Использование информационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
Submitted by Ольга Александровна Мазур on Fri, 22/01/2016 - 00:36
Использование информационных технологий
в коррекционной работе учителя-логопеда.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям целесообразно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные презентации и программы, так как считаю, что они могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
• использование новых моделей компьютера;
• работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
• проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин.
на несколько секунд;
• включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Информатизация образования — это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
Оформление групповой документации, отчётов.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
В результате работы по внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, движение волн и т. д.;
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
ИКТ — это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:
в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
как информационно-обучающее пособие;
для контроля усвоения материала детьми.
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:
повышение качества образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;
развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.
формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.
приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.
Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:
Формирование произношения.
Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
Формирование лексико-грамматических средств языка.
Развитие связной речи.
Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.
Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.
Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:
игровая;
интерактивность;
полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов;
дифференцированный подход к обучению — содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
объективность – позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.
В своей работе по коррекции речи у воспитанников с общим недоразвитием речи использую ИКТ с 2010 года, кабинет логопеда был оснащён компьютером с его составляющими. В 2014году в кабинет ещё пополнили Edi Plai, а логопедическая группа проектором, интерактивной доской, ноутбуком для проведения мультимедийных презентаций.
Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества образования.
За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:
Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:
Компьютерные логопедические программы
Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой и предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка.
Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха».
Компьютерная обучающая игра «Веселая читай-ка».
Компьютерная обучающая программа «Баба-Яга учится читать». Компьютерные игры с озорной Бабой-Ягой компании «МедиаХауз», в основе которых методика опережающего обучения. Игра предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах. Игры «Баба-Яга учится считать», «Школа на курьих ножках», «Баба-Яга в плену врага» можно порекомендовать родителям для занятий с детьми дома.
Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать».
Детская развивающая игра Домашний логопед. Учимся говорить правильно.
Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работе.
Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Презентационные материалы применяются для:
развития речевого дыхания;
гимнастики для глаз;
автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
развития фонематического восприятия,
развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
усвоения лексических тем;
развития навыков словообразования и словоизменения;
развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.
Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.
Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.
Использую задания для профилактики дисграфии и дислексии в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.
Использую специальные компьютерные программы, наглядно моделирующие произношение отдельных звуков речи.
Использую аудиопрограммы:
«Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
«Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
«10 мышек — пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой
«Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева
«Детские песенки».
Аудиокниги сказок, потешек и др.
Использую аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.
Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.
Регулярно использую в работе интернет-ресурсы, веду свой блог, где расположила свое портфолио и делюсь своими наработками с коллегами на nsportal: http://www.openclass.ru/node/488110
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Литература:
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М:Бином,
2. «ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н. В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html
3. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология — М., 2001. — № 3
4. Свириденко С. С. Современные информационные технологии в науке и образовании. М: Школа-Пресс, 2002.
5. Чупрова Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе / Е. С. Чупрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).
6. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
7. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская // Дефектология. – 1998. - №1.
8. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
9. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М., Вентана-Граф, 2004.
10. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.