Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по лирике Есенина

Фото пользователя Елена Борисовна Бардыкина
Submitted by Елена Борисовна Бардыкина on чт, 02/07/2009 - 10:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бардыкина Е.Б.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №23 г.Рыбинск
Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
«Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, глубоко влияя на человека», - писал В.П.Медведев. Изучение лирики позволяет нам формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, избегая длинных нравоучений, ненавязчиво, показывая отношение автора к изображаемому. Данный урок проводится в11 классе при изучении темы «Лирика Сергея Есенина», но в адаптированном виде он может быть проведён и в среднем звене. Урок стоит после знакомства с биографией и особенностями художественного мира поэта, на нём начинается работа над основными чертами природного мира в лирике Есенина и приемами его художественного воплощения

 

На уроке поставлены следующие задачи:
Образовательные:
  • знание текстов стихов С.Есенина;
  • понятие сквозной образ–символ в поэзии 19 и 20 веков;
  • повторение теоретико-литературных понятий: символ, сквозной образ, лирический герой, метафора, эпитет,  олицетворение, сравнение;
  •  знакомство с полотнами русских художников и музыкой русских композиторов.
  • умение на примере конкретного стихотворения увидеть общее в творчестве поэта, делать выводы, обобщать;
  • аналитическое и логическое мышление.
Предварительное домашнее задание:
1)      выписать строки из стихов Есенина, где упоминается слово «Берёза»;
2)      прочитать статью «Художественный мир поэта» стр.237-243,законспек-тировать;
3)      повторить теоретико – литературные понятия.
Индивидуальное домашнее задание:
1)      составить словарную статью «Символ»;
2)      подготовить сообщение «Берёза – слово-символ в лирике 19 века».
Визуальный ряд:
картины русских художников, на которых изображены берёзы:
ü       И.Шишкин «Берёзовая роща»;
ü      И.Левитан «Берёзовая роща», «Март», «Золотая осень», «Весна - большая вода»;
ü      А.Куиджи «Берёзовая роща»,
ü      А.Саврасов «Грачи прилетели»,
ü       И.Грабарь «Белая зима. Грачиные гнёзда»,
ü      А.Рылов «Зелёный шум»,
ü       С.Герасимов «Лёд пошёл».
Музыкальные заставки:
ü      песни русских композиторов, посвящённые берёзе,
ü      пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
 Музыка может звучать в начале урока, создавая эмоциональный настрой: как фон во время сообщения учащегося о поэзии 19 века, во время работы в группах. При отсутствии видеоряда можно провести работу по подбору музыкальной иллюстрации к стихам Есенина.
 
 
 
 
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
Мало видеть слово. Надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как оно росло и как крепчало,
Как его звучало зазвучало,
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться,
В званье, в имя или в кличку просто…
Прелесть слова – в летописи роста.
Эти строки принадлежат перу польского поэта Юлиана Тувима (1894 - 1953). Слово живёт в нас, слова родного языка формируют взгляд человека на мир. Язык составляет ту духовную силу, которая единит народ и крепит его творческую энергию.
Наша мысль направлена на общее, мы стремимся понять этот мир в мысли. Но мысль ускользает, в каждый момент она другая. Вечность только в идее, которая в границах слова может быть представлена символом.
 
 Повторение изученного
1. Сообщение учащегося.
Символ (от греч.                       – знак, примета) - один из видов тропов-слов, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных) значений ещё и новые (переносные). Символ образует свои новые переносные значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение.
Символ наделён огромным множеством значений.
Откуда же берётся символический смысл образов? Основная особенность символов в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах, где мы их находим. Они имеют историю длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам и обрядам.
2. Какое литературное течение считало главным символ в своей поэзии? Назовите наиболее известных представителей этого течения.
 
Формулировка темы. Постановка цели. Работа с эпиграфом.
Символ у каждой культуры свой, национальные символы создают культуру. Истол-ковать символы своей культуры в образах - это и есть задача поэта.
Каждый язык содержит определённое количество символов. Из поколения в поколе-ние они передавались в песнях, былинах, а позднее стали появляться в произведениях поэтов и писателей. Вот о таких словах и будем мы сегодня говорить на уроке. Запишите тему: «Слова-символы в поэтическом тексте… - слово-символ в лирике…». Формулировка темы не закончена, и сделать мы это сможем после прочтения эпиграфа.
Я, запозднясь, благодарю
Того, кто был передо мною
И кто вечернюю зарю
Назвал вечернею зарёю.
Того, кто первый услыхал
Капель апреля, визг мороза
И это дерево назвал
Так упоительно – берёзой.
Потом уже, уже потом
Сюда пришёл Сергей Есенин
Отогревать разбитым ртом
Её озябшие колени.
Я.Смеляков.
- Смеляков формулирует идею о преемственности в поэзии. Найдите эти строки.
- О каких символах говорится в стихотворении?
     (Смеляков говорит о словах-символах из мира природы)
-Какой он выделяет среди них? Какого поэта называет?
      (Особо выделяет берёзу и называет имя Сергея Есенина)
- Я думою, теперь мы с вами можем дополнить формулировку темы. О каком слове-символе в лирике, какого поэта пойдёт речь?
     (Берёза - слово-символ в лирике Сергея Есенина)
 
Повторение
-Берёза – образ одного ряда с такими, как летящие журавли, нескончаемая дорога, широкое поле, полноводная река. Какая сила скрыта во всех этих привычных для русской поэзии образах?
(В них ощущение Родины, её простора, приметы нашей земли)
-В русской поэзии 19 века при изображении родного пейзажа очень часто исполь-зуются названия деревьев. Давайте вспомним их.
(Дуб - символ силы и крепости, связан с темой «большой Родины», т.е. государства; с темой дворянского рода, символизируя мощь и силу рода, связь поколений. Липа – символ дворянской усадьбы, дома, уюта)
-Но особое пристрастие русская поэзия имеет к берёзе. Поэтический культ её начина-ется с первой половины 19 века и достигает кульминации в творчестве Сергея Есенина. Давайте посмотрим, как это было.
 
Сообщение учащегося
 Все художники слова чувствовали безусловное очарование берёзы.
А.С.Пушкин писал П.А.Вяземскому дождливым летом 1825 года: «Наслаждаюсь душным запахом смолистых берёз…», а в путевых записках времён первой ссылки оста-вил щемящее замечание о встреченной в Крыму берёзе: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце моё сжалось…»
В сознании поэтов тесно связаны берёза, любовь, тоска, сердечное волнение, и хотя Вяземскому среди других деревьев берёза ещё казалась прозаической, но и он признаёт в ней очарование:
…душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Для него берёза - символ родины на чужбине, согревающий душу своим теплом и светом:
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо.
Нам здесь и ты, берёза, словно
От милой матери письмо.
У М.Ю. Лермонтова представление о родине прочно связано с чувством повсемест-ной печали российских деревень с их дрожащими ночными огнями, а рядом вставала дневная, милая сердцу картина:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой
Чету белеющих берёз.
После Пушкина и Лермонтова образ берёзы вошёл в творчество каждого из поэтов. Н.А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» не однажды упоминает о берёзе. В главе «Губернаторша» случай помог Матрёне Корчагиной избавить мужа от солдатчины. Освобождение от царской службы и образ весенней берёзы слились в символ крестьянского счастья:
Весна уж начиналася,
Берёзка распускалася,
Как мы домой пошли.
О любви, счастье и тоже с упоминанием берёзы писал А.К.Толстой:
То было раннею весной
В тени берёз то было.
То было в утро наших лет
О счастие! О слёзы!
 
Работа со стихами С.Есенина на основе домашнего задания
Щедрым поэтическим ливнем причудливых олицетворений и сравнений пролилась тема берёзы у Сергея Есенина:
Берёзки!
Девушки - берёзки!
Их не любить лишь может тот,
Кто даже в ласковом подростке
Предугадать не может плод.
-   Дома вы читали стихи, выписывали строки, где встречается слово «берёза». Чем привлекает она внимание поэта?
(Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны)
-   Неяркий, но изящный наряд берёзы вызывает в сознании поэта ряд ассоциаций. Назовите их.
(Ветви - шёлковые косы, как руки меткие, зелёные серёжки…
Берёза - невеста, девушка, свечка…
Цвет ствола – берёзовое молоко, берёзовый ситец…)
-   Как относится Есенин к берёзке?
(Поэт любит это дерево: «милые берёзовые чащи», «Тут почти берёзке каждой ножку рад поцеловать». Он чаще всего называет дерево, используя уменьшительно–ласка-тельный суффикс -к-: берёзка)
 
Работа в группах. Сравнительный анализ стихов.
-   Из множества стихов Есенина для более подробного разговора мы возьмём два: «Берёза» (1913г.) и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918).
Вопросы для сравнительного анализа
v     Как построены стихотворения? От какого лица в них идёт речь?
v     Какой мы видим берёзу в этих стихах? Как автор относится к ней?
v     Какие виды тропов использует поэт?
v     Отметьте композиционные особенности стихотворений.
v     Какие особенности лирики Есенина нашли отражение в этих стихах?
v     Что общего в этих стихотворениях?
                                         Примерный анализ
«Берёза» (1913): Стихотворение – картина природы, сродни живописному пейзажу. В центре внимания – берёза в зимнем уборе: снежная кайма, белая бахрома, горят снежинки. При помощи эпитетов и метафор Есенин передаёт красоту скромной русской природы. Берёзка, как и другие предметы и явления, живёт своей особой жизнью. Это становится ясно из заключительной строфы, где Есенин использует свой излюбленный приём – олицетворение. В ней возникает образ зари – труженицы, которая постоянно подновляет наряд своей любимицы:
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Стихотворение построено как занимательный эпизод из жизни одухотворённой природы. В картине человека нет, но он незримо присутствует: берёза стоит под его окном, его глазами мы видим эту красоту, прелесть скромной русской, берёзы как символа России. И хотя в этом стихотворении нет слов – звуков, но обилие звуков с и   р (в 8 строчках они повторяются по 7 раз), шипящие и сонорные передают нам звуки: тихий шелест инея, падающего с потревоженных ветвей. Цветовые ассоциации вызывают эпитеты и сравнения: «принакрылась снегом, точно серебром»; «снежной каймой горят снежинки в золотом огне». Зима сверкает, искрится, создавая радостное настроение, умиротворение и покой неся в душу.
И в этом стихотворении, как во многих других, в композиции Есенин используя форму кольца:
Прикрылась снегом,
Точно серебром.
…………………
Обсыпает ветки
Новым серебром.
«Зелёная причёска…» (1918): Стихотворение построено как диалог лирического героя с деревом. Одна из особенностей лирики Есенина – обращение в начале стихотворения. Здесь автор обращается к дереву, ласково называя его берёзкой. Она нравится ему, напоминает девушку (« девическая грудь») - тонкую, стройную. Метафоры: «зелёная причёска», «косы – ветви» – помогает созданию этого образа. В этом стихотворении, как и во многих других, образ автора сливается с образом лирического героя. Оно написано от первого лица. Лирический герой задаёт вопросы берёзке, а она отвечает ему, рассказывая об окружающем мире. И в вопросах, и в ответах природа живёт. Показать это Есенину помогает олицетворение: «шепчет ветер», «звенит песок», «луна стелет». Цвет и звук также живут в этом стихотворении: «зелёная причёска», «сияние зеленей», «луна»; «звенит песок», «звон ветвей» – напоминание а колокольном звоне, таком же символе России как и берёза. Этот звук в стихотворении помогают передать сонорные и шипящие, которых много.
В композиции Есенин прибегает к форме кольца: в начале стихотворения задаёт вопрос – в конце получает ответ. Берёзка объясняет, почему загляделась в пруд – загрус-тила об уходящем лете, вспомнила о близкой осени.
 
Обобщение учителя
Стихотворение «Берёзка» написано в 1913 году. Созданный однажды поэтический образ в лирике Есенина получает самостоятельную жизнь. Подтверждение тому – стихо-творение, написанное 5 лет спустя « Зелёная причёска…». В этих стихах автор неизменен в своих привязанностях: он любуется неброской, неяркой, но такой притягательной красо-той русской берёзки, символа России, красотой своей Родины. Он любит то, что его окру-жает.
 
Работа с картинами. Подбор иллюстраций к стихам.
Но не только Есенина и других художников слова привлекает эта красота, а и живо-писцев. Пред вами несколько картин из большого количества, воспевающих это дерево.
-   Какие из картин могли бы послужить иллюстрациями к стихам Есенина?
В качестве иллюстраций учащиеся могут предложить для стихотворения «Берёза» картину Грабаря «Белая зима». На ней изображена одинокая берёза возле дома на фоне серебристо – серого неба. Кругом белый снег, но, несмотря на это, от картины веет чем-то тёплым, родным близким.
К стихотворению «Зелёная причёска…» могут быть предложены:
1)                       А. Куинджи «Берёзовая роща», где берёзы расположились возле пруда. Яркое солнце, разгар лета, обилие зелёного цвета, но пробивающаяся в траве и листьях лёгкая желтизна говорит о приближающейся осени;
2)                       А. Рылов «Зелёный шум». Картина вызывает в памяти звуковые ассоциации из стихотворения Есенина и образ берёзки – девушки, которой ветер растре-пал ветви – косы. Обилие зелёного цвета – радость жизни, но в зелени нет – нет, да и мелькнёт жёлтый листок – скоро осень.
 
Обобщение. Итоги урока. Домашнее задание.
Сегодня мы с вами увидели, как много может рассказать одно – единственное слово - символ. Для нас берёза – символ Родины:
О берёзы – даль немая,
Грустные поля…
Это ты – моя родная,
Бедная земля!
Для всего мира – берёза – символ России.
А сколько ещё символов в нашей поэзии, в нашей речи. Поэтическая символика – особый мир. Предлагаю вам продолжить знакомство с ним.
1. Составить «Словарь поэтических символов Сергея Есенина».
2. Найти и проследить жизнь слова – символа, связанного с Родиной, в лирике поэтов 19 и 20 веков (поэты по выбору учащегося).
3. Прочитать стихи о животных. Дополнить черты природного мира в лирике Есенина и приёмы его художественного воплощения.
 Первые два задания предлагаются по выбору учащегося.
 
Литература.
1. В.П.Аникин. «К мудрости ступенька». М.1988.
2. В.В.Коржан. «Есенин и народная поэзия». Л.1969.
3. С.И.Львова. «Уроки словесности». М.1997.
4. Н.И.Неженец. «Поэзия народных традиций». М.1988.
5. «Сергей Есенин. Проблемы творчества». Сборник. М.1978.
6. П..Юшин. «Поэзия Сергея Есенина 1910 – 1923 г.» М.1966.
7. Л.Г.Юдкевич. «Лирический герой Есенина». К.1971.
8. В.П.Колесникова. «Лексика темы «Родина» в русской поэзии». РЯШ № 5. 1990.
9. В.П.Колесникова. «Стихотворение «Родина» М.Ю.Лермонтова». РЯШ № 3. 1991.
10. В.В.Колесов. «Слово живёт в нас». ЛШ № 4. 1995.
 


Фото пользователя Елена Борисовна Бардыкина

На: Урок по лирике Есенина


Василина Витальевна! Большое спасибо за комментарий, очень рада, что работа оказалась полезной.




На: Урок по лирике Есенина


Спасибо за очень интересную разработку урока!




Фото пользователя Виктория Александровна Полякова

На: Урок по лирике Есенина


Спасибо за подробную разработку!

С уважением В.А. Полякова




Фото пользователя Наталия Николаевна Петрова

На: Урок по лирике Есенина


Елена Борисовна,  спасибо Вам за урок! Символы, их роль в лирике и жизни - актуально, интересно ребятам в любой возраст. Вам удалось не просто раскрыть понятие символа, но   в результате индивидуальной и групповой  исследовательской работы учащиеся показали своё понимание этого приёма. Подобраны интересные фрагменты тексов для исследования, видеоряд и музыкальные фрагменты, эмоционально настраивающие на работу в классе. Систематизация знаний учащихся происходит при совместном составлении опорных схем по теме. На уроке используются межпредметные связи с такими предметами, как: музыка, изо, русский язык; приёмы ИКТ технологии.

Материалы данной разработки можно использовать как на уроках литературы, так и во внеклассной работе.

Пожелания: в качестве домашенго задания предложить учащимся создать видеому.




Фото пользователя Светлана Владимировна Будаева

На: Урок по лирике Есенина


Елена Борисовна! Конспект урока, предложенный Вами, очень подробный, понравились варианты домашних заданий.  В конспекте указан видеоряд, музыкальное сопровождение, но   не понятно,как и когда это применить.

Комментарий был изменен с момента создания ([email protected], чт, 02/07/2009 - 11:59).



На: Урок по лирике Есенина


Здравствуйте, Елена Борисовна! Спасибо за интересный конспект урока, он насыщенный, интересный, предложены различные формы работы учащихся. Спасибо!



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн