Submitted by Наталья Александровна Казакова on Wed, 13/01/2016 - 16:52
«Король вальса»
Разработали: Казакова Наталья Александровна, учитель музыки МОУ СШ №12; Игнатьева Наталья Григорьевна, учитель иностранного языка МОУ СШ №12, Голуб Наталья Владимировна, учитель иностранного языка МОУ СШ №12 г.Волжска РМЭ
Цель: Развитие творческих способностей обучающихся через постановку театрального проекта.
Задачи: воспитать интерес к творчеству Иоганна Штрауса; развить актерское мастерство учащихся; содействовать развитию познавательных УУД путем углубления учебного материала.
2.Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы присутствуем вас на вечере Его Величества Вальса, вечно юного, вечно желанного для многих, хотя . . . (Слайд2)
В это время на сцене вальсируют пары
1.Ведущий: Вальс устарел, говорит кое-кто смеясь,
Век усмотрел в нем отсталость и старость,
Робок, несмел наплывает мой первый вальс,
Почему не могу я забыть этот вальс?
2.Ведущий: Смеется вальс над всеми модами века,
И с нами вновь танцует старая Вена,
И Штраус где-то тут сидит, наверно,
И кружкой в такт стучит,
На нас не ворчит, не ворчит.
1.Ведущий: Австрийского композитора И. Штрауса называют "королем вальса". Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, любовью к танцу.
2.Ведущий: Неиссякаемое вдохновение в соединении с высочайшим мастерством сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной музыки. Благодаря ему, венский вальс вышел за пределы XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни.
1.Ведущий: Иоганн Штраус родился 25 октября 1825 года в Вене, в семье богатой музыкальными традициями. (Слайд3)
2. Ведущий: Его отец, тоже Иоганн Штраус, в год рождения сына организовал собственный оркестр и своими вальсами, польками, маршами завоевал известность во всей Европе. (Слайд4)
Сцена на немецком языке.
Ведущий: Отец не хотел, чтобы жизнь сына была такой же беспокойной, как его собственная, и определил юного Иоганна в коммерческое училище, мечтая, что тот сделает карьеру банкира.
Ведущий: Однако Штраус сын, пользуясь долгими отлучками отца (его жизнь проходила в постоянных гастрольных поездках), тайком брал уроки игры на фортепиано и скрипке.
Выходят Frau Аmon(учитель музыки) и маленький Штраус.
-Also. Was spielen wir heute?
-Spielen wir einen Walzer.
-Bitte.
Маленький Штраус играет на скрипке, а гоcпожа Аmonаккомпонирует ему на фортепиано.
Ведущий: В «заговоре» участвовала и мать будущего композитора Анна Штраус, поддерживавшая в сыне его стремление к музыке.
Выходит мать композитора Анна Штраус.
-Hast du heute Geige gespielt?
-ja, Mutti.
-Und wie sind deine Erfolge?
-Sehr gut Mutti.
_Spiele bitte ein Fragment fur mich.
-Gern, Mutti.
Маленький Штраус играет на скрипке небольшое свое произведение .Мать Штрауса аплодирует сыну.
_ Sehr gut .Wunderbar!
-Danke Mutti.
Ведущий: Долго так продолжаться не могло — в один прекрасный день Штраус-отец сделал сразу три пренеприятных для себя открытия: Во-первых, жена тайком купила маленькому Иоганну скрипку. Во-вторых, мальчик уже играет на ней настолько уверенно, что дает уроки сыну портного. И, в-третьих, у Анны, оказывается, в глубоком секрете хранится первый вальс ее любимчика, который тот написал в шестилетнем возрасте.
Выходит отец Штраусa
_WasistDas?Wasmachstduhier?WarumspielstduGeige ?
Ведущий: Штраус -отец в ярости отобрал у своего отпрыска скрипку.
Ведущий: Но любовь к музыке оказалась в Иоганне сильнее страха отцовского гнева. Он бросил изучение коммерции и, уже не таясь от главы семьи, стал заниматься композицией у Йозефа Дрекслера.
Ведущий: В 1844 в Иоганн Штраус получил право дирижировать в венском магистрате. Он собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свой первый танцевальный вечер…(Слайд5)
Ведущий: Музыка Штрауса на первом же выступлении поразила публику, а заключительный вальс Иоганн повторил девятнадцать раз , а перед тем, как сойти со сцены на руки поющей, кричащей, зашедшейся в самозабвенном восторге толпы, он исполнил один из лучших вальсов своего отца. Его оценили. И как композитора, и как человека.
Ведущий: За два часа Иоганн покорил Вену.
Сцена (мальчики на ин. языках)
Ведущий: Утром мальчишки, размахивая газетой «Весенние новости», кричали сенсационную новость на всех языках «Добрый вечер, Штраус - отец! Доброе утро, Штраус - сын!».
Ведущий: С этого дня началось восхождение к «олимпу славы» Штрауса – сына. Его по праву стали называть королём вальсов.
Ведущий:За свою бурную жизнь Штраус создал огромное количество произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет. Несмотря на то, что вся музыка сочинялась для того, чтобы под нее танцевали, уже давно превратилась в символ праздника и любви(Слайд6)
(муз. номер в исполнении на фортепиано ученицы 8 класса)
Ведущий: Слава композитора постепенно росла и выходила за пределы Австрии. В 1847 г. он гастролирует в Сербии и Румынии, в 1851 - в Германии, Чехии и Польше.
Ведущий: В 1855 году Штраус получает приглашение дирижировать концертами в Павловске под Петербургом. Ему сулят фантастический гонорар в 22 тысячи рублей за сезон! Причем, контракт предполагается долгосрочный…(Слайд7)
Ведущий: Предложение заманчивое, но с Россией, пардон, Штраус уже знаком, и не с лучшей ее стороны.
Ведущий: В разгар революции 1848 года он с оркестром решил выступить на польской (тогда российской) территории и даже не позаботился получить визу. В результате весь оркестр был арестован и доставлен к градоначальнику Варшавы генералу Абрамовичу. Напрасно Штраус доказывал военным, что они музыканты, а не повстанцы. Даже выслушав их игру, Абрамович сказал: «Превосходно играете. Но все равно вы мошенники!» И отправил их снова в тюрьму. (Слайд8)
Ведущий: На счастье, в Варшаве в то время находилась царская семья. Жена Николая I императрица Александра Федоровна приказала освободить музыкантов и извиниться перед ними. (Слайд9)
Ведущий: И вот теперь Штрауса пригласили в Россию уже как желанного гостя.
Ведущий: Весной 1856 года российские газеты известили о прибытии знаменитого маэстро Иоганна Штрауса. Мог ли он тогда предположить, что с тех пор ни одна страна, где он станет желанным гостем, не будет его так властно манить к себе, как Россия? (Слайд10)
Ведущий: И живя здесь по полгода, почти десять лет подряд, он будет отказываться от выгодных гастролей, чтобы снова и снова окунуться в колдовство белых петербургских ночей, бродить тропинками маленького живописного Павловска, играть под сводами его вокзала.
Демонстрация отрывка из фильма «Приезд в Россию»
Ведущий: "Живут лишь в России!" - так пишет Штраус на родину из яркого нарядного Павловска. Композитор был восторженно принят русской публикой и стал украшением короткого северного лета..
Ведущий: Штрауса приглашают ко двору играть на балах его величества, его хвалят и одаривают высочайшие особы. Восторженный композитор посвящал членам русской императорской фамилии марши и вальсы. (Слайд11)
Ведущий: Но была еще одна причина преклонения перед Россией и имя ей - Ольга. Ольга Смирнитская(Слайд12)
Сценка «Встреча»
Ведущий: Однажды в артистической, после концерта Штраус увидел букет алых роз. В нем была записка:- «Мэтру Жану в знак восхищения от незнакомки». На этот раз его сердце, привыкшее не принимать всерьез милые, но ни к чему не обязывающие знаки внимания многочисленных поклонниц, тревожно дрогнуло.
авации
Ведущий: Выходя на бесчисленные поклоны, он теперь внимательно вглядывался в нарядный ералаш из шляпок, локонов и лент. Где она? Какая она?
Ведущий: Однажды прогуливаясь по парку Иоганн взглянул на одну из девушек и еще не слыша имени, сказал себе:- «Это она». - девушка с тонким бледным лицом и огромными серьезными глазами. Они потянулись друг к другу, будто ждали этой встречи всю жизнь... (Слайд13)
Вальс (танцуют)
Ведущий: Иоганн полюбил впервые. Все, что окружало его, откуда добывал он сказочной красоты мелодии, теперь в его глазах имело лишь одну цену: здесь жила Ольга.
Ведущий: Он создает один шедевр за другим: «Русская деревня», «Нева», «Петербургская кадриль», «В Павловском лесу», «Воспоминание о Павловске». Нет, это не музыка для танцев. Это влюбленное сердце Штрауса изобрело тайнопись и пишет ею на пяти нотных линейках гимн своей возлюбленной…
Сцена объяснения
Штраус:- «Olga, si tu ne parleras pas avec ses parents avec le plus grand sérieux, que sera avec nous? Nous avons besoin de connaître leur opinion, leur attitude à notre amour... Je ne veux pas apporter le malheur et la discorde dans ta famille».
Ольга: Non! Tout d'abord, vous avez besoin de parler avec mon père.
Штраус: "Tu parles, je dois parler avec ton père. Tu ne connais pas comment misérable je me sens, parce que je ne peux pas suivre ton désir. Je le ferai pour toi, je donnerai la vie, mais je ne peux pas parler avec ton père, mon enfant, Olga! Il évalue à moi comme à un soumissionnaire sur la main de sa fille de façon défavorable. Il va répondre comme l'homme pratique, dont il ne faut pas s'attendre à la compréhension profonde de l'âme artistique".
Ведущий: Понимая безнадежность затеи, Штраус не решается на беседу с отцом любимой. Неприязнь семьи Смирнитских - аристократов - к Штраусу была очевидна: он не дворянин, он принадлежал к "странствующему народу", и талант композитора не имеет для Смирнитских абсолютно никакого значения.
Ведущий: Вопреки рассудку Штраус все же надеется на то, что Ольга станет его женой. Они планируют свадьбу, клянутся в вечной любви. Штраус с упоением работает и счастлив, получая и посылая Ольге письма:
Штраус читает письмо на французском языке: Olga! Il est possible de trouver les mots pour te décrire mes sentiments! À partir d'aujourd'hui je vis seul espoir de ne te quitter jamais. Et si il sera nécessaire de surmonter les difficultés, ils doivent être vaincus, dans le cas contraire, je vais mettre fin à ma vie. Olga! Je t'aime! (Слайд14)
Ведущий: В 1860 году Штраус решительно просит руки Ольги, но, - увы! - и Ольга, несчастная и окаменевшая от горя, все-таки... отказывает Штраусу окончательно - она не смеет противиться воле родителей. (Слайд15)
Ведущий: Воспоминание о Смирнитской запечатлелось и в лучшем произведении Штрауса о России, – в вальсе «Прощание с Петербургом»
Фрагмент фильма
Ведущий: С 1863-70 гг. Штраус - дирижер придворных балов в Вене. В эти годы были созданы лучшие его вальсы: "На прекрасном голубом Дунае", "Жизнь артиста", "Радуйтесь жизни", "Сказки венского леса" (Слайд16)
(Исполнении песни «Вальс о вальсе» )
Ведущий: 1872г.- композитор на пике славы. Он получает приглашение дать несколько концертов в США. Концерты были организованы с американским размахом. Слушала Штрауса вся Америка. А оркестры, которыми он здесь дирижировал, вполне могли составить население небольшого городка. Так в Бостоне вальс «На голубом Дунае» исполнил оркестр из двух тысяч музыкантов. (Слайд17)
Ведущий: По случаю 25-летия оперетты "Летучая мышь" Штрауса уговорили дирижировать увертюрой. Последнее выступление Штрауса оказалось для него роковым - он простудился и заболел. Началось воспаление легких. (Слайд18)
Ведущий: 30 июня 1899 года Штраус скончался. Вена устроила ему грандиозные похороны.
Ведущий: Уже после смерти, доказательством мирового признания таланта, и того неоценимого вклада, который внес Иоганн Штраус в развитие мировой классической музыки, стало торжественное открытие в Вене, золотого памятника Иоганна Штрауса, созданного скульптором Эдмундом Хеллмером. (Слайд19)
Ведущий: С 2002 года в музее-заповеднике "Павловск" проходит музыкальный фестиваль "Большой вальс в Павловске", посвященный - возрождению традиций знаменитых Штраусовских сезонов, которые в течение десяти лет привлекали в Павловск великосветскую публику из Петербурга. (Слайд20)
Ведущий: С 10 по 20 июля 2016г. северная столица вновь закружится в вальсе. Здесь будет проходить ХII Международный фестиваль "Большой вальс".