Тема урока: Движение животных.
Цель: совершенствовать представление обучающихся о движении, как признаке живых организмов.
Задачи
Образовательные:
· Актуализировать знания обучающихся о движении живых организмов на примере представителей царства Животные;
· ориентировать на системное восприятие многообразия движений в органическом мире;
· сформировать представление о разнообразии способов движения животных.
Развивающие:
· развивать умения анализировать, делать выводы;
· продолжить формирование логического мышления, умений выявлять причинно-следственные связи в органическом мире;
· развивать познавательный интерес к биологическим наукам;
· совершенствовать умения работать в группе, создавать проекты;
· продолжить формирование умений распознавать животных, выявлять черты приспособленности к средам обитания.
Воспитательные:
· формирование экологического типа мышления;
· формирование коммуникативных компетенций обучающихся;
· совершенствовать навыки культуры умственного труда;
· мотивировать к совершенствованию двигательной активности обучающихся через занятие спортом;
· стимулировать к построению траектории индивидуального саморазвития обучающихся.
Тип занятия: интегрированный
Требования к результатам освоения темы урока учащимися:
· Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о способах движения, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов;
· Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;
· Познавательные: умение определять типы движений, структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения способов движения, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между активностью движения и образом жизни животных;
· Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
План – конспект урока.
- Организационный момент.
Добрый день, ребята, несколько дней мы с вами не виделись, а за это время я успела побывать на одной необычной планете и оттуда пригласила к нам гостей!
Эта планета называется «Движенлюбия». Там НОВАЯ ШКОЛА И СОВРЕМЕННЫЕ УЧИТЕЛЯ.
Ребята, где мы сейчас находимся?
А для чего вы ходите в школу?
Покажите, пожалуйста, источники информации, которыми вы пользуетесь для получения знаний?
А из чего изготовлены ваши учебники и тетради?
Представляете, в то время как у нас до сих пор рубят деревья, для изготовления ваших учебников и тетрадей, там, на другой планете, все иначе: запрещена вырубка лесов, жители очень дорожат своей природой, ценят ее богатство. Они используют другие технологичные источники информации, можете догадаться - какие?
С той планеты я вам привезла конверты с заданиями, которые перед вами. Возьмите по одному листу любого цвета. Информация на синих листах должна соответствовать информации на зеленых. Кто быстрее обработает информацию - просьба оповестить вставанием.
Ответы на слайде (слайд№1)
Какой процесс жизнедеятельности животных был представлен в этом задании?
Тема сегодняшнего урока «Движение животных». Сегодня на уроке вы получите еще больше знаний о движениях животных (слайд №2)
Я двигаюсь. Значит, я существую (слайд №3)
Движение – не только проявление жизни, но один из главных способов обеспечения организма энергией, взаимодействия с окружающей средой, необходимое условие при добыче пищи, спасении от врагов, миграциях.
2. Проверка домашнего задания.
Движение это жизнь. Движется все в окружающем нас мире. На планете Движенлюбия все животные универсальные, владеют всеми способами движения и освоили все среды обитания (слайд№5).
- На нашей планете все животные тоже двигаются одинаково?
Дома вы должны были приготовить презентации. Давайте их представим.
Презентации детей на темы «Приспособления для движения животных, обитающих в водной среде», «Приспособления для движения животных, обитающих в наземной среде», «Приспособления для движения животных, обитающих в воздушной среде».
Пока выступает каждая группа (по очереди), остальные учащиеся заполняют таблички на карточках.
- От чего зависят способы движения организмов?
- Изучение нового материала с элементами повторения и закрепления изученного
Давайте вспомним группы движений, характерные для животных.
С помощью слайдов на экране дети называют известные группы движений (слайд №6)
Активные движения подразумевают: бег, плавание прыжки…, ходьба.
Откроем ваши учебники на стр. 110 и узнаем, какие способы движения у ходильных млекопитающих существуют.
Физминутка
Встаньте из-за парт и походите на носочках – кто так ходит, приведите примеры.
А теперь 2 шага вперед, 2 шага назад - как мы ходим обычно, так и медведи ходят, как называются эти млекопитающие?
Присаживаемся. А теперь ритмично постучим по столу, всеми пальчиками, быстрее - какие млекопитающие так передвигаются. Молодцы! (слайд№9)
Это были примеры активных движений, теперь давайте перечислим типы группы пассивных движений (слайд №6)
Ребята, может вы догадались, какой организм на земле универсальный, способен к движению во всех средах обитания? Человек!
Выступает ученик с сообщением, на слайде представлены достижения бионики (слайд №10)
Что способствует развитию двигательных возможностей человека?
Что дает человеку спорт? (слайд № 11, 12)
Поднимите руки, кто занимается спортом, в кружках, секциях, катается на коньках.
Замечательно! Я рада, что вы уделяете внимание своему здоровью!
Я получила только что сигнал от жителей планеты Движенлюбия, они спрашивают: «Справились ли ребята с заданиями и что нового узнали?»
Перед вами на слайде ряд утверждений (слайд №13). Итак, давайте разберемся вместе с их правильностью. Возьмите в руки листы. Согласны – ставим +, не согласны -
Проверим: сравните ваши ответы с эталоном.
У кого все правильные – 5, 1 ошибка – 4 и тд. (слайд №14)
А теперь поднимите руку (ученики выполняют и повторяют хором сказанное учителем)
1. мы теперь знаем среды обитания (Выпрямите один палец )
2. узнали способы движения
3. приспособления животных к этим средам
4. заинтересовались движением млекопитающих
5. мы уверены, что спорт – это движение, движение – это жизнь, и жить здорово!
Проблемный вопрос. Вспомним, какие царства живых организмов нам известны?
Какие признаки живого существуют?
Ребята, а ведь растения это тоже живые организмы, соответственно, они тоже должны обладать свойством – движение. Могут ли двигаться растения? Это и будет вашим домашним заданием.
- Итог урока. Рефлексия.
Выставляются оценки (за работу и за презентации).
Проводится рефлексия (оценивают при помощи смайликов:
- как я оцениваю свою работу на уроке
- как я оцениваю свои знания по данной теме).
|