Тема
|
Задачи раздела
|
Тема
Урока
|
Материалы, оборудование
|
УУД
|
Человек как биологический вид
|
Учащиеся должны знать: место человека в системе органического мира; черты сходства человека и животных, факторы антропосоциогенеза.
Учащиеся должны уметь: выявлять особенности строения тела человека, объяснять сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека; определять органы и системы органов человека, характеризовать стадии эволюции человека, расы человека, отделы скелета; распознавать на моделях, скелете, таблицах, рисунках отделы скелета, кости, его образующие, у человека и животных.
|
1)Место человека в системе органического мира
|
Табл. по внешнему и внутреннему строению человека. Рис. учебника
|
Личностные действия.
Осознание себя как ученика. Положительное отношение к школе, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Интерес к новому. Стремление к самоизменению. повышение самоценки и собственной уверенности в себе. Сформированность учебных мотивов.
Регулятивные действия.
Целеполагание (постановка учебной задачи, планирование, определение последовательности действий), прогнозирование (предвосхищение результата), оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить).
Познавательные действия.
Общеучебные
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результата действия
Знаково-символические действия:
Моделирование.
Логические
Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез; выбор критериев для сравнения и классификации объектов; умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения.
Коммуникативные действия
Умение слушать и слышать, вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; сотрудничество в группе сверстников; ораторские навыки, умение вести себя на публике, выступать перед людьми, уважение к другой точке зрения; умение договариваться о находить общее решение; умение убеждать и уступать. Умение критиковать себя и других.
|
2) Особенности человека
|
Табл. по внешнему и внутреннему строению человека. Рис. учебника
|
Происхождение человека
|
Учащиеся должны знать: биологические и социальные факторы антропосоциогенеза; основные этапы эволюции человека, их особенности; отличительные признаки расы.
|
3) Происхождение человека.
|
Табл. по внешнему и внутреннему строению человека. Рис. учебника
|
4)Этапы его становления
|
Табл. по внешнему и внутреннему строению человека. Рис. учебник
|
5) Расы человека. Их происхождение и единство
|
Табл. «Расы человека», рис. учебника
|
Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека
|
Дать представление по истории развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней.
|
6) История развития знаний о строении и функциях организма человека
|
Портреты ученых
|
Общий обзор организма человека
|
Учащиеся должны знать: клеточное строение организма, строение живот
ной клетки, функции частей и органоидов клетки; строение и значение тканей; органы и системы органов.
Учащиеся должны уметь: раскрывать особенности строения и функций от
дельных частей, органоидов клетки человека, тканей всех типов; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека; называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов; распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки
|
7)Клеточное строение организма
|
Микроскоп, микропрепараты, табл. «Строение животной и растительной клетки»
|
8)Ткани
|
Табл. «Ткани», рис. учебника, микроскоп, микропрепараты
|
9)Ткани
|
Табл. «Ткани», рис. учебника, микроскоп, микропрепараты
|
|
|
10)Органы. Системы органов. Организм
|
Табл. «Ткани»
|
«Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности»
|
Учащиеся должны знать: строение и роль эндокринного аппарата в организме человека; основные функции эндокринных желез.
Учащиеся должны уметь: распознавать основные железы внутренней секреции.
|
11)Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности
|
Табл. «Строение кожи человека», «Железы внутренней секреции», «Вегетативная н.с.», рис. учебника
|
12) Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения
|
Табл. «Железы внутренней секреции», «Вегетативная н.с.», рис. учебника
|
Нервная система
|
Учащиеся должны знать: строение и функции нервной системы, ее частей; нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга;
роль нервной системы в регуляции функций организма человека, в согласованной деятельности органов и связи организма с окружающей средой; роль вегетативной нервной системы, коры больших полушарий, отделов мозга.
Учащиеся должны уметь: сравнивать строение нервной системы человека и животных; распознавать основные ее части; работать с учебником; осуществлять самоконтроль, проводить наблюдения.
|
13)Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы
|
Схема строения н.с., «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги»
|
14)Спинной мозг
|
Рис. учебника, табл. «Спинной мозг»
|
15) Строение
и функции головного мозга
|
«Схема строения н.с», муляж «Головной мозг человека»
|
16) Полушария большого мозга
|
Табл. «Головной мозг»
|
|
|
17) Полушария большого мозга
|
Табл. «Головной мозг»
|
Анализаторы
Обобщение
|
Учащиеся должны знать: органы чувств человека, части зрительного, слухового анализаторов; находить их на рисунках, таблицах, моделях; роль анализаторов в восприятии и анализе (различении) раздражений окружающей среды; их взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека.
Учащиеся должны уметь: характеризовать гигиену органов зрения и слуха, обоняния и вкуса; объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность частей анализаторов различать раздражения, взаимосвязь органов чувств (анализаторов).
__________________________
|
18) Анализаторы (органы чувств), их строение и функции.
|
|
19) Зрительный анализатор
|
Табл. Зрительный анализатор, рис. учебника
|
20) Анализаторы слуха и равновесия
|
Табл. «Анализаторы слуха и равновесие», рис. учебника
|
21)Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус
|
Табл. «Обонятельные и вкусовые анализаторы», рис. учебника
|
22)Обобщение знаний по темам «Координация и регуляция», «Нервная система», «Анализаторы»
|
Таблицы по темам
|
Опора и движение
|
Учащиеся должны знать: состав и свойства костей, значение опорно-двигательного аппарата; влияние физического труда и спорта на его формирование; роль двигательной активности в сохранении здоровья; меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия.
Учащиеся должны уметь: распознавать части опорно-двигательного аппарата (скелет, мышцы); характеризовать черты приспособленности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, и приводить примеры; характеризовать строение костей, типы их соединений, работу мышц; оказывать первую доврачебную помощь при
ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, при
переломах; соблюдать правильную осанку; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета; разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата, влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления; устанавливать связь между строением частей и выполняемыми ими функциями; доказывать сходство млекопитающих животных и человека; характеризовать торможение как результат нервной регуляции, координирующей движение.
|
23)Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение
|
Табл. «Скелет млекопитающего», «Скелет и мышцы человека», рис. учебника
|
24) Строение, свойства костей.
|
Табл. «Строение костей и типы их соединений», «Скелет человека», «Череп человека»
|
25) Типы их соединений
|
Табл. «Типы их соединений», «Скелет человека», «Череп человека»
|
26)Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
|
Табл. «Строение костей и типы их соединений», палочки, дощечки, бинт, линейки.
|
27)Мышцы, их строение и функции
|
Табл. «Скелетные мышцы», микроскоп, микропрепарат мышечных тканей
|
28)Работа мышц
|
Табл. «Скелетные мышцы», «Рефлекторная дуга», динамом. ручной
|
29)Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения
|
Табл. «Скелетные мышцы»
|
30)Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека
|
Карточки с заданиями
|
Внутренняя среда организма
|
Учащиеся должны знать: основные компоненты внутренней среды организма, значение и строение форменных элементов
крови; сущность понятий иммунитет, инфекционные
заболевания, значение предупредительных прививок
и лечебных сывороток, правила личной и общественной гигиены, выполнение которых предупреждает распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь: распознавать на таблицах, микропрепаратах,
рисунках клетки крови: лейкоциты, эритроциты,
тромбоциты; объяснять значение внутренней среды организма, ее компонентов, объяснять состав крови, функции
ее форменных элементов.
|
31)Внутренняя среда организма и ее значение
|
«Эпител., соединит., мышечные ткани», «Кровь».
|
32)Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции
|
«Кровь», рис. учебника, микропрепарат крови человека и лягушки, микроскоп
|
33)Иммунитет
|
Табл. «Кровь», портреты И.И. Мечникова, Л. Пастера
|
34)Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор
|
«Кровь», «Ткани»
|
Транспорт веществ
|
Учащиеся должны знать: строение органов кровообращения; сущность понятий пульс, кровяное давление; изменение крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу.
Учащиеся должны уметь: распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения; оказывать доврачебную помощь при кровотечениях; подсчитывать пульс, измерять артериальное
давление.
|
35)Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения
|
«Кровеносная система», «Схема кровообращения», «Сердце»
|
36)Работа сердца
|
«Схема кровообращения», «Сердце», «Фазы работы сердца»
|
37)Движение крови и лимфы по сосудам
|
Секундомер, тонометр, «Круги кровообращения», «Лимфообращение»
|
38)Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.
|
«Схема кровообращения», «Значение тренировки сердца».
|
Дыхание
|
Учащиеся должны знать; строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь; изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу; меры профилактики заболеваний органов дыхательной системы.
Учащиеся должны уметь распознавать на таблицах органы дыхания, объяснять взаимосвязь их строения и функции, соблюдать гигиенические требования, оказывать первую доврачебную помощь при остановке дыхания.
|
39)Потребности организма человека в кислороде.
|
Табл. «Органы дыхания», «Воздухоносные пути», рис. учебника
|
40) Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях.
|
Табл. «Органы дыхания», «Воздухоносные пути», рис. учебника
|
41) Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких
|
Табл. «Органы дыхания», «Воздухоносные пути», рис. учебника
|
42)Регуляция дыхания
|
|
43)Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения
|
Табл. «Органы дыхания», «Кровеносная система», марлевые салфетки
|
Пищеварение
|
Учащиеся должны знать: состав пищи человека и роль пищевых компонентов в жизнедеятельности организма; сущность и значение питания и пищеварения, строение и функции органов пищеварительной системы, роль пищеварительных желез и ферментов в пищеварении, сущность и значение всасывания; роль нервно-гуморальной регуляции процессов пищеварения, методы изучения пищеварения; гигиенические требования к составу пищи; меры профилактики зубных и желудочно-кишечных заболеваний; влияние курения, алкоголя, наркотиков на функционирование пищеварительной системы.
Учащиеся должны уметь: распознавать органы пищеварительной системы на таблицах, муляжах, рисунках, обосновывать основные гигиенические правила питания и пищеварения; оказывать первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях
|
44)Пищевые продукты и питательные вещества
|
«Схема строения органов пищеварения», рис. учебника
|
45)Пищеварение в ротовой полости
|
Схема строения органов пищеварения, зубов. Рис. учеб
|
46-47)Пищеварение в желудке и кишечнике
|
Схема строения органов пищеварения, рис. учебника
|
48)Рациональное питание. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний
|
Схема строения органов пищеварения
|
Обмен веществ и энергии. Витамины.
|
Учащиеся должны знать: суть и значение обмена веществ и энергии;
анатомо-физиологические и гигиенические понятия о пластическом и энергетическом обмене, значении питательных веществ, витаминах и авитаминозах, нормах питания.
Учащиеся должны уметь: объяснять биологическую роль обмена веществ, витаминов, общебиологические понятия о клеточном строении и обмене веществ организма, о связи организма со средой; на конкретных фактах проводить разъяснительную работу о вреде алкоголя и наркомании для организма подростков.
|
49)Обмен веществ и энергии
|
Схема строения животной клетки, схема кровообращения, схема органов пищеварения
|
50)Витамины
|
Рис. учебника
|
Выделение
|
Учащиеся должны знать: роль и значение мочевыделительной системы, особенности ее строения.
Учащиеся должны уметь: распознавать органы выделительной системы по
таблицам; объяснять, почему заболевания почек оказывают
очень серьезное влияние на здоровье человека, необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек.
|
51)Выделение. Строение и работа почек.
|
Табл. «Органы выделения человека»
|
52) Заболевания почек, их предупреждение
|
Табл. «Органы выделения человека»
|
Покровы тела
|
Учащиеся должны знать: строение кожи, ее функции; относительное постоянство температуры тела человека; значение закаливания организма; гигиенические требования к коже, одежде и обуви; меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма.
Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции; устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи; разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания.
|
53)Строение и функции кожи
|
Табл. «Строение и функции кожи», рис. учебника
|
54)Роль кожи в терморегуляции организма
|
Табл. «Строение и функции кожи», рис. учебника
|
55)Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви
|
«Строение и функции кожи», рис. учебника
|
Размножение и развитие
|
Учащиеся должны знать: сущность процесса оплодотворения и его значение; развитие зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым; гигиенические требования к режиму будущей матери; вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство. Учащиеся должны уметь: находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопит. и чел.
|
56)Половая система человека
|
|
57)Оплодотворение и развитие зародыша
|
Рельефная табл. «Зародыши позвоночных животных»
|
58)Возрастные процессы
|
|
Высшая нервная деятельность
|
Учащиеся должны знать: особенности высшей нервной деятельности чело
века, ее значение в восприятии окружающей среды,
ориентацию в ней; значение профилактики утомления, активного отдыха, сна, вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему.
Учащиеся должны уметь: объяснять роль безусловных рефлексов в развитии врожденных форм поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность; психическую деятельность человека как функцию мозга; понятия потребность организма, психика человека ,память, внимание, характер, личность, темперамент; характеризовать поведение, рефлекторную теорию поведения, роль условного торможения.
|
59)Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни
|
Табл. «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение головного мозга», портрет И.М. Сеченова, И.П. Павлова, схема б/у слюноотделительного рефлекса
|
60)Торможение, его виды и значение
|
Портрет И.М. Сеченова, И.П. Павлов табл. «Головной мозг», рис. учебника
|
61)Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна
|
|
62)Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы
|
Табл. «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение головного мозга человека», портрет И.М. Сеченова, И.П. Павлова
|
63)Типы нервной системы
|
Табл. «Головной мозг», рис. Учебника
|
Человек и его здоровье
|
|
64)Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
|
|
65)Оказание первой доврачебной помощи.
|
|
66)Факторы риска.
|
|
67)Человек и окружающая среда.
|
|
Повторение
|
Закрепить и проверить знания и умения по курсу.
|
68)Повторение
|
|
69-70) Подготовка к итоговой контрольной работе.
|
|
71) Итоговая к/р (тест) по курсу «Человек и его здоровье».
|
|
72) Анализ контрольного теста
|
|
|
|
|
|
|
|
На: Тематическое планирование Биология 8 класс
Спасибо, Юлия Владимировна. Очень хорошее планирование, критерии по ФГОС соблюдены, УУД прописаны. Спасибо за работу.