Submitted by Ольга Юрьевна Савельева on Sat, 23/01/2016 - 17:29
Рабочая программа по русскому языку
для учащихся 6 класса
школьного отделенияIвида.
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Савельева О.Ю.
Г.Петропавловск-Камчатский
2015г.
Пояснительная записка.
В связи с отсутствием программ для глухих детей с задержкой психического развития в старшей школе, и учитывая, что содержание программного материала 6 класса по программе для детей с задержкой психического развития совпадает с содержанием программного материала 5 класса для глухих детей без дополнительных нарушений, рабочая программа учебного предмета «Русский язык»» составлена на основе программы 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида 2003 г, авторы Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова, допущенной Министерством образования Российской Федерации. Обучение глухих детей языку в условиях коммуникативной системы - это обучение речевой деятельности разных видов: говорения (разговорной и монологической речи), письма, чтения, слушания( в доступных пределах). Овладение каждым видом речевой деятельности требует формирования у детей потребности в речи, обеспечения мотивированности самого высказывания в каждом конкретном случае, обучение планированию высказывания, отбору средств и способов его осуществления.
Дети одновременно овладевают фонетикой, лексикой, грамматикой, орфографией и синтаксисом.
В соответствии с образовательной программой школы использован учебник «Русский язык» для 5 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений 2вида . Автор: Т.С. Зикеев «Издательство» Владос 2013г.
Основная цель обучения языку учащихся с задержкой психического развития состоит в развитии языковой способности, формировании видов речевой деятельности, овладении языковыми закономерностями.
Рабочая программа по русскому языку призвана решать следующие задачи:
-обеспечить обучающегося системой языковых знаний и умений;
-стимулировать интеллектуальное развитие обучающегося;
-формировать у учащихся лингвистические компетенции;
-вооружить обучающегося основами знаний о языке и речи(языковая компетенция);
-воспитывать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь
Организация работы по предмету.
В соответствии с учебным планом программа составлена из расчёта 3 часа в неделю, всего 102 часа.
Специальные методы и приёмы обучения.
Основным способом восприятия учебного материала на уроках русского языка является слухо- зрительный, но, как и на других уроках, проводится работа по развитию остаточного слуха школьника. В материал каждого урока включаются задания, воспринимаемые только на слух.
При выполнении заданий, касающихся непосредственно учебного материала, восполнение недостатков слуха происходит за счёт специальной организации восприятия. Недостающий слух восполняется путём усиления работы зрительного анализатора и формирования зрительных образов слов.
Учитель использует в работе демонстрационные материалы: речевые и языковые таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал.
Формы организации учебного процесса традиционно классические формы, методы и приёмы. С целью активизации познавательной деятельности обучающихся практикуются различного рода учебные задачи с привлечением дидактических игр, введение упражнений и игр занимательного характера, использование наглядных и технических средств обучения.
Структурное содержание предмета.
В 6 классе продолжается работа по изучению всех уровней школьного курса: фонетический, лексико-семантический и грамматический. Понятия, характеризующие систему русского языка, охватывают все разделы науки о нём. В раздел «Фонетика» включены понятия: звуки речи; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные по мягкости-твёрдости, по звонкости-глухости; слог, ударение. В разделе «Морфология» поставлены понятия, описывающее слово как часть речи. Курс фонетики и морфологии органически связан с содержанием систематического курса русского языка в средней школе и охватывает широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам русского языка. Синтаксическая система представлена группами понятий, описывающих словосочетания и предложения. Через предложение (его состав и связи) формируются представления о частях речи, их назначении, об основных категориях и формах, позволяющих выступать в определённых синтаксических ролях. В структуре уроков учтена необходимость систематического повторения разделов языкознания, изученных ранее; даны разные типы заданий: словарные, творческие, объяснительные, сочинения, вопросы по теории языка, практические работы, тексты, лингвистические задачи различной сложности, работы со словарями. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития также нашла отражение в структуре программы. Каждый тематический блок неразрывно связан или интегрирован. Так, например, при обучении морфологии учащаяся не только получает соответствующие знания и овладевает необходимыми умениями и навыками, но и совершенствует виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки. Разработка программы руководствуется принципиальным положением: ход и содержание каждого урока ориентированы на достижение конкретного конечного результата, то есть на овладение определёнными умениями и навыками.
Организующим центром всей программы является грамматика, поэтому в основном работа по анализу коммуникативных единиц и их вариативному продуцированию осуществляется в процессе изучения сведений по грамматике. В содержание работы по грамматике входят: изучение синтаксической структуры предложения; знакомство с его составом. При этом ведутся наблюдения над семантикой каждой конструкции, простейшими видами предложений, с членами предложений. Формирование у обучающихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм и грамматических связей между собой. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям усвоить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития. Таким образом, программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурированно на основе компетентностного подхода. Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Формы контроля в процессе обучения: выполнение практических заданий в письменной и устной форме, самостоятельные и контрольные работы.
С целью активизации познавательной деятельности обучающихся практикуются различного рода учебные задачи с привлечением дидактических игр, введение упражнений и игр занимательного характера, использование наглядных и технических средств обучения. В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
-самоконтроль- при введении нового материала;
-взаимоконтроль- в процессе его отработки;
-рубежный контроль- при проведении проверочных работ;
-итоговый контроль, включающий контрольное списывание, административные контрольные работы и словарные диктанты.
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
1.Фонетика и орфография.
2.Синтаксис и пунктуация.
3.Состав слова.
4.Морфология.
Основное содержание программы.
Раздел 1.Фонетика и орфография (8ч)
Звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Фонетический разбор слова.
Цель: углубить знания учеников о фонетике русского языка; соотношение фонетики и орфографии, произношения и написания
Раздел 2.Предложение. Его состав и связи слов в нём (9ч)
Предложение. Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Составление предложений по заданиям, отграничение их от других единиц и речевых образований (слов, словосочетаний, текста, наборов слов, не законченных по смыслу предложений).
Цель: сформировать умение осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения; предложение как средство выражения мысли, чувства; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации.
В результате изучения материала учащиеся должны знать:
-составлять разные ответы на один и тот же вопрос;
-ответить на вопросы одним словом, целым предложением, связным текстом;
-составить предложения из данных слов;
-дописать предложения по вопросам;
-анализировать предложения по смысловому содержанию путём подбора синонимических замен-предложений других структур;
-составлять предложения по разным заданиям;
-группировать предложения, сходные по строению или смыслу
Раздел 3.Состав слова (9ч)
Окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Значение суффиксов. Значение приставок.
Цель: показать значение морфем в образовании слов; формировать умение устанавливать связи между языковыми явлениями
В результате изучения материала учащиеся должны знать:
-словообразовательную роль приставок и суффиксов, формообразующей роли окончаний; смысловую общность однокоренных слов;
-значимые части слова;
-значение слов с приставками одинакового и противоположного значения;
-значения слов с различными по лексическому значению суффиксов;
-образование однокоренных слов;
уметь:
-изменять формы частей речи в зависимости от их места и роли в предложениях;
-выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова(в словах несложной структуры);
-понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
-по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
-пользоваться словарём морфемного строения слов.
Раздел 4.Морфология.
Имя существительное. (18 ч)
Понятие об имени существительном. Различение существительных мужского, женского и среднего рода по их связям с другими словами в предложении. Употребление в роли подлежащего существительных мужского, женского и среднего рода, единственного или множественного числа. Употребление существительных в роли дополнения и обстоятельства. Понятие об имени существительном, его роли в предложении и связях с другими словами. Употребление существительных трёх родов в единственном и множественном числе в роли обстоятельства в родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах. Систематизация знаний о падежных формах существительных и о значении этих форм для выполнения существительным синтаксической роли.
Цель: уточнить знания учащихся о склонении как изменении окончаний имён существительных по вопросам в зависимости от связи слов в предложении; ознакомить учащихся с особенностями склонения имён существительных в единственном и множественном числе.
В результате изучения материала учащиеся должны знать:
-термин именительный падеж имени существительного;
-название косвенных падежей и вопросов к одушевлённым и неодушевлённым существительным;
-грамматические признаки имён существительных: существительные бывают мужского, женского или среднего рода, изменяются по числам и падежам, могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными; в предложении чаще употребляются в роли подлежащего или дополнения, реже- в роли сказуемого или обстоятельства; с именем существительным в роде, числе и падеже согласуется прилагательное, в числе- глагол(глагол прошедшего времени- в роде и числе);
-окончания существительных мужского, женского и среднего рода во множественном числе;
-правило правописания ь у существительных с шипящими на конце;
-наиболее употребительные существительные с ь на конце: речь, роль, жизнь, деятельность, радость, учитель и др.
уметь:
-различать существительные мужского, женского и среднего рода по их связям с другими словами в предложении;
-определять начальную форму существительных разных родов, образование форм этих существительных исходя из изменения их синтаксической роли в предложениях;
-задать вопрос к существительному в именительном падеже;
-ставить смысловой падежный вопрос к имени существительному;
-употреблять в роли подлежащего существительных мужского, женского и среднего рода, единственного или множественного числа;
-употреблять существительные трёх родов в единственном и множественном числе в роли дополнения в родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах с предлогами и без них;
-составлять конструкции словосочетаний на согласование и управление с существительными в роли обстоятельства в этих падежах, выступающими в ч.роли дополнений:
Глагол как часть речи. Глагол настоящего, прошедшего, будущего времени, его изменение во всех временах, согласование с существительным или личным местоимением в роли подлежащего. Понятие о глагольном управлении. Глаголы совершенного и несовершенного вида, сопоставление их по смыслу в составе предложения.
Цель: углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении, видо-временные формы);научить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.
В результате изучения материала учащиеся должны знать:
-общее грамматическое значение глагола, морфологические признаки, роль в предложении;
-время глагола;
-лицо и число глагола;
-понятие о глагольном управлении;
-совершенный и несовершенный вид глагола
уметь:
-различать группы глаголов по их значению;
-различать глаголы совершенного и несовершенного вида;
-различать формы прошедшего, настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении;
--соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в предложении;
-согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным личным местоимением;
-употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже;
-строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.
Личные местоимения (9ч)
Употребление личных местоимений в роли подлежащего, дополнения, обстоятельства вместо существительных. Согласование местоимений с глаголами. Употребление местоимений в конструкциях по типу управления. Образование падежных форм личных местоимений для выполнения различных синтаксических ролей в составе предложения.
Цель: сформировать и уточнить понимание функциональных значений личных местоимений; формировать умения, направленные на уместное употребление местоимений в зависимости от речевой ситуации.
В результате изучения материала учащиеся должны знать:
-понятие о местоимении: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки;
-различать и правильно соотносить местоимения со знаменательными частями речи;
-личные местоимения , их значение, изменение и роль в предложении;
-роль местоимений в речи
уметь:
-опознавать местоимения и правильно соотносить их со знаменательными частями речи (существительным, прилагательным, числительным, наречием);
-различать местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа;
-использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением;
-пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке нормами.
Прилагательное, порядковое числительное, притяжательное местоимение в роли определения (10ч)
Различие указанных частей речи по вопросам какой? чей? который? (во всех родах единственного и множественного числа). Согласование их с существительными в роде, числе, падеже. Накопление конструкций с указанными частями речи (словосочетаний).Прилагательное как часть речи. Число имён прилагательных. Род имён прилагательных. Согласование существительного и прилагательного. Количественные и порядковые числительные. Притяжательные местоимения. Притяжательные местоимения в роли определения.
Цель: на основе обобщения свойств конкретных имён прилагательных формировать умение выделять показатели, свойственные именам прилагательным как части речи, формировать навыки определения падежа имени прилагательного, расширить представления учеников о согласованном определении; правильно согласовывать порядковые числительные в сочетаниях с именами существительными ,познакомить с синтаксическими признаками порядковых числительных, которые в предложении обычно бывают определениями; сформировать понимание функционального значения притяжательного местоимения в предложении(в предложении местоимения бывают обычно определениями).
В результате изучения материала учащиеся должны знать:
-представления о согласованном определении как о второстепенном члене предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей?;
-синтаксические признаки прилагательных в предложении;
-синтаксические признаки порядковых числительных;
-значение притяжательных местоимений в предложении;
уметь:
-различать имена прилагательные, порядковые числительные, притяжательные местоимения по вопросам какой? чей? который? (во всех родах единственного и множественного числа);
-согласовывать указанные части речи с существительными в роде, числе, падеже;
-использовать в речи конструкции с указанными частями речи;
Наречие в роли обстоятельств (8ч)
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Употребление наречий, отвечающих на вопросы где? куда? откуда? когда? как? (в составе предложений). Сопоставление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами или наречием.
Цель: формировать умение опознавать и выделять наречия, определять грамматическую роль наречий в предложении и практическую необходимость их употребления в связной речи;
В результате изучения материала учащиеся должны знать:
-общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
-значение наречий и стилистической их роли в предложении;
-синтаксическую роль наречия в предложении;
-отличие и сходство наречий с другими частями речи;
-синтаксическую роль наречия в предложении
уметь:
- распознавать наречия, определять их роль в предложении;
-находить в предложениях наречия и определять, на какие вопросы они отвечают, объяснять смысл наречий;
-продолжить предложение, используя наречия;
-подобрать к каждому наречию подходящий по смыслу глагол;
-дифференцировать наречия с другими частями речи;
-группировать наречия по их значению;
-в случае затруднения справляться о значении наречий в толковом словаре
Раздел 8.Повторение и систематизация изученного материала (7ч)
Систематизация знаний о частях речи и их роли в предложении. Связь частей речи и значение формы каждой части речи для выполнения синтаксической роли.
Цель: сформировать умение осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения; предложение как средство выражения мысли, чувства; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации.
В результате изучения материала учащиеся должны знать:
-грамматические термины: слово, словосочетание, согласование, управление, примыкание, предложение, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, текст;
-структуру простого предложения;
-лексическое значение слов в составе предложений разных конструкций;
-основные категории и формы изученных частей речи, позволяющих выступать в определённых синтаксических ролях;
-морфемное строение слов, семьи однокоренных слов с точки зрения их значения и синтаксического(коммуникативного )употребления.
уметь:
-определять части речи по основным категориям и формам, выступающим в определённых синтаксических ролях;
-делить текст на предложения;
-составлять разные ответы на один и тот же вопрос;
-ответить на вопросы одним словом, целым предложением, связным текстом;
-составить предложение из данных слов;
-дописать предложения по вопросам;
-использовать синтаксические образования в устной и письменной речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате освоения предметного содержания курса русского языка у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных),позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 6 классе является формирование следующих умений:
-знать и уметь назвать правила поведения при общении и сотрудничестве; в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные результаты изучения курса "Русский язык":
понимание, что язык - это основное средство мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
понимание необходимости разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
самооценка успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
В результате обучения учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Метапредметными результатами изучения курса "Русский язык" сформированность перечисленных ниже УУД.
Регулятивные УУД:
• обучающиеся научатся на доступном уровне:
понимать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для решения задач урока и выполнения заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач;
руководствоваться необходимыми правилами при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описы
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные УУД:
• обучающиеся научатся на доступном уровне:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в т. ч. модели, схемы, для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звуки, буквы, части слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее в себя установление причинно-следственных связей;
критически оценивать получаемую информацию.
Коммуникативные УУД:
• обучающиеся научатся на доступном уровне:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать уточняющие вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
• обучающиеся получат возможность научиться:
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно пере
давать партнеру необходимую информацию как ориентир для осуществления действия;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве;
- адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатамиизучения является сформированность перечисленных знаний и умений в тематическом планировании.
Уметь анализировать предложения по смысловому содержанию путём подбора синонимических замен-предложений других структур. Группировать предложения, сходные по строению или смыслу. Использовать части речи в разных формах в составе предложений разных структур. Изменять формы частей речи в зависимости от их места и роли в предложениях. Различать существительные мужского, женского и среднего рода по их связям с другими словами в предложении. Употреблять в роли подлежащего существительные мужского, женского и среднего рода, единственного или множественного числа. Употреблять существительные в роли дополнения и обстоятельства. Употреблять существительные трёх родов в единственном и множественном числе в роли дополнения в родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах с предлогами и без них. Усвоить конструкции на управление. Употреблять существительные трёх родов в единственном и множественном числе в роли обстоятельства в родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах. Употреблять личные местоимения в роли подлежащего, дополнения, обстоятельства вместо существительных. Согласовывать местоимения с глаголами. Употреблять местоимения в конструкциях по типу управления. Образовывать падежные формы личных местоимений. Иметь понятие о глагольном управлении. Использовать в речи глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени. Согласовывать глаголы с существительным или личным местоимением. Различать прилагательное, порядковое числительное, притяжательное местоимение в роли определения. Согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Употреблять наречия, отвечающие на вопросы где? куда? откуда? когда? как? Сопоставлять обстоятельства, выраженные существительными с предлогами или наречиями.
Список литературы по реализации программы
для учителя:
1. Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений 1-го вида.Москва «Просвещение» 2003г.
2. Новые государственные стандарты школьного образования. М.: А С Т: Астрель, 2006.-446 с.
3.Русский язык:6 класс. И.А.Шаповал .Грамматика. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений .М.: «Просвещение» 2000 г.
4. Методика преподавания русского языка в школе глухих. Л.М.Быкова., Е.А.Горбунова, Т.С.Зыкова, Л. П. Носкова . Владос 2002 г.
5. Методика работы над сложным предложением. А.Г.Зикеев М.:Владос 2004 г.
6. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. А.Г.Зикеев М.:Академия 2000г.
7. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.
8. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.:Просвещение, 1996.
9. Волина В.В. Учимся, играя. М, Новая школа, 1994.
10. Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 1998.
11. Русский язык и культура речи. Учебник под редакцией доктора филологических наук проф. В.Д.Черняк .Санкт-Петербург-Москва 2006 г.
12. Каландарова Н.Н. и др. Олимпиады по рус. языку в начальных классах. Глазов, 2006.
13. КанакинаВ.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещ, 1991.
14. Методика преподавания русского языка в школе. М.Т.Баранов. ,Ладыженская Т.А.,Издательский центр «Академия»,2000 г.
15. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку. М.: «ACT-ПРЕСС», 1998.
16. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1990.
17. Первое сентября // Начальная школа. 2006. № 8, 20; 22; 2007. № 4, 7.
18. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 1995.
19. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку. М.: Дрофа, 1999.
20. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы. М.: ACT «Премьера», 2002.
21. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык правила и упражнения 1-5 класс. М.: Аквариум, 1997.
22. Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку 1-3 класс. М.: Аквариум, 1998.
23. Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2000.
для обучающихся:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.
2. Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 1998.
3. Л.П.Носкова. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений 1-го вида школы: В 2 ч. М.: Просвещение, 2007
56. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1990.
7. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 1995.
9.Практическая грамматика на уроках русского языка .Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений в четырёх частях. М.:Владос 2003 г.
10.Учебный орфографический словарь русского языка. В.В.Лопатин, О.Е.Иванова, Ю.А.Сафонова М.: Эксмо 2007г.
11.Толковый словарь русского языка начала 21 века. Под редакцией Г.Н.Скляревской. Издательство «Эксмо» 2007 г