Психологические особенности детей с нарушенным зрением
и специфика их воспитания
Усейнова Е.П., педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №37 компенсирующего вида»
Зрительный дефект отрицательно влияет на развитие различных компонентов личности: самостоятельности, активности, коммуникабельности.
Если нормально видящий ребенок многие нормы, характеризующие воспитанность, может воспринять по подражанию, то дети с косоглазием и амблиопией, слабовидящие нуждаются в коррекционной работе со стороны взрослого.
В развитии дошкольников с нарушением зрения можно выделить три основные характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем отставании развития по сравнению с развитием нормально видящего ребенка. Это проявляется как в области физического, так и в области психического развития. Несколько замедленное общее развитие вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.
Пассивность и безынициативность у детей с глубоким нарушение зрения возникают в результат неправильного воспитания, недостаточного внимания к развитию движений, ориентировки, его активности и использованию не только одного осязания или неполноценного зрения, а других сохранных анализаторов, позволяющих правильно и полно отражать объекты внешнего мира и их признаки.
Процесс развития зрячего ребенка неравномерен в различные периоды его жизни. В разные периоды жизни детей их темп развития различен. Темп развития ребенка с нарушением зрения также неравномерен в различные периоды его жизни. Однако периоды наибольшей активности развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с этими периодами развития у зрячих. Это вторая особенность развития дошкольника с нарушением зрения.
Несовпадение периодов активного развития определенных психических свойств и качеств связано с тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные зрячим. До того времени, пока ребенок с нарушением зрения не вырабатывает способов компенсации зрительной недостаточности, способов познания окружающих предметов на суженной основе, не научится использовать информацию от сохранных анализаторов, представления его будут неполными, отрывочными, а порой и неверными, что тормозит его общее психическое развитие. Внутренний мир ребенка с нарушение зрения строится на основе впечатлений, полученных им через сохранные анализаторы, главный из которых рука. Поэтому перед воспитателями и родителями стоит задача помочь своим воспитанникам овладеть способами обследования предметов, усвоить приемы осязания, научить оценивать те впечатления, которые они получают и от нарушенного зрения, и от других сохранных анализаторов.
Третьей особенностью развития ребенка с нарушением зрения является диспропорциональность психического развития. Она проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление) развиваются быстрее и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Такая диспропорциональность вызвана отсутствием у детей приемов и способов компенсации зрительной недостаточности. Этому детей необходимо обучать, и в этом проявляется особенно тесная связь обучения и воспитания детей с нарушением зрения.
Первым компенсаторным необходимым условием для формирования компенсаторных процессов у детей с тяжелым нарушением зрения, у незрячих детей является постоянное общение с ребенком, возбуждение его сохранившихся ализаторов (остаточного зрения, слуха, осязания, вкуса и т.д.)
Второе условие – активизация моторной деятельности, развитие движений.
Третье условие – это физическое развитие, специальная гимнастика.
Повседневная деятельность при нарушениях зрения сопряжена с преодолением трудностей ориентировки в пространстве, недостаточной полноты восприятия окружающей действительности с развитием самоконтроля и регуляции поведения. Это в свою очередь требует напряженного внимания, достаточного объема памяти, оперативного мышления, быстроты и точности реакции и ряда других качеств. Поэтому умственное развитие имеет для детей с нарушением зрения особое значение – компенсаторное. Действительно ежедневно слабовидящим детям приходится выполнять достаточно сложную мыслительную работу даже в тех случаях, когда нормальновидящие дети практически не задумываются над их решением.
Для детей с нарушением зрения характерны нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах. Часто это повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, слабая способность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.
|