-Итак, мы будем сопоставлять Ъ и Ь разделительные знаки.
-Пропишите строку буквами ъ и ь. Выполняя задания, следите за высотой букв, за расстоянием между буквами. Подчеркните буквы, которые больше всего похожи на образец.
-Посмотрите на буквосочетания, которые записаны на следующей строке:
бъ, ъя, оъ, въ, ъё, ъп, съ, ъе, ъю)
Все ли из них можно встретить в словах русского языка?(оъ, ъп)
-Объясните свой выбор. (Отмеченные буквосочетания стираются)
-Запишите оставшиеся буквосочетания.
IVРабота по теме урока.
1.Игра «Замени одним словом». (Читает учитель ,ученики записывают слова – 1 уч. у доски)
Метель, пурга (вьюга)
Сообщить о чём-то (объявить)
Сжался, скорчился (съёжился)
Товарищи, приятели (друзья)
Спуск с горы (съезд)
Приблизится к чему-либо (подъехать)
-О каких правилах необходимо помнить во время зимних прогулок:
Во время зимних прогулок:
Необходимо надевать на прогулку одежду по сезону и застегиваться на все пуговицы еще до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежку;
Ходить нужно посередине тротуара, подальше от крыш домов. Ведь с крыши дома может упасть большая глыба снега вместе с сосульками;
Когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву;
Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведенных местах;
Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться. А если горка расположена рядом с дорогой, или рядом много деревьев или забор, то для игры лучше подыскать другое место.
3.-Отгадайте загадку:
На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)
-Сейчас вы прочитаете стихотворение на карточках и выпишите слова по теме урока.
Мы с товарищем вдвоём шли на лыжах на подъём,
А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки, доезжали до реки.
Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом.
Проверка у доски
4. Физкультминутка.
Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем. Я буду произносить различные слова. Если в слове нужно писать разделительный ъ, то встают мальчики. Если в слове нужно писать разделительный ь, то встают девочки.
5. Закрепление изученного о разделительных ъ и ь знаках на уровне текста.
-Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в парах. (задание на карточке.)
Лыжные соревнования.
Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. ….. зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.
Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.
(дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)
Проверка: один ученик от пары зачитывает получившийся текст, грамотность работы оценивает учитель,.
6.(Резервное задание)
-Подбери и запиши по 5 слов с разделительным Ъ и разделительным Ь. Обозначь эти орфограммы. Если есть затруднения можете выбрать слова, которые вам даны на экране. Слайд 5