Включает подготовку и проведение диагностики, обработку диагностических данных, комплектацию группы, консультирование педагогов и родителей.
Основной этап - 17 часов.
Включает проведение коррекционно-развивающих занятий 2 раза в неделю (по 30 минут).
Заключительный этап - 8 часов.
Включает в себя организацию и проведение повторной психодиагностики, обработку данных диагностического обследования, информирование педагогов и родителей о результатах работы интегративной группы в рамках программы.
Структура занятий:
1-й блок: фронтальная работа с педагогом-психологом по развитию и коррекции эмоциональной и коммуникативной сфер личности старших дошкольников и младших школьников;
2-й блок: самостоятельная работа в тетради на закрепление полученных знаний.
Цель программы: коррекция и развитие у старших дошкольников и младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности.
Задачи программы:
Этапы работы.
Предварительный этап (I четверть, сентябрь - октябрь).
Предварительный этап включает в себя диагностику обучающихся. Выявление группы детей с трудностями в познавательной, эмоциональной или коммуникативной сферах личности; оказание консультативной помощи педагогам, работающим с этими детьми; оказание консультативной помощи родителям обучающихся выделившейся группы, по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.
Основной этап (II-III четверти, ноябрь - март).
Основной этап состоит из 17 коррекционно-развивающих занятий.
Заключительный этап (IV четверть - апрель).
На заключительном этапе проводится повторная психодиагностика и информирование педагогов, родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.
Методические рекомендации по организации и проведению занятий.
При проведении занятий каждому ребёнку необходимо иметь тетрадку в клетку, блокнот для записи слов, ручку, два простых карандаша, набор цветных карандашей. В ходе всей работы педагог-психолог, организующий занятия, активно участвует в упражнениях, а также отслеживает качество выполнения этих упражнений детьми, осуществляя соответствующую корректировку.
Возрастная категория – дети (6-7 лет)
Критерии отбора детей для формирования группы:
Наполняемость группы - до 10 человек.
Перечень диагностических процедур, рекомендуемых в работе с старшими дошкольниками и младшими школьниками интегративных групп
Диагностируемые
параметры
Рекомендуемые диагностические методы и методики
Литературный
источник
1
2
3
Социальная ситуация развития. Проблемы, связанные с адаптацией ребёнка к классному коллективу, взаимоотношениями с педагогами, родителями.
Проективные тесты- рисунки: «Несуществующее животное»; «Мой класс»
«Дом, дерево, человек»
«Человек под дождем»
Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Психолог в начальной школе. Волгоград, 1995; Беляу- скайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка. М., 1987
Возрастные психические новообразования. Предпосылки формирования учебной деятельности
Тест школьной зрелости Керна - Йирасека «Рисунок мужской фигуры»
Шванцара Й. и коллектив. Диагностика психического развития. Прага, 1978;
Особенности речевого развития (состояние слухового восприятия, особенности словарного запаса)
Методика «10 слов»
А. Р. Лурия, метод пиктограммы, исследование особенностей словарного запаса
Венгер А. Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте. М. 1981. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М., 1998
В каждом занятии есть некоторые ритуалы:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для удобства осуществления самостоятельного выбора пользователем программы тех или иных упражнений, а также установления их последовательности на основании собственных профессиональных предпочтений и конкретно-ситуационных целей работы используемый пакет упражнений выстроен в хронологическом порядке:
а) игры и упражнения, направленные на работу с эмоционально-волевой сферой;
б) игры и упражнения на развитие коммуникативных умений;
г) упражнения на развитие графических умений.
Система игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы
Цель: развитие умения действовать по сигналу педагога.
Каждый из участников группы представляет себя бабочкой и двигается по комнате соответствующим образом, по условному сигналу педагога.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети становятся в круг, взявшись за руки, поднимают руки вверх и с криком «Уходи, злость, уходи» попеременно машут руками и топают ногами по полу.
Цель: развитие внимания и пантомимических способностей.
Дети становятся в круг. Педагог задаёт движение и выбирает зеркало - одного из круга. «Зеркало» показывает это движение. Затем «зеркало» становится ведущим.
Цель: развитие выразительного изображения чувств, связанных с собственными переживаниями.
Педагог просит ребёнка не рассказать, а показать то, что он чувствует. Дети должны узнать это чувство. Те, кто чувствует то же, показывают то, что показал первый ребёнок. Возможно усложнение, когда ребёнку предлагается назвать образ своего настроения: «Я похож на (кого-то или что-то)». Например: солнышко, туча, дождь, птица и др.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает ребятам на большом листе ватмана обвести свои ладошки, а затем раскрасить их тем цветом, который похож на их настроение сейчас. Для этого ребятам предлагаются цветные карандаши или наборы пастели.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает ребятам выбрать одну из масок, которые лежат в конверте. На обороте маски каждый найдет имя того сказочного героя, который пришел на маскарад. Его необходимо изобразить с помощью мимики и жестов, ведь все персонажи
в одинаковых масках, и узнать их можно лишь по походке, жестам. Каждый участник группы поочередно показывает своего персонажа, а остальные пытаются его отгадать.
Це л ь: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает ребятам устроиться поудобнее на стульчиках. Стопы ног стоят на полу, руки лежат на коленях ладонями вверх. Затем ребята представляют, что у них в ладонях лимоны. Постепенно они начинают сжимать лимоны в ладонях, сначала медленно, затем все сильнее и сильнее. (Можно под счет от 1 до 10.) Затем ладони резко разжимаются. (Упражнение выполнятся 3-5 раз.)
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает ребятам представить себя сильными, красивыми львами. Педагог: «Львы умеют рычать. А раз мы с вами львы, то и мы умеем рычать громко и грозно. На счет «три» все начинают рычать очень громко. Раз, два, три... Молодцы! Но чтобы у нас получилось еще громче, львам необходимо широко раскрывать пасть во время рычания. Вытянули руки вперед, ладони прижаты вместе, правая ладонь поверх левой. Теперь, когда мы начнем рычать, необходимо раскрыть пасть как можно шире. Готовы? Раз, два, три... (Упражнение выполняется 3-5 раз.)
Можно использовать задания типа: «Дорисуй, что чувствует человечек», «Соедини точки и назови, какое настроение у солнышка», «Веселая змейка», «Паровозик настроений».
Система игр и упражнений на развитие коммуникативных умений
Цель: развитие умения выражать чувство радости.
Все участники в кругу по очереди поворачиваются к своп соседу, называя своё имя, ребенок поворачивается к соседу называя его имя, дарит ему свою улыбку.
Цель: умение выражать своё позитивное отношение к др тому.
Все участники берутся за руки, ведущий говорит компл мент своему соседу. Сосед выражает благодарность и говор комплимент следующему.
Цель: умение находить в себе черты характера заданно персонажа.
Педагог предлагает список сказочных героев (мужские женские роли). Каждый ребёнок выбирает себе одного из гер ев, представляется им и называет то качество, за которое выбр себе эту роль. Например: «Я - Буратино, я весёлый». Можно у ложнить задание, и к каждому герою дети будут называть ■ одному положительному качеству.
Цель: преодоление двигательного автоматизма, развии доброжелательности по отношению к другим.
Участники занятия вспоминают, у кого день рождении группе, и ведущий предлагает испечь пирог. Именинник сади к на стул в центр круга. Педагог предлагает детям следующие р ли: мука, яйца, соль, сахар, молоко, яблоки и т. д. - по количп ву детей. Затем ставится воображаемая миска, то есть два рсбё ка держат друг друга за руки. Ведущий называет чью-то роль компонент пирога, и ребёнок садится в миску, а именинник ш полняет действия, необходимые для приготовления пирога (ри мешивает, поглаживая по голове или передвигая детей в миске
Цель: развитие согласованности движений.
Ведущий выбирает паучка, который строит свою паутинку из ребятишек, сидящих в круге. Педагог помогает паучку в случае необходимости.
Возможно использование следующих игр: «Скульптор и глина», «Групповой портрет именинника», «Кукла», «Дракон кусает свой хвост».
Цель: умение соблюдать последовательность действий, действовать по правилам.
Детям раздаются карточки с буквами (по количеству детей). Учитель-ведущий является «оператором», который нажимает на клавиши, хлопая в ладоши. Буква, которая должна быть напечатана, отвечает так же хлопком. Для «печатания» выбирается фраза, количество букв в которой соответствует количеству играющих детей.
Цель: развитие чувства ритма.
На доске пишется фраза или четверостишие из детского стихотворения. Дети отхлопывают его послоговой ритм, обозначая тихими и громкими хлопками ударные и безударные слоги. Задание можно усложнить. Учитель отхлопывает ритм слова, а дети находят его в предложении.
Цель: пополнение словарного запаса.
Учитель раздаёт трафареты, дети обводят их в тетради. Корни дерева - это короткие простые слова, которые пишет на доске учитель. На ветках нужно подписать словообразующие суффиксы. Дети вписывают в крону дерева слова, которые образуются с помощью суффиксов.
Цель: развитие слухового внимания.
Учитель читает стихотворение с ошибочно вставленными в него словами (двери-звери, маки-раки) и демонстрирует стихотворение шуточной картинкой, изображающей допущенную ошибку. Дети исправляют педагога.
Возможно использование заданий: игры на называние слов - антонимов, паронимов, синонимов, работа с перфокартами (карточки с прорезями для быстрой автоматизации навыка письма необходимых букв), фонетическая ритмика.
Система упражнений на развитие графических умений, внимания, оперативной памяти, наглядно-логических действий
Цель: формирование умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданные линии.
Педагог подробно диктует детям, откуда начинать вести линию, какой длины (сколько клеток) и в каком направлении. Продиктовав один раз, предлагает продолжить детям выполнить узор самостоятельно.
Цель: тренировка объёма, концентрации и устойчивости произвольного внимания, скорости формирования простого навыка.
Используются три вида символов: фигуры, цифры, буквы. Буквы и цифры в соответствии с образцом подчёркиваются, зачёркиваются или обводятся кружком; в геометрические фигуры ставится такой же знак, как и на образце.
Цель: развитие умения осуществлять последовательно умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать по признаку.
Рассмотрев внимательно три последовательные фигуры, ребёнку нужно угадать, а затем нарисовать четвёртую фигуру.
Цель: развитие умения определять связи и отношения между фигурами и обобщать их по главному признаку.
Рассмотрев четыре фигуры, ребёнку нужно догадаться, какая из них лишняя, и раскрасить её по-своему.
Цель: развитие умения определять связи между буквами, объединяя их в слова.
Педагог пишет на доске ряд букв и предлагает ребятам найти в строке спрятавшиеся слова.
Например: БСОЛНЦЕИТРИАНСТОЛВКАОСА.
Цель: развитие умения устанавливать связи между буквами и цифрами. Развитие переключаемости внимания.
Педагог предлагает ребятам рассмотреть таблицы, где перепутались буквы и цифры. Затем из таблицы выбрать буквы и записать их в трй последовательности, в которой они идут в алфавите, а также цифры по порядку. Например:
А
2
С
8
Е
5
Г
4
Б
9
Д
7
Цель: развитие процесса ассоциативного запоминания.
Ведущий предлагает детям несвязные между собой слова, которые они обозначают в тетради каким-либо символом, значком. Затем каждый, посмотрев на значок/символ, старается вспомнить, что же за слово он зарисовал в тетради. (По аналогии можно предлагать зарисовать каждое слово в предложении, а затем и целые стихи, что существенно поможет детям их запоминать.) Например: Мама мыла раму (рис. 1 - лицо мамы, рис. 2 - ведро воды, рис. 3 - окно.)
Цель: развитие умения определять связи и отношения между словами.
Педагог предлагает ребятам найти общее между словами, начинать необходимо с простейших связей, например: нос-уши (голова, органы чувств); дождь - град (вода, осадки); зависть - трусость (чувства человека) и т. п.
Цель: развитие аналитико-синтетических связей.
Педагог предлагает детям составить новые слова, при этом исключив одну букву из данных им слов. Например: туг - луг; шарф - шар; крот -рот; мрак - рак; шмель - мель; клад - лад; лось - ось и т. п.
Цель: развитие аналитико-синтетических связей.
Педагог предлагает детям найти и записать общие признаки между предметами и чем они отличаются - в два столбика. Например: яблоко и арбуз.
Общее: круглые по форме, есть семечки, растения.
Отличия: по величине, яблоко - фрукт, а арбуз - ягода, яблоко растет на дереве, а арбуз - на грядке ит. п. Вариан-
ты: кошка и собака; ручка и карандаш; вилка и ложка; книга и тетрадь; существительное и прилагательное; рассказ и стихотворение.
ЛИТЕРАТУРА
Ъ.Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция: межвузовский сб. науч. трудов. - СПб., 1999.
Элъконин, Д. Б. Избранные психологические труды. - М. 1995.