Submitted by Ольга Юрьевна Савельева on Fri, 29/01/2016 - 04:45
Внеклассное мероприятие
Тема: День словаря
Форма проведения: беседа, сообщение с использованием мультимедийной презентации, дидактическая игра-исследование
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, интерактивные тренажёры, набор карточек для дидактической игры «Фразеологизмы», выставка словарей и энциклопедий.
Участники: школьники среднего и старшего звена Зал украшен тематическими газетами на тему «День словаря», плакатами с изображением русских лексикографов, оформлена выставка словарей и энциклопедий. Школьники подготовили домашнее задание по темам: «Виды словарей» , «Как работать со словарной статьёй», «Русские лексикографы».
Содержание мероприятия
1.Организационный момент. Школьники распределяются по командам.
Ведущий: Усердней с каждым днём смотрю в словарь
В его столбцах мерцают искры чувства
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать,
Они дались недаром человеку.
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная совесть.(С. Я. Маршак)
22 ноября отмечается День словаря. Французский писатель Анатоль Франс писал: «Словарь-вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Действительно, главный принцип расположения слов в словарях-по алфавиту.
Ведущий обращается к школьникам 4-5-х классов
2.Проблемная ситуация -Ребята, в течение недели вы посещали библиотеку, помогали готовить классные часы по теме «Виды словарей»
Задание 1 (участники: все учащиеся)
Расскажите, какие виды словарей русского языка вы знаете?
В каких случаях словари приходят к вам на помощь?
А сейчас проведём презентацию словарей.
Школьники отвечают с использованием материалов презентации.
Называются словари энциклопедические и лингвистические (орфографический, этимологический, грамматический, орфоэпический, толковый) Затем учащиеся рассматривают словари на подготовленной школьным библиотекарем выставке.
3.Применение новых знаний
Ведущий: -Любой словарь состоит из словарных статей.
Задание 2 (участники: школьники 4-5-х классов) 1.Расположите в алфавитном порядке слова: абажур, подъём, байка, абзац
Задание для команды 6 класса
4.Открытие новых знаний
2.Найдите значение этих слов Школьники старших классов проверяют правильность выполнения задания. Выясняется, что слово может иметь несколько значений.
Задание 3 (участники: школьники 6-7-х классов) Найдите слово, являющееся названием отрасли языкознания, которая занимается теорией и практикой составления словарей: орфография, монография, библиография, автобиография, лексикография. Вспомните имена знаменитых русских лексикографов.
Ведущий: Все виды словарей вы назвали верно.
Задание 4 (участники: школьники всех классов) Прослушайте стихотворение и подберите синонимы к словам: Стихотворение «Промежуток»
Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем все…..(антракт)
На время что-то прекратив,
Мы объявляем….( перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком
- Дают уставшим….(передышку)
После уроков непременно
Нужна ребятам….(перемена)
Стихотворение сопровождается картинным словарём.
Ведущий: -Бить баклуши- бездельничать или заниматься пустяками. Это выражение ещё с древних времён. Так говорят о бездельниках, которые выполняют самую лёгкую работу.
Задание 5 (участники :школьники 8-10-х классов)
Школьники дают понятие слову «фразеологизмы», объясняют смысл и переносное значение устойчивых выражений. «Фразеологизмы»
Задание 6. 5.Применение нового знания
Драматизация (участники: все учащиеся) Школьники каждого класса показывают путём инсценировки какой-либо фразеологизм.
Ведущий: -Ребята, ответьте, в чём важность словарей? (В словарях отражены знания, словари помогают добывать знания)
6.Рефлексия
Интерактивная игра для старшеклассников «Учимся играя» Интерактивная игра «Мешочек слов»
Ведущий: Работу участников мероприятия оценивает библиотекарь нашей школы. Школьники делятся впечатлениями о собственном участии в мероприятии, оценивают участие членов команды. Литература: 1.Ашукин Н.С. и Ашукина М.Г., Крылатые слова,изд.2,М.,1960 2.Уроки русского языка с применением информационных технологий. ,Серия «Современная школа» М. ,«Планета» 3.Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей.-М.,1988