Интегрированный урок изобразительного искусства и литературы на тему: «Художественные образы богатырей в живописи В.М. Васнецова и русских былинах»
Размещено: Ирина Сергеевна Казакова - вт, 26/01/2016 - 05:10
Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к литературным источникам, которые рассказывают о славных богатырях и их подвигах, а также рассмотрим, как эти древние сюжеты изобразил русский художник-живописец, мастер исторической и фольклорной живописи Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926гг.).
Итак, какие русские древние литературные источники вы знаете?
Ответы учеников:«Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», былины.
Учитель: Верно. И вы, наверняка, знаете, кто положил начало русской летописи «Повести временных лет», написанной в 1110 -1118 годах. Это монах Печерского монастыря, летописец Нестор. Вот, как его изобразил Виктор Васнецов.
Обо всём пишет Нестор. Вот, как звучит "Предание об основании Киева"(читает ученик)
«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».
Учитель:Есть в летописи и рассказ о том, как Русь объединилась под властью князя Владимира Мономаха и даёт отпор половцам. Именно в это время составляется этот замечательный памятник русского летописания, проникнутый мыслью о русской земле, о ее защите, о необходимости единения перед лицом внешеней опасности. Летопись воспевает богатырство, силу, доблесть, подвиги русских воинов.
«Слово о полку Игореве» - это еще одно произведение, с которым вы знакомились на уроках литературы. Это памятник древнерусской литературы конца 12 в., написанный неизвестным автором вскоре после похода Игоря Святославича, князя новгород - северского, на половцев в 1185 под свежим впечатлением событий. Тяжёлое поражение, которым закончился поход, послужило автору поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли и для страстного призыва к князьям прекратить раздоры и объединиться для отпора кочевникам.
Вот как в «Слове о полку Игореве» звучит описание этой битвы (читает ученик).
По земле тогда по Русской
Голос пахаря был редок, часто каркал черный ворон,
Ворон с вороном делили труп убитого, и галки
На кормежку сокликались, говоря своею речью.
Так бывало в прежних бранях, в тех полках и в тех походах,
Но такого не бывало и не слышано сраженья,
Чтоб до вечера от рани, чтобы с вечера до света
Били тучи стрел каленых и гремели сабли в шлемы,
Был бы треск булатных копий на незнаемом том поле,
На незнаемом том поле, средь земли той Половецкой.
Под копытами прибитой, там костьми земле посев был,
И она полита кровью, и взошел посев печалью,
Ах, тугой — тоской-бедою на земле взошел он Русской! (перевод Бальмонта)
Учитель: Картина В.Васнецова, посвященная этому сюжету, называется «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1878 г.).
Он начал писать её в 1878 году, и это полотно стало одним из первых в, так называемом, историко-былинном цикле живописца. Однако художник изображает на ней не саму битву, а поле брани после схватки. Как вы думаете, почему?
Искусствоведы считают, что таким образом художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Поэтому на его картине - не ужасы битвы, а величие смерти за Родину.
Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения Родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На тёмно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна.
Подходит ли, по вашему мнению, эта иллюстрация к описанию битвы? Что изобразили бы вы?
Ответы учеников /.../
Учитель:Продолжает начатый художником цикл произведений, посвященных былинным героям, одна из самых известных работ Виктора Михайловича - "Богатыри" (1898 г.).
Описание образов этих русских воинов художник черпал, как вы правильно сказали, в первую очередь, из былин. Ведь они являются одним из самых ярких литературных источников, повествующих о жизни наших предков. Наука называет былины героическим эпосом. Это патетическое, торжественное песнопение, повествующее о великих деяниях необыкновенных людей. Они имеют песенно-стихотворную форму. Итак, былины – это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель - возвеличить социальные и нравственно-этические идеалы народа.
« Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», - так писал Васнецов.
Былины о трех богатырях относятся к Киевскому и Владимиро-Суздальскому периодам в истории былин, к концу Х началу ХI вв.. В это время Киевское государство достигло расцвета. Под властью Киева находились восточнославянские пелемена, племена по Волге, Оке, Новгородские земли.
Итак, вы получили задание на дом - найти в былинах об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче их описания. И сейчас мы с вами попробуем исследовать, насколько эти описания совпадают с образами богатырей на полотне Васнецова.
Что же мы узнаем о богатырях из былин?
Ответы учеников: Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого, кроме него, не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище» . Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному».
("Витязь на распутье", 1882 г.)На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
Отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»(читает ученик)
Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
- Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?
Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:
- Есть я с славного из города из Мурома,
Из того села да Карачарова,
Есть я старыя казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович.
Учитель:Возвращаясь к картине "Богатыри", можно ли угадать, кто из троих - Илья Муромец? По каким чертам?
Ответы учеников:Славный богатырь, кряжист, могуч, с легкостью держит в руке палицу булатную, о прямоте и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестъянского лица.
Учитель: Мы уже знаем с вами, что Илья́ Му́ромец, сын Иванович - историческое , реальное лицо, жившее около 1188 года— один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином.
А где Васнецов нашёл описание коня и вооружения Ильи, чтобы изобразить на картине "Илья Муромец" (1914 г.)?
Ответ ученика:в былине «Илья Муромец и Калин царь». (читает ученик)
На коня накладывает потничек,
А на потничек накладывает войлочек -
Потничек он клал да ведь шелковенький,
А на потничек подкладывал подпотничек,
На подпотничек седелко клал черкасское,
А черкасское седёлышко недержано,
И подтягивал двенадцать подпругов шелковыих,
И шпенёчики он втягивал булатные,
А стремяночки покладывал булатные,
Пряжечки покладывал он красна золота,
Да не для красы-угожества -
Ради крепости всё богатырскоей:
Еще подпруги шелковы тянутся, да они не рвутся,
Да булат-железо гнется - не ломается,
Пряжечки-то красна золота,
Они мокнут, да не ржавеют.
И садился тут Илья да на добра коня,
Брал с собой доспехи крепки богатырские:
Во-первых, брал палицу булатную,
Во-вторых, копье брал мурзамецкое,
А еще брал саблю свою острую,
Еще брал шалыгу подорожную,
И поехал он из города из Киева.
Учитель:А что можно сказать об этом богатыре, прочитав финальный отрывок былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник"?
(читает ученик)
Засвистал как Соловей тут по-соловьему,
Закричал Разбойник по-звериному -
Маковки на теремах покривились,
А околенки во теремах рассыпались.
От него, от посвиста соловьего,
А что есть-то людушек - так все мертвы лежат,
А Владимир-князь-от стольно-киевский
Куньей шубонькой он укрывается.
А й тут старый-от казак да Илья Муромец,
Он скорешенько садился на добра коня,
А й он вез-то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
Говорил Илья да таковы слова:
- Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!
А тут Соловью ему й славу поют,
А й славу поют ему век по веку!
Ответ ученика: эта история характеризует Илью, как бесстрашного и справедливого защитника Киева и Руси.
Учитель: Верно. А что можно сказать по картине о Добрыне Никитиче и что мы узнаём о нём из былин?
Ответ ученика: Изысканная украшеннocть, изящество снаряжения указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его взор, полный справедливости и блaгopoдcтва. Как становится ясно из былин, Добрыня был женат, с людовью и уважением относился к матушке, слушал ее наказы. Князь Владимир посылает его в Орду, на переговоры:
Он молодец женат, не холост,
Он и съездит нынь в Золоту Орду,
Выправит дани-выходы
Да за двенадцать лет.
Написали Добрыне Никитичу посольный лист.
Ответ ученика: Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения, порой, и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня отличается не только храбростью, но и дипломатическими способностями.Добрыня Никитич был послан и освобождать племянницу князя Владимира Забаву Путятичну, что говорит о большом доверии к этому богатырю.
Тогда Добрыня во нору пошел.
Во тыи в норы да во глубокие,
Там сидит сорок царей, сорок царевичей,
Сорок королей да королевичей,
А простой-то силы - той и сметы нет.
Тогда Добрынюшка Никитинец
Говорил-то он царям да он царевичам
И тем королям да королевичам:
- Вы идите нынь туда, откель принесены.
А ты, молода Забава дочь Потятична,-
Для тебя я эдак теперь странствовал -
Ты поедем-ка ко граду ко Киеву
А й ко ласковому князю ко Владимиру.
И повез молоду Забаву дочь Потятичну.
А вот, как описывается его конь в былине «Добрыня и Змей»
Да йдет на конюшню на стоялую,
А берет в руки узду он да тесьмяную,
А берет он дедушкова да ведь добра коня
Он поил Бурка питьем медвяныим,
Он кормил пшеной да белояровой,
Он седлал Бурка в седелышко черкасское,
Он потнички да клал на спинушку,
Он на потнички да кладет войлочки,
Клал на войлочки черкасское седелышко,
Всех подтягивал двенадцать тугих подпругов,
Он тринадцатый-то клал да ради крепости,
Чтобы добрый конь-то с-под седла не выскочил,
Добра молодца в чистом поле не вырутил.
Подпруги были шелковые,
А шпеньки у подпруг все булатные,
Пряжки у седла да красна золота -
Тот да шелк не рвется, да булат не трется,
Красно золото не ржавеет,
Молодец-то на коне сидит да сам не стареет.
Учитель:Кто же послужил прототипом Добрыне Никитича?
Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.
Совпадает ли былинное описание этого богатыря с изображением на картине Васнецова?Как художнику удалось передать его образ?
Ответ ученика:Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность.
Учитель:Каков же наш следующий герой? Кто нашел в былинах характеристики Алеши Поповича?
Ответы учеников: Вот, что сказано в былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» о происхождении Алеши (читает отрывок)
Говорил им ласковый Владимир-князь:
- Гой вы еси*, добры молодцы!
Скажитеся, как вас по имени зовут -
А по имени вам можно место дать,
По изотчеству можно пожаловать.
Говорит тут Алеша Попович млад:
- Меня, государь, зовут Алешею Поповичем
Из города Ростова, сын старого попа соборного.
В былине «Добрыня и Алеша» так размышляют о достойном богатыре, которого можно послать в Золотую Орду (читает отрывок):
Говорит Владимир стольно-киевский:
- Ай же вы князи мои, бояра,
Сильные могучие богатыри!
А кого мы пошлем в Золоту Орду
Выправлять-то даней-выходов
А за старые года, за новые -
За двенадцать лет.
А Алешу Поповича нам послать,
Так он, молодец, холост, не женат:
Он с девушками загуляется,
С молодушками он да забалуется.
Из былин мы узнаем и о хитрости этого богатыря, которая помогла победить Тугарина Змеевича (читает отрывок из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»).
В те поры Алеша не слушался,
Взвился с товарищем и вон пошел,
Садилися на добрых коней,
Поехали ко Сафат-реке,
Поставили белы шатры,
Стали опочив держать,
Коней отпустили в зелены луга.
Тут Алеша всю ночь не спал,
Молился богу со слезами:
- Создай, боже,тучу грозную,
А й тучу-то с градом-дождя!
Алешины молитвы доходчивы -
Дает господь бог тучу с градом-дождя.
Замочило Тугарину крылья бумажные,
Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.
Приходил Яким Иванович,
Сказал Алеше Поповичу,
Что видел Тугарина на сырой земле.
И скоро Алеша наряжается,
Садился на добра коня,
Взял одну сабельку острую
И поехал к Тугарину Змеевичу.
Увидел Тугарин Змеевич Алешу Поповича,
Заревел зычным голосом:
Говорил ему Алеша Попович млад:
- Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад.
Бился ты со мной о велик заклад
Биться-драться един на един,
А за тобою ноне силы - сметы нет.-
Оглянется Тугарин назад себя -
В те поры Алеша подскочил, ему голову срубил.
И пала голова на сыру землю, как пивной котел.
Алеша скочил со добра коня,
Отвязал чембур от добра коня,
И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,
И привязал к добру коню,
Ипривез в Киев-град на княженецкий двор,
Бросил середи двора княженецкого.
И увидел Алешу Владимир-князь,
Повел во светлы гридни,
Сажал за убраны столы;
Тут для Алеши и стол пошел.
Сколько время покушавши,
Говорил Владимир-князь:
- Гой еси, Алеша Попович млад!
Час ты мне свет дал.
Пожалуй, ты живи в Киеве,
Служи мне, князю Владимиру,
Долюби тебя пожалую.
В те поры Алеша Попович млад
Князя не ослушался,
Стал служить верой и правдою
Учитель: Прообразом Алёши Поповича считается сын ростовского попа Левонтия - Александр (Олеша) Попович. По некоторым утверждениям Алёша Попович родом из Пирятина (Полтавская область). По историческим данным, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. Но его отличает не только сила и мужество, но и удаль, натиск, находчивость, сметливость, хитроумие. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение.
Как Васнецову удалось передать эти качества младшего из трёх богатырей?
Ответ ученика:Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Хитрость и лёгкость нрава можно определить по глазам богатыря и улыбке.
Учитель: В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность. Но не отталкиевает, а наоборот делает образ богатыря более человечным, сложным и интерсным. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.
На эту тему у В.Васнецова есть еще одна картина - "Баян" (1914 г.)
На ней, князь Игорь со своею свитою. Все слушают Баяна, который дает напутствие, поднимает ратный дух. Воины и князь сидят полукругом рядом с Баяном. Князь Игорь одет в зеленую тунику и бордовый плащ и, сидя между дружинников, смотрит на горизонт. В картине автор использует темные тона, чтобы передать момент затмения солнца, не сулившее ничего хорошего для дружины. Чтобы показать этот момент, художник делает темными не только небо, но и затемняет землю и одежду героев картины.
Итак, как вы считаете, могут ли картины Виктора Михайловича Васнецова служить для нас еще одним источником знаний о жизни и характере наших предков наравне с литературными описаниями?
Насколько близок Васнецов в своем представлении о богатырях к образам, созданным в былинах?
Как вы считаете, почему художник посвятил столько картин русским богатырям? Что объединяет этих воинов?
Вывод: Общей характеристикой для русских богатырей является, прежде всего, то, что богатыри - это носители нравственных ценностей русского народа, смысл жизни которых заключен в служении и защите Родины. Сказания о их жизни и подвигах, также как и посвященные им произведения изобразительного искусства, призваны послужить для их потомков примером мужества, отваги и готовности бороться за правое дело.