Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Гимнастерка

Фото пользователя Оксана Юрьевна Седова
Submitted by Оксана Юрьевна Седова on пн, 01/02/2016 - 14:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Седова Оксана Юрьевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Красноармейска Саратовской области"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p>Тема&nbsp; исследовательской&nbsp; работы:</p> <p><strong>&laquo;Гимнастёрка&raquo;</strong></p> <p>70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается&hellip;</p>

Содержание

  1. Введение
  2. История появления гимнастёрки
  3. Мой прадед
  4. Моя гимнастёрка
  5. Заключение
  6. Ресурсы
  7. Приложения

Введение

В мае 2015 года наша страна праздновала 70-летие победы над фашистской Германией. Этой дате  и посвящается данный проект. В нашей стране немало сделано для увековечивания подвига героев минувшей войны. «Никто не забыт, и ничто не забыто» - слова глубокого смысла, обращенные не только в прошлое, но и в будущее. В нашей школе осуществляется преемственность поколений, проходят встречи с ветеранами  войны, ведутся «Уроки Мужества» и беседы о героическом подвиге наших дедов и прадедов.  

Солдат оставил тишине

Жену и малого ребёнка,

И отличился на войне...

Как известила похоронка.

 

Зачем напрасные слова

И утешение пустое?

Она вдова, она вдова...

Отдайте женщине земное!

 

И командиры на войне

Такие письма получали:

"Хоть что-нибудь верните мне..." -

И гимнастёрку ей прислали.

 

Она вдыхала дым живой,

К угрюмым складкам прижималась,

Она опять была женой.

Как часто это повторялось!

 

Годами снился этот дым,

Она дышала этим дымом –

И ядовитым и родным,

Уже почти неуловимым.

 

...Хозяйка юная вошла.

 Пока старуха вспоминала,

 Углы от пыли обмела

 И  –  гимнастёрку постирала…                          Юрий Кузнецов

 

Тема моей работы: «Гимнастёрка».

Актуальность: Считаю эту тему актуальной, так как в каждой российской семье есть свои герои войны.

 Гипотеза: изучая историю, мы сможем сделать лучше свое будущее.

Проблема: «Без прошлого нет будущего…»

 Цель  работы:  лучше узнать историю Великой Отечественной войны, историю России.

Задачи:

  • приобретение общих представлений о назначении военной формы и ее разнообразии;
  • овладение навыками конструирования в пошиве гимнастёрки;
  • воспитание патриотизма у подростков;
  • воспитание любви к Родному краю.

Объект исследования:

  • познакомиться с историей одежды воинов нашей страны в 18-20 веках.

Предмет исследования:

  • узнать историю происхождения гимнастёрки. Выполнить выкройку и сшить свою гимнастёрку.

Методы исследования:

  • изучение исторических материалов;
  • изучение семейного архива;
  • практическая работа с тканью;
  • осмысление.

История появления гимнастёрки

Утверждается, что название «гимнастёрка» было введено в официальный оборот только в марте 1942 года по личному распоряжению главного интенданта Красной армии генерал-майора интендантской службы Павла Ивановича Драчёва. До этого решения в официальной документации применялся термин «рубаха», а ещё раньше — «гимнастическая рубаха».

На сегодняшний день ни один исследователь не назовёт точную дату, которую можно считать точкой отсчёта существования гимнастёрки как предмета воинского обмундирования. Большинство авторов сходятся во мнении, что гимнастическая рубаха была введена в конце 50 — начале 60-х годов XIX века для гимнастических упражнений и хозяйственных работ.

Вне строя, в местах расквартирования солдаты носили нижнюю рубаху без мундира с надетой (накинутой) на неё шинелью, с фуражкой на голове. В боевых условиях в местах с жарким климатом нательная рубаха становилась «строевой одеждой». Начальство смотрело на подобные вольности сквозь пальцы. На знаменитой акварели М.Ю. Лермонтова   и Г.Г. Гагарина, запечатлевшей эпизод сражения при реке Валерик на Кавказе, русские солдаты изображены в белых холщовых рубахах, белых полотняных штанах и с белыми чехлами на бескозырках.        (Приложение 1)

Сам же термин «гимнастическая рубаха» впервые встречается в приказе военного министра от 18 июня 1860 года, которым для генералов и офицеров вводился белый полотняный китель по образцу уже существовавшего в кавалерии. В приказе упоминается, что офицеры пехоты должны носить эти кители «на службе только в тех случаях, когда нижние чины надевают установленные для гимнастических упражнений рубашки».

Гимнастическая рубаха имела простой и функциональный покрой, как и большинство народных изобретений: кусок полотна перегибался пополам и сшивался по бокам, затем вырезалась горловина, оформлявшаяся невысоким стоячим воротником и неглубокой застежкой спереди с крючками или пуговицами. К «стану» пришивались рукава без обшлагов. Срок службы определялся одним годом.

Александр III в рамках возрождения «русского» стиля, переодел армию в так называемый народный мундир, что в те годы вызвало много споров и даже приводило к отставкам офицеров, не желавших носить «мужицкой одежды». Не смотря на это, «мужицкая» гимнастическая рубаха для «мужицкого» мундира пришлась как нельзя кстати и стала летней формой одежды — 1 мая каждого года русская армия переодевалась в белое.

В 1905—1912 гг. русская армия переоделась в защитное обмундирование. А в 1912 году появляется походная рубаха русского покроя — косоворотка без карманов, с воротником, застёгивавшимся у левого плеча, справа налево. Ещё через год вводится гимнастёрка с нагрудными накладными карманами с планкой. Приметным отличием офицерской рубахи от солдатской было наличие карманов.                  (Приложение 2)

В дальнейшем появлялись: рубаха летняя для всех родов войск (1922 г.), рубаха суконная (1922 г.), суконная рубаха-френч (1924 г.), рубаха зимняя (1929 г.) и т.д. Изменялись покрой, материал, расположение карманов и прочие детали, но сама гимнастёрка оставалась принадлежностью всех видов формы одежды военнослужащего.

В 1943 году гимнастёрка была заменена мундиром, оставшись принадлежностью только повседневной и полевой форм одежды. Разумеется, слегка изменившись: вместо отложного воротника она получила стоячий, лучше подходивший для ношения погон.

В Советском Союзе  отказались от гимнастёрок в пользу хлопчатобумажных и полушерстяных курток в связи с тем, что затруднено оказание медицинской помощи при ранениях, травмах и при радиационных и химических заражениях, так как снять её значительно труднее, чем куртку.

В 1992 году была отменена офицерская парадная форма цвета морской волны. Были отменены цветные погоны, цветные фуражки и петлицы. В зависимости от конкретного предмета одежды эмблемы родов войск размещались в углах воротника или на погонах. Для повседневной и парадной формы одежды был установлен единый – оливковый цвет.

Около ста лет гимнастёрка верно служила нашим защитникам Отечества. Выдержанная в национальном стиле, она являлась почти идеальной полевой одеждой российского солдата.

Мой прадед Сазонов Иван Андреевич

Тема гимнастерки очень близка нашей семье. Два моих прадеда прошли долгие военные вёрсты, вдыхая дым пожарищ и пыль солдатских окопов. Все военные годы гимнастерка была их неотъемлемой частью одеждой, защищая от солнца, холодов и, возможно,  даже от пуль.

70-летие победы в Великой Отечественной войне – это и мой праздник тоже. Мой прадед, Сазонов Иван Андреевич, был участником той ужасной войны. Свой воинский путь он начал на Дальнем Востоке, в Хабаровске. В этот город он был призван на срочную службу.             (Приложение 3)

Когда началась война,  он встал на защиту своей страны. Прошел  командирские курсы «Выстрел», после которых  прямиком  отправился на Волховский фронт на оборону Ленинграда. Мой прадед был капитаном и командовал батальоном пехоты. Он был хорошим командиром и старался всегда беречь своих солдат, не подставляя их понапрасну под пули.

О боях под Ленинградом прадед не любил рассказывать, потому что ему было очень больно вспоминать события военных лет. Когда он смотрел фильмы про войну, то всегда плакал и говорил, что в кино даже малой части нет того ужаса, который царил на фронте, в окопах, во время боёв. В сражении за Синявские высоты прадед получил тяжелое ранение. Его сильно контузило,  ранило в плечо и засыпало землей. Спасла прадеда санитарная собака. Она нашла и откапала его в окопе, и только потом его заметили санитары. Пришлось долго лечиться в госпитале, но рука так и не восстановилась. В 1943 году его комиссовали и он вернулся домой.

Мой прадед умер 23 года назад, задолго до моего рождения. Но в нашей семье все эти годы бережно хранят память о нем и его подвигах. За свое мужество и отвагу он был награжден орденом Отечественной войны и орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г».

 В настоящее время все его личные вещи, награды, военные фотографии и письма с фронта хранятся в Красноармейском краеведческом музее, куда их передала на хранение моя прабабушка. Думаю, что так будет правильно, и о  подвигах Сазонова Ивана Андреевича смогут узнать больше людей самых разных поколений.

В день Победы, 9 мая каждый год мы приносим к Вечному огню и на могилу прадеда красные тюльпаны. Это наша семейная традиция, которую чтут и соблюдают уже больше двух десятков лет мои бабушка, мама и старший брат, и которую я передам своим детям.

 

Моя гимнастёрка

Готовившись в прошлом году к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, я собрала информацию о своем прадедушке-герое и разместила её на районной «Стене памяти». Для того, чтобы принять участие в параде, посвященном Великой Победе, мы с мамой решили сшить гимнастёрку.

Любая ткань для гимнастёрки не подойдет. Нужна особая, военная. Вместе с мамой мы поехали в Саратов в специальный магазин, где продается все необходимое для военной одежды. Купили ткань, пуговицы, звездочку для пилотки.

Конечно, не просто сшить гимнастёрку, но мы очень старались.

Самый точный крой солдатской гимнастерки мы нашли в памятке по пошиву красноармейской хлопчатобумажной гимнастерки издательства «ГИЗЛЕГПРОМ» 1943 года.

Это самый лучший документ, который только возможно было найти в сети Интернет. В памятке приведены таблицы для построения чертежей конструкций солдатской гимнастерки на все роста и размеры. Эта брошюра представляет собой полное описание по пошиву гимнастерки образца 1938 года. Памятка содержит описание гимнастерки, технические условия, допуски, технологию изготовления, измерения в готовом виде, инструкции к чертежам, эскизы изделия, технические рисунки и чертежи кроя. (Приложение 5)

Раскроили, сметали, примерили, прострочили. Гимнастёрка готова. Очень хотелось поскорее её надеть. На торжественную линейку, посвященную 70-летию Победы, пошла уже в военной форме. После минуты молчания в числе почетной группы «Вахта памяти» отправилась возлагать цветы к Вечному огню на Площадь Победы.

9 мая 2015 года мне запомнится надолго. Площадь была заполнена людьми всех поколений: ветераны – на почетном месте, школьники – в почетном карауле. Почтить память пришли дети и взрослые, молодые и преклонные старики. Великая и скорбная дата живет в сердце каждой семьи. И, по словам поэта Евгения Аграновича, "нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой".

Поэтому сотни и сотни людей встали в «Бессмертный полк», который прошел по площади после праздничного концерта. У каждого в руках был портрет своего героя, не дожившего, к сожалению, до этой юбилейной даты. Я тоже стояла в строю «Бессмертного полка» с портретом своего прадеда. Гимнастерка придавала мне сил и гордости за своего предка, за тысячи других ветеранов, за всех людей, кто помнит и чтит героическое прошлое своей страны. (Приложение 6)

От гимнастерок и военных пилоток в тот день рябило в глазах. И каждый надел защитного цвета форму по зову своего сердца. Словно говоря этим: «Я помню!», «Я горжусь!»

              

Заключение

«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную

оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне  – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле». Академик Д.С. Лихачев

В результате проделанной работы:

  • Познакомилась с историей гимнастерки на территории России;
  • Приобрела представление о назначении военной одежды;
  • Овладела навыками (с помощью мамы) конструирования гимнастерки;
  • Осмыслила великий подвиг русского народа и его значение для будущего нашей страны;

Практическая значимость:

Проект имеет большую практическую значимость. Анализируя опыт прошлых лет,  молодёжь задумается о будущем. Кроме того, мальчишкам и девчонкам нравится выправка военных, красивые мундиры, героические рассказы, ордена, нашивки… Работа адресована школьникам. Продукты проекта можно использовать на уроках истории, технологии, на классных часах и других мероприятиях школы.

Перспектива:

  • продолжить работу по изучению военных страниц истории нашей страны;
  • поделиться собранной информацией со школьным краеведческим  музеем;
  • оказывать помощь учителям школы на основе имеющихся материалов в проведении уроков истории, классных часов, военно-патриотических мероприятий.

 

Гимнастёрка защитного цвета

Ты солдатской любовью согрета,

Пропиталась и потом, и кровью,

Пылью, смертью, слезами и болью.

 

Цветом жизни солдат защитила.

Честь и Славу в боях заслужила.

Ты волшебным была амулетом.

И поклон тебе низкий за это.

 

Путь прошла от Москвы до Рейхстага.

Стала честью Российского флага.

В день Победы с наградой - одета

гимнастёрка защитного цвета.

 

Список ресурсов

  1. Ресурсы Интернет.
  2. Воспоминания моей бабушки Сазоновой Л.В.  о дедушке Сазонове И.А..
  3. Фотографии из семейного альбома.

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Проект Гимнастерка.docx 3.5 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн