Submitted by Светлана Аркадьевна Крылатова on Tue, 12/01/2016 - 23:46
Классный час
«Милый сердцу уголок»
Цель: Расширить представление обучающихся о родном крае
Задачи: Воспитывать чувство гордости, патриотизма, любви к родной стране, к своей малой родине. Прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию
Форма: Час общения
Оборудование:
карта РФ, карта РМЭ
аудиозапись песни “ Ты живи, моя Россия ”
компьютер, проектор, экран
фотографии и рисунки с изображением родного посёлка
«сердечки» из альбомных листов с пословицами
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Звучит аудиозапись в исполнении Марии Радецкой (выпускницы нашей школы) «Ты живи, моя Россия» (слайд 1.)
Моя Родина – Россия!
Марий Эл – частичка в ней.
Я люблю свой край чудесный,
Нет уголка мне ближе и родней.
II. Формирование темы классного часа.
- Ребята, как вы думаете, чему посвящён сегодня классный час? (слайд 1.)
- Как вы понимаете слова «Милый сердцу уголок»?
- Какую цель можно поставить для себя ?
Вступительное слово учителя.
Нет в мире ничего выше и дороже, чем Родина! Она даёт нам крылья для полёта, освещает каждый наш час. Родину нельзя выбрать, к ней можно лишь прикипеть всем сердцем, проникнуться величайшей и светлой любовью – любовью на всю жизнь. Тот, кто делает всё для процветания родной страны, кто готов защищать её территорию и границы, кто знает её историю, традиции, культуру, тот достоин, называться патриотом.
Мы любим свою страну, свою республику, свой родной край. Место, где мы родились и выросли. Здесь жили наши предки, живут наши родители и мы с вами. И, поверьте, когда вы покидаете свои родные места, то вам непременно хочется туда вернуться.
III. Введение в тему.
Республика моя – зелёный край!
Богата ты: поля, луга, леса.
Деревни, сёла, города.
Мы малой родиной зовём
То место, где мы все живём. (слайд 2)
- О Родине сложено немало пословиц. Сейчас мы их вспомним. А для этого проведём игру, которая называется «Найди свою пару».
У вас на партах лежат половинки сердечек с пословицами, которые нужно собрать. Вы должны договориться в паре, кто из вас прочитает и прикрепит половинку сердечка на доске. А тот, у кого продолжение пословицы, должен прикрепить вторую половинку.
1.Где родился, (там и пригодился)
2. Если дружба велика, (будет Родина сильна).
3. Нет земли краше, (чем страна наша).
4. Кто за Родину горой, (тот и герой).
5. Всякому мила (своя сторона).
6 .Родина – мать, (умей за неё постоять).
Сердечки нужно оформить на рисунках детей, посвящённых теме: «Милый сердцу уголок» (слайд 3.)
- Ребята, а как вы понимаете пословицу “Где родился, там и пригодился”?
Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями.
У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному посёлку и улице, на которой вы жили; любовь к малой родине.
Наша малая родина – это посёлок Куженер. (слайд 4.)
- А кому интересно узнать о своём посёлке?
- Какие вопросы вы бы задали старожилам нашего посёлка?
- Где ещё можно найти информацию об истории возникновения?
IV. Основная часть.
- Представьте, что вы сегодня – журналисты. Вы получили задание найти как можно больше информации об истории возникновения нашего посёлка, о его прошлом, о достопримечательностях нашего края.
Каждая группа получает информацию по одному из направлений и обрабатывает её, а потом назначает выступающего. Форма выступления – по желанию (инсценировка, сообщение, экскурсия).
История возникновения посёлка. (слайд 5)
Поселок расположен на востоке Марий Эл, в начале возвышенности Вятского увала, поэтому по нему мы всегда ходим «вверх-вниз.
Название Куженер означает «длинный ручей» (марийское «кужу» + «энер»).
Фёдор Яковлевич Рощин - основатель Куженерского женского монастыря. Именно момент основания монастыря можно считать рождением поселка. До того он был крохотным казенным выселком, а к концу 18 века – маленькой деревенькой средь соснового бора. Со времени освящения Святоникольского храма выселок назвали Никольским.
Существует такая быль-легенда:
Летом 1900 года Федор Рощин приехал в Куженер, местность ему очень понравилась, здесь он и решил основать монастырь. Чтобы решить вопрос о казенной земле, на которой предполагалось построить будущую обитель, он поехал к знаменитому обер-прокурору Синода К.П.. Победоносцеву.
Вот как описывал этот визит в своих воспоминаниях известный предприниматель и книгоиздатель И. Д. Сытин, сопровождавший купца - своего друга, кума и пайщика - в этой поездке.
«Рощин, в своем черном сюртуке, с золотой медалью на шее, плотный, коренастый, подошел вперевалку к столу обер-прокурора и встряхнул своими длинными крестьянскими волосами с пробором посередине:
— Прошу, ваше превосходительство, разрешить мне построить женский монастырь...
Вынув из кармана географическую карту, он положил ее на стол и ткнул пальцем:
— Вот здеся... Тысяча десятин пустопорожней земли, государственного имущества... Ходатайствуйте, чтобы мне ее пожертвовали для монастыря, а если даром не дадут, купить желаю.
— Ну что ж... Дело доброе... Подайте прошение, а там рассмотрят и разрешат.
— Да мне ждать некогда... Мне поскорее надо... Я неграмотный, никого тут не знаю, вас прошу покорнейше, вы разрешите! — Рощин в пояс поклонился.
— Ну, а бумаги у вас, по крайней мере, есть?
— Ничего нету. Здеся надо написать и бумаги, какие надо.
Победоносцев позвонил, и на его звонок вошел правитель дел Синода — ласковый, вкрадчивый, элегантный человек — Даманский.
— Вот, Владимир Петрович, пришли сытинцы, просят разрешения на постройку монастыря, с тем, чтобы землю им даром дали... И все сейчас, сегодня, сию минуту. Вы уж, пожалуйста, примите их, выслушайте подробности и сделайте, что можно.
Тон, каким сказал это Победоносцев, не оставлял никаких сомнений, что дело Рощина будет улажено, и притом с молниеносной быстротой.
И действительно, Даманский, выслушав нас, все записал, а уже на другой день все формальности были исполнены и все бумаги написаны...»
Впоследствии на средства Федора Рощина в обители были выстроены трехпрестольный храм, каменная трапезная (сейчас здание отдано Свято-Никольской церкви) и несколько деревянных корпусов. Именно он вызвал из Вятки известного архитектора И.А.Чарушина, составившего проект величественного пятиглавого храма.
Фёдор Яковлевич Рощин скончался 11 января 1916 года (100 лет назад) в возрасте 75 лет.
Странички истории. (слайд 6)
Деревня Куженер возникла как казенный починок на правом берегу реки Немда предположительно в конце XVII — начале XVIII века, хотя следы пребывания человека на этой территории имеются более ранние. По течению реки справа сохранились поросшие березами курганы, которые исследователи относят к периоду абашевской культуры. Это были кочевые племена, оставившие здесь покоиться навсегда своих сородичей.
Первыми поселенцами были русские, носившие фамилии: Онучины, Скулкины, Михеевы, Лоскутовы.
Починок Куженер в 1831 году насчитывал 7 дворов, к 1874 году их число увеличилось до 43, проживало здесь 131 мужчина и 155 женщин.
Починок располагался в окружении соснового бора, в народе он именовался рощей. Люди возделывали землю, сеяли рожь, ячмень, овес, лен, сажали картофель, репу. Занимались охотой, выделкой овчин, изготовлением домашней утвари, разводили домашний скот, содержали лошадей.
Для поддержания здоровья пользовались услугами лекарей, знахарей, бабок-повитух. Источником являлся ключ, до сих пор называющийся святым. Сюда ходили умываться, испить целебной водицы. Один из крестьян деревни Большой Сабанер излечился так от головной боли, после чего установил у источника столбик с иконою святого великомученика Пантелеймона (целителя).
Особой популярностью пользовался этот ключ у марийцев. Болезнь глаз — трахома — преследовала их почти до середины XX века. Как язычники, так и новокрещенные христиане приходили сюда из окрестных и даже дальних деревень.
Исключительным событием, давшим дальнейшее и довольно быстрое в тех условиях развитие населенного пункта, стало строительство монастыря. Устройство женской обители взяли на себя рясофорные послушницы Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря. Первой из них выразила желание поселиться при часовне Екатерина Матвеевна Смоленцева, дочь крестьянина из деревни Большой Сабанер.
Для строительства монастыря нужны были деньги. Первыми благотворителями общины стали крестьяне Сабермучашского и Малоцаранурского сельских обществ. Они выделили 7 десятин земли, строительный материал, небольшое количество денег. В основном же монастырь был построен на средства Яранского купца, почетного гражданина города Яранска Федора Яковлевича Рощина, награжденного за труды пятью медалями и орденом Святой Анны, известного своей благотворительностью. При его содействии были выделены и земли под монастырь.
Экскурсия в прошлый век. (слайды 7,8, 9)
Новое здание школы приветливо распахнуло двери для учеников 1 сентября 1974 года. В 2013 году Куженерской средней школе исполнилось 115лет.
Здание детского сада «Красная шапочка.
Маслозавод. Молоко из колхозов перерабатывалось здесь. В продаже были сливочное масло, творог, молоко и сметана. Летом население всегда покупало на маслозаводе обрат и пахту для выкармливания поросят, которые были почти в каждом хозяйстве.
Здание почты. Телефонистки соединяли вручную телефонных абонентов. Пока не ввели в строй АТС (1977-78 гг.), звонить по телефону надо было так: «Соедините меня, пожалуйста, с квартирой Ивановых».
Хлебный магазин. Иногда надо было выстоять очередь. Хлеб выдавался по карточкам. На семью из четырёх человек можно было купить две буханки. Каждый день в карточке отмечали, что хлеб куплен (ставили крестик на число, когда был куплен хлеб). Магазин отапливался дровами, их видно слева у стены. А в правом окне есть приспособление для разгрузки хлеба: машина подъезжала, и водитель с решеток сгружал хлеб. В магазине буханки принимали и раскладывали на стеллаж.
Здание раймага. Удивительно красивыми и широкими казались его витрины. Это были те времена, когда мебель делалась из дерева, а не из опилок. В начале 70-х магазин переедет в новое здание универмага.
Куженерский Дом Культуры (клуб). Здесь можно было посмотреть мультфильмы, художественные фильмы, концерт, спектакли. Проводились дискотеки и танцы.
Афиша около клуба. Как все ждали новую информацию о фильмах! Если значились шедевры советского кино: «Неуловимые мстители», «Свадьба в Малиновке», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», другие славные картины отечественного и зарубежного кинематографа, в этот день в клубе был аншлаг!!!
Линейка у школы. Слева у обреза фотографии здание школы, называемой «лесная школа». Прозвали так из-за того, что сразу за школой начинался лес. Следующее здание (с козырьком над крыльцом) – детский сад.
Праздничная демонстрация 1 мая 1960 года. В правом верхнем углу – здание трапезной монастыря.
Проводы зимы на «старом стадионе», (1968 г.) позже здесь построят новую школу.
Закладка парка в центре поселка. На субботник вышли, как всегда, зачинатели всех добрых дел - учителя и врачи. На снимке 1965 год.
V. Закрепление знаний.
Коллективная работа. Проверяем ваше внимание и память. Кроссворд.
Внимание на экран.
По вертикали:
1. Человек, преданный своему Отечеству, любящий свою Родину, свой народ.
2. Столица нашей Родины.
3. Название реки, на берегу которой основали посёлок
4. Фамилия купца, основателя посёлка Куженер.
5. Перевод этого названия - длинный ручей.
6. Имя известной поэтессы – уроженки нашего района.
По горизонтали:
7. Отечество, родная страна.
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт от врагов.
Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать– одна у него и родина.
VI. Рефлексия.
Подведём итоги.
Ученики отвечают с помощью цветовой гаммы: зелёный – мне было интересно, жёлтый – мне трудно было воспринимать материал, красный – я ничего не запомнил.
Продолжите фразы:
- Я узнал много нового и интересного… ( о своей малой родине).
- Я был удивлён,… (как люди жили в прошлом веке).
- Мне было легко взаимодействовать.. (в группе).
«Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя»