Размещено: Татьяна Николаевна Генова - вт, 26/01/2016 - 11:09
План-конспект занятия (урока)
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Организационный этап
Проверка готовности. Приветствие.
Организация рабочего места. Приветствие.
Введение в тему урока
Слайд №1
Прежде, чем перейти к содержанию урока, я хочу что бы вы обратили внимание на такие понятия как – «рисунок - схема». И в конце урока ответили мне на вопросы: какое изображение мы можем назвать - рисунком, а какое - схемой? В чем, по вашему мнению состоит различие, а в чем состоит взаимосвязь данных понятий? К какой деятельности вы еще используете рисунок и схему, на каких учебных предметах и для какой цели? Для напоминания поставленной задачи, на доске расположены два этих понятия.
Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства по теме, которую частично вы сами определите в ходе урока.
А поговорим мы об окружающем нас мире, но не мире в целом во всем его многообразии, а лишь о не большой его части, которая касается и тебя, и меня, и соседа по парте. А именно…?
Иначе, мы можем назвать на художественном языке данное изображение как?
Так что такое портрет?
Предполагаемые ответы учащихся:
лицо, рожица.
Предполагаемый ответ учащихся:
Портрет
Предполагаемые ответы учащихся:
Изображение головы человека.
Обозначение темы урока
Я знаю, что вы уже знакомы с изображением портрета и его пропорциями, тема «конструкция головы человека» вам знакома. Слайд №2. Но это лишь часть определения нашей темы.
Пропорции головы человека мы повторим чуть позже, а сейчас мы попробуем взглянуть на портрет с другой стороны, подключив свои эмоции и чувства.
Обратимся снова к нашей рожице на доске и изменим лишь одну черту, что изменилось?
(учитель мелом меняет на рисунке мимику)
Слайд №3
Предполагаемые ответы учащихся:
Изменилось настроение.
Объяснение нового материала
Ответьте на вопрос, как или при помощи чего можно изменить настроение человека в портрете?
Обратимся к произведениям художников. Посмотрите внимательно на представленные портреты, разные по технике, манере исполнения и времени создания, но в чем на ваш взгляд состоит основное отличие персонажей?
Рассмотрим перечисленные вами изменения, на примере схемы.
Учитель ведет объяснение, у доски работая с методической таблицей: «Мимика лица».
1.Спокойное выражение лица;
2. Веселое настроение
3. Грустное выражение лица
4. Мимика выражающая удивление
Исходя из изученного, кто- то может назвать одним словом, что меняется на лице человека при изменении настроения?
Слайд № 4(окончательный вариант)
Учитель: Закончим нашу тему словами – «Мимика лица».
Если научимся подмечать мимику лица, то на рисунке можно передать внутреннее состояние человека
Предполагаемые ответы учащихся:
Изменив форму рта, глаз и т д.
Предполагаемые ответы учащихся:
В передаче настроения, характера.
Предполагаемые ответы учащихся:
Мимика лица
Закрепление пройденного материала
Закрепим наши знания на более простой схеме.
Слайд №5
Определите настроение человека под номерами и сравните с правильным ответом. Приведите примеры из жизни, когда именно так проявлялась мимика на вашем лице, отражая настроение.
(Работа со схемой на слайде).
Дети отвечают и приводят примеры из жизненных ситуаций на определенное состояние.
Повторение пройденного материала.
Слайд № 6
Учитель: Перед получением практического задания, вспомним построение головы человека и ее пропорции.
(Повторение пройденного материала по схеме на слайде, ученик - учитель).
Физкультминутка.
Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз;
Исходное положение – стоя. Руки поднять вверх над головой и потянуться за кончиками пальцев как можно выше.
Исходное положение – руки на пояс. Наклоны туловища вправо и влево.
Практическая работа учащихся
Слайд № 7
Задание: Нарисуйте портрет человека, сохраняя пропорции, используя наглядность. Передайте ему свое настроение, впечатление от урока, через мимику. Применяя только простой карандаш. Закончив, поместите свой рисунок на доске. А для положительного настроя на работу, фоном будет звучать приятная мелодия.
(Музыкальный ряд)
Во время практической работы учащихся делаю целевые обходы с целью:
Контроля за правильностью выполнения приемов работы;
Оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;
Контроль объема и качества выполненной работы.
Учащиеся выполняют практическую работу
Итог урока
Наконец вернемся к понятиям «Рисунок-схема» и ответьте на поставленные вопросы в начале урока.
Рисунок передает объем, используется цвет, детальная прорисовка. Схема – это графический плоскостной рисунок.
Подвожу детей к ответу, что в основе каждого рисунка находится схема.
Выставка детских работ «Настроение в портрете».
Полученные навыки, вы можете применить на других образовательных предметах.
Слайд №8
Я надеюсь, вы сегодня получили не только новые знания, но и заряд хорошего настроения.
Предполагаемые ответы учащихся:
Рисунок передает объем, используется цвет, детальная прорисовка. Схема – это графический плоскостной рисунок.
Название этапов занятия (урока) соответствует выбранной технологии