Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование информационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Фото пользователя Ольга Александровна Мазур
Submitted by Ольга Александровна Мазур on Fri, 22/01/2016 - 00:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мазур Ольга Александровна
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №13 комбинированного вида" г. Гатчина

Учитель-логопед

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Медицинский работник
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p><span style="font-family:times new roman,times,serif"><span style="font-size:14px">&nbsp; &nbsp; &nbsp; Внедрение &nbsp;компьютерных &nbsp;технологий &nbsp;сегодня является &nbsp;новой &nbsp;ступенью в &nbsp;образовательном &nbsp;процессе. &nbsp;</span></span><span style="font-family:times new roman,times,serif; font-size:14px">Для &nbsp;реализации &nbsp;коррекционных &nbsp;задач, &nbsp;а &nbsp;самое &nbsp;главное, для &nbsp;повышения &nbsp;мотивации детей&nbsp;к &nbsp;занятиям &nbsp;целесообразно &nbsp;использовать &nbsp;на &nbsp;индивидуальных &nbsp;и &nbsp;подгрупповых &nbsp;занятиях &nbsp;компьютерные &nbsp;презентации и &nbsp;программы,так как &nbsp;считаю, что &nbsp;они могут служить &nbsp;одним &nbsp;из &nbsp;средств оптимизации &nbsp;процесса &nbsp;коррекции &nbsp;речи.</span></p>

Использование информационных технологий

в коррекционной работе учителя-логопеда.

      В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

      Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.

       Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям целесообразно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные презентации и программы, так как считаю, что они могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

      Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

   • использование новых моделей компьютера;

  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости      от возраста     ребенка, особенностей его нервной системы);

  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин.

    на несколько секунд;

  • включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных     отношений.

Информатизация образования — это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

  • Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  • Подбор дополнительного познавательного материала.
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
  • Оформление групповой документации, отчётов.
  • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

В результате работы по внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:

  • ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  • Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
  • Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, движение волн  и т. д.;
  • Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
  • Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  • ИКТ — это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

      Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:

  • в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  • как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
  • как информационно-обучающее пособие;
  • для контроля усвоения материала детьми.

      В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:

  • повышение качества образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;
  • развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.
  • формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.
  • приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

      Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

      Для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

      Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

      Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

  • Формирование произношения.
  • Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
  • Формирование лексико-грамматических средств языка.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие   технологии.

      Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:

  • игровая;
  • интерактивность;
  • полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов;
  • дифференцированный подход к обучению — содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
  • объективность – позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.

      В своей работе по коррекции речи у воспитанников с общим недоразвитием речи использую ИКТ с 2010 года, кабинет логопеда был оснащён компьютером с его составляющими. В 2014году  в кабинет ещё пополнили Edi Plai, а логопедическая группа проектором, интерактивной доской, ноутбуком для проведения мультимедийных презентаций.

      Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества образования.

      За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

  • Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:

Компьютерные логопедические программы

  1. Специализированная компьютерная логопедическая программа  «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой и предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка.
  2. Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха».
  3. Компьютерная обучающая игра «Веселая читай-ка».
  4. Компьютерная обучающая программа «Баба-Яга учится читать». Компьютерные игры с озорной Бабой-Ягой компании «МедиаХауз», в основе которых методика опережающего обучения. Игра предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах.  Игры «Баба-Яга учится считать», «Школа на курьих ножках», «Баба-Яга в плену врага» можно порекомендовать родителям для занятий с детьми дома.
  5. Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать».
  6. Детская развивающая игра  Домашний логопед. Учимся говорить правильно.
  • Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям  логокоррекционной  работе.

Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Презентационные материалы применяются для:

  • развития речевого дыхания;
  • гимнастики для глаз;
  • автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
  • развития фонематического восприятия,
  • развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  • усвоения лексических тем;
  • развития навыков словообразования и словоизменения;
  • развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

      Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

     С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.

      Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

  • Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.
  • Использую задания для профилактики дисграфии и дислексии в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.
  • Использую специальные компьютерные программы, наглядно моделирующие произношение отдельных звуков речи.
  • Использую аудиопрограммы:
  • «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
  • «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
  • «10 мышек — пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой
  • «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева
  • «Детские песенки».
  • Аудиокниги сказок, потешек и др.

      Использую аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.

  • Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.
  • Регулярно использую в работе интернет-ресурсы, веду свой блог, где расположила свое портфолио  и делюсь своими наработками с коллегами на nsportal: http://www.openclass.ru/node/488110

      Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.

      В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Литература:

1.      Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М:Бином,

2.      «ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н. В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html

3.      Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология — М., 2001. — № 3

4.      Свириденко С. С. Современные информационные технологии в науке и образовании. М: Школа-Пресс, 2002.

5.       Чупрова Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе  / Е. С. Чупрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). 

6.     Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

7.     Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская // Дефектология. – 1998. - №1.

8.     Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

9.    Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М., Вентана-Граф, 2004.

10.    Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.

11.    http://logoburg.com/index.php


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн