Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.
Планируемые результаты освоения программы основного образования по учебному предмету «Английский язык» представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в традиционной структуре предмета и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях и объеме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курса, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в основной школе.
Объектом оценки предметных результатов является: способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В систему оценки предметных результатов входят:
- Опорные знания, включающие в себя: ключевые понятия, правил, факты, методы, понятийный аппарат.
- Предметные действия: использование знаково-символических средств в рамках преобразования, представления и интерпретации информации и логических действий (сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ).
Оценивание призвано стимулировать учение посредством:
- оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы,
- учета индивидуальных потребностей в учебном процессе,
- побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.
Цель оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.
Система оценивания строится на основе следующих принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4.Оценивать можно только то, чему учат.
5.Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Источники информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, для оценивания хода обучения, а также виды работ и методы оценивания представлены в таблице № 1.
Источники информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения
|
Виды работ
|
Методы оценивания
|
1.внутренняя оценка (оценка осуществляемая учениками, учителями, администрацией):
|
|
1.субъективные или экспертные методы оценивания (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.).
2. объективные методы оценивания (основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся)
|
1.1. работы учащихся, выполняющиеся дома;
|
|
1.2. статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах
|
|
1.2.1. стандартизованные оценки (основанные на результатах стандартизированных работ или тестов);
|
Стандартизированные работы: диктанты, тесты
|
1.2.2.результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).
|
Материалы стартовой диагностики, тематического и итогового тестирования
|
1.3. дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения (сформированность отдельных умений и навыков)
|
формализованные задания: тексты, памятки, собранные данные, подборки информационных материалов и т.д.;
|
1.4. самоанализ и самооценка обучающихся
|
Листы самооценки
|
2. интегральная оценка (материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности)
|
творческие работы: сочинения, постеры и т.п, в т.ч. в виде фото-видео, аудиозаписей.
|
3.индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ.
|
Листы наблюдений, листы оценки и самооценки, оценочные листы по выполнению отдельных видов работ
|
Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление (как в целом, так и по отдельным аспектам) об основных достижениях конкретного ученика.
Содержание работ для оценивания достигаемых образовательных результатов, формы и виды оценки представлены в таблице
№/п
|
Вид
|
Время
проведения
|
Содержание
|
Формы и виды оценки
|
1
|
Стартовая работа
|
Начало
сентября
|
Определение актуального уровня знаний, необходимых для продолжения обучения,
определение «зоны ближайшего развития» и предметных знаний,
организация коррекционной работы в зоне актуальных знаний
|
Фиксируется в классном журнале и дневнике обучающегося отдельно за задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в 5-балльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.
|
2.
|
Диагностическая работа
|
На входе и выходе темы при освоении способов действия /средств в учебном предмете.
Кол-во работ зависит от кол-ва учебных задач.
|
Проверка пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи.
|
Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и не влияют на дальнейшую итоговую оценку.
|
3.
|
Самостоятельная работа
|
Не более 5-6 работ в год
|
Возможная коррекция результатов предыдущей темы обучения,
параллельная отработка и углубление текущей изучаемой учебной темы.
Задания по основным предметным содержательным линиям двух уровней:
базовый
расширенный
|
Обучающийся сам оценивает все выполненные задания, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности
в данной работе.
Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения.
Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся.
|
4.
|
Проверочная работа по итогам выполнения самостоятель
ной работы
|
После выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год)
|
Механизм управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения.
Работа на двух уровнях:
базовый
расширенный
|
Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку.
|
5.
|
Итоговая проверочная работа
|
Конец апреля-май
|
Проверка не только знаний, но и развивающего эффекта обучения
Задания разного уровня:
как по сложности (базовый, расширенный), по уровню опосредствования
(формальный, рефлексивный, ресурсный)
|
Сравнение результатов стартовой и итоговой работы.
|
6
|
Предъявление достижений ученика за год
|
Май
|
Демонстрация уч-ся всего, на что он способен.
|
|
|