С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, на темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки…, собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы, их особенностями, свойствами, характерными признаками, о её связи с живой природой, делает возможным продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека.
Основное содержание исследований, проводимых в средней группе с неживой природой, предполагает формирование у детей представлений об объектах неживой природы - вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем, о свойствах и признаках этих веществ, об агрегатных состояниях веществ (жидкое, твердое), об условиях изменения агрегатных состояний жидкости (лед —» вода, вода -» лед), о природных явлениях – свет, цвет, звук, теплота.
При планировании работы по организации исследовательской деятельности с детьми средней группы мы исходили из задач Основной общеобразовательной программы ДОУ и опирались на методическое пособие «Неизведанное рядом» Ольги Витальевны Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В. Щетининой. Перспективный план составили с учётом возрастных особенностей детей, по принципу от простого к сложному.
В группе мы оборудовали детскую мини – лабораторию «Почемучка», которую наполнили необходимым оборудованием и материалом для проведения наблюдений, экспериментов с объектами неживой природы.
Эксперименты с неживой природой мы планируем в различных видах организованной и самостоятельной деятельности детей: при проведении НОД, наблюдения и труд на прогулке, дидактические игры, беседы, плановые эксперименты, работа в лаборатории, игры детей в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями и так далее).
Эксперименты могут быть также частью любой непосредственной организованной деятельности с детьми (познавательной, речевой, художественно – эстетической)
На участке предлагаем детям игры с песком, помогает детям лепить куличи, строить горку, дом для собаки, кошки, гараж для машины. Помогаем детям не только лепить пирожки, но и использовать их в игре «угощение», «булочную» и др. Предлагаем детям самим определить, какой песок в песочнице (сухой или влажный), можно ли в него играть. Почему? Предлагаем понаблюдать и рассказать, как меняются свойства песка, когда его поливают из лейки.
Все планируемые эксперименты проводятся в мини – лаборатории от имени игрового персонажа – «Знайки».
Дети просеивают песок через сито и выясняют хорошо ли проходят через него частички песка. Почему?
Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть, а рассматривая почву через лупу они находят остатки вымерших насекомых и растений.
Только в сравнении дети могут сказать, что песок может быть сухим или влажным.
Для этого предлагали слепить разные формы из мокрого и сухого песка.
Чтобы выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. Детям предложили слепить шарики из песка и глины: дали им высохнуть, после чего проверили прочность построек. Сделали вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выяснили, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины.
Провели опыт «Где вода?» В прозрачные емкости с сухим песком и с сухой глиной дети наливают одновременно одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выясняют, что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду).
На прогулке обращаем внимание, где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, так как они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпали песком (для впитывания воды).
Летом на участке можно предложить детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины: дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек. Выясняется о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания, а сухой песок форму не сохраняет.
Для расширения представлений о свойствах и характерных признаках воды мы проводили такие эксперименты: потрогали воду рукой под краном, в стаканчиках (выяснили - вода может быть теплой и холодной); потрогали стаканчики с теплой и холодной водой (вода может нагревать другие предметы); понюхали (без запаха). Проводили следующие опыты:
Опыт «Окрашивание воды». В ёмкость с водой опустили рисунок, написанный красками. Дети увидели, что рисунок размылся, а вода изменила цвет. Обсуждают, как еще можно окрасить воду (добавить краситель).
Добавили краситель в каждый стаканчик. Узнали, как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах — сильнее; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество).
Далее мы знакомим детей с двумя агрегатными состояниями воды — жидким и твердым.
Заносим цветные льдинки в группу. Дети рассматривают цветные льдинки, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости).
Для выяснения, какая вода (холодная или горячая) быстрее застывает, формочки с горячей и холодной водой выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла.
Далее из опытов дети узнают, как взаимодействует вода и снег? Для этого в стакан с теплой или с холодной водой опускают снег. Выясняют, что произошло с водой, со снегом (снег растаял, а вода потеряла свою прозрачность).
Где снег быстрее растаял: в стакане с теплой или с холодной водой?
Для расширения представлений детей с таким природным явлением, как, тепло, проводили следующие эксперименты:
1. Внести льдинки в группу, рассмотреть их (они твердые, холодные). Выясняют, можно ли их сделать теплыми, где можно их согреть? Проверяют все предположения детей: батарея, варежки, ладошки, свеча и т.д., раскладывают льдинки на десять минут в разные места. Определяют, где быстрее льдинка превратится в воду (там, где больше тепла: свеча, батарея, рука и т.д.).
2. Так же можно распределить емкости с водой следующим образом: первая — на подоконнике, вторая — между рамами, третья — на участке Возвращаясь с прогулки, рассматривают все емкости и выясняют, что произошло с водой в каждой из них и почему (вода начала замерзать, превращаться в льдинки: чем холоднее место, тем сильнее промерзла вода; на подоконнике вода не замерзла, потому что там тепло).
3. Зимой можно предложить детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой — прохладно); похлопать в ладоши, потереть рука об руку, выясняется, что в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко; потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку – щеке стало сначала тепло, потом горячо. Так подводят детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.
4. Можно предложить детям вылепить Деда Мороза и Снегурку из снега, внести их в помещение, закутать одну фигурку в «шубу» (полностью), а другую — оставить открытой. Выясняется – открытая фигурка начала таять (в помещении тепло, снег в тепле тает). Втора фигура осталась такой же прочной, как была («шуба» защитила ее от тепла комнаты, снег не растаял).
Детям обязательно нужно рассказать, где в природе встречаются вода, для чего и как мы её используем. Подвести к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно.
На вопрос, что такое воздух, как можно увидеть и почувствовать воздух, дети обычно затрудняются ответить.
Чтобы обнаружить воздух, дети дуют в трубочку, на полоски бумаги, надувают воздушные шары, пускают мыльные пузыри.
Чтобы узнать, что воздух есть и в других предметах проводили следующий опыт. Кусочек поролона опустили в воду, наблюдали за выделением воздушных пузырьков. Выяснили, что это воздух. Откуда он взялся (вода вытеснила воздух).
Чтобы определить характерные признаки воздуха, провели опыт. Взяли два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом). Дети взвешивали их на руке, открывали, нюхают и пр. Пришли к выводу, чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Сделали вывод: воздух мы не видим, без запаха, не имеет формы.
О том, что воздух имеет силу можно провести опыт «Пузырьки-спасатели» Налить минеральной воды в стакан. Бросить в стакан кусочки пластилина. Что наблюдаем? Пластилин всплывает с пузырьками воздуха (воздух легче воды, имеет силу).
О том, что воздух занимает место можно провести опыт «Водолаз». Прикрепить с помощью пластилина бумажного человечка ко дну стакана вниз головой. Перевернуть стакан и медленно погрузить в воду. Вытащить стакан. Почему не промок человек? (в стакане воздух, воздух занимает место).
Из опытов и экспериментов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Детей всегда интересует вопрос: почему предмет начинает звучать? Чтобы ответить, проводим следующие эксперимент. Рассматриваем линейку и выясняем, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимаем к столу, за свободный конец дергаем — возникает звук. Дети обсуждают, линейка дрожит, колеблется; останавливают дрожание рукой – звук прекращается. Оказывается, причина возникновения звука: колебание предметов.
Как заставить натянутую резинку звучать (подергать, сделать так, чтобы резинка дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом).
Слушали как звучит колокольчик. Почему звучит?
А как распространяется звук? Почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку).
Цикл опытов и экспериментов был направлен на знакомство со светом. Детям дают понять, что источники света могут принадлежать к природному (солнце, луна) и рукотворному миру (лампа, костёр, фонарик) и дают понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный).
В средней группе впервые начинаем проводить эксперименты с магнитами. Выясняем вместе с детьми способность магнита притягивать некоторые предметы; даём понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Для этого проводим следующие опыты.
- «Волшебная рукавичка» Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет "почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.
- «Волшебный машина» Воспитатель демонстрирует, как сама машина едет на картонном листе, как мишка двигается по экрану. Дети выясняют, почему предметы двигались. На них были прикреплены металлические пластинки. А внизу был магнит. Дети убирают металлические пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита (фигурки не притягиваются).
Опыт «Парящий самолёт»
Вырезают из бумаги бабочку, протыкают её булавкой, привязывают к головке булавки нитку, преподносят медленно магнит к бабочке. Что происходит с бабочкой?
В процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Чтобы выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.
|