Занятие по теме «Буквицы» можно отнести к таким разделам программы детского объединения «Читалочка», как «История книги», «Рукописная книга», «Оформление книги». Оно включает в себя беседу о начертании букв с рассматриванием оформления обложек книг, настольную игру, рассказ с использованием презентации и практическое занятие, где учащиеся выполняют творческую работу. Урок позволяет обратить внимание на книгу как на объект полиграфического искусства, приобщиться к процессу создания букв, испытать себя в роли дизайнера, выполнить творческую работу и предъявить свой результат на выставке.
Цель занятия: Формирование интереса детей к книге и книжной графике и создание условий для развития познавательного интереса и творческого мышления.
Задачи:
1. Познакомить с понятиями «шрифт» и «буквица».
2. Ознакомить с историческим процессом формирования начертания букв.
3. Побудить к активному общению с книгой и на этой основе к самостоятельному творческому процессу.
4. Заинтересовать рисованием букв.
Время проведения 1,5 часа. Форма организации детей групповая, возраст 1-2 класс. Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические. Форма предъявления результата: выставка творческих работ.
План занятия
Подготовительный этап. Сообщение цели занятия - 3 минуты.
Беседа с рассматриванием одинаковых по названию книг (сказки), но с разных по написанию букв. Озвучивание слова «шрифт». Сравнение шрифтов. Рассматривание первой страницы книги. Самая красивая буква – Буквица – 10 минут.
Знакомство с выставкой иллюстраций Древнерусских буквиц и других «весёлых» современных букв. Загадки и настольная игра «Собери буквы одного шрифта» - 8 минут
Физкультурная пауза – 2 мин
Презентация – 12 мин
Перемена
Практическая работа. Объяснение задания. Демонстрация образцов работ. Раздача материала и трафаретов. Инструктаж по технике безопасности. Рисование буквиц. Выставка. Подведение итогов. – 45 мин
Беседа включает в себя следующие положения и вопросы.
Рассмотрим обложки книг с одинаковыми названиями (сказки). Чем они отличаются? Почему? Буквы каждой книжки написаны определённым размером и начертанием, то есть разным шрифтом. Какая надпись вам больше всего нравится? Оказывается одно и то же слово можно написать по-разному. Как вы думаете, сколько способов есть написания букв? Количество написания букв столь разнообразно, что нам его и не сосчитать. Откроем книгу и посмотрим на первую страницу. Какая буква самая красивая? Какими словами можно назвать такую букву? Красавица – Умница – Буквица. Где стоит эта буква? В начале. Для чего? Чтобы захотеть читать, возбудить интерес. Назовите свои красивые буквицы. Красивой может быть любая буква, с которой начинается сказка. Давайте познакомимся с выставкой иллюстраций и посмотрим, как и каким образом мастера рисуют эти красивые буквы.
Выставка включает в себя распечатки древнерусских буквиц, страницы букваря Кариона Истомина, распечатки современных буквиц, творческих работ учащихся.
Книги:
Белорусец С. Парикмахеры травы. – М.: Самокат, 2011. – 80 с. (иллюстрации в книге сделаны из букв).
Морган М. Буквицы. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия. – М.: АРТ-Родник, 2007. -265 с.
Проненко Л. Каллиграфия для всех. – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2011. – 336 с.
Прудовская С.Н. История книги своими руками. – М.: КомпасГид, 2011. – 56 с.
Сокольников Ю.Л. Русская буквица. Альбом образцов. М.: Издательский дом ТИГРА, 2009 – 56 с.
Настольная игра «Собери буквы одного шрифта» закрепляет полученные знания и является своеобразным итогом беседы с рассматриванием книг и иллюстраций. Учащимся выдаются буквы разных начертаний, цветов и размеров. Нужно собрать буквы одного шрифта и объяснить, чем они отличаются друг от друга.
Информационно-коммуникационная технология (компьютерная презентация) позволяет сделать переход от теории к практике.
Презентация позволяет структурировать материал, она обеспечивает высокий уровень наглядности, содержит план последовательного изложения, облегчает усвоение терминов и понятий. Особенностью технологии является возможность использования презентации на разных этапах занятия, а для создания эмоционального настроя сопровождать музыкой. Презентация зрительно расширяет представление о букве как объекте художественного творчества.
Цель её использования:
Наглядное зрительно-иллюстративное предъявление информации. Знакомство с некоторыми названиями шрифтов. Закрепление понятия «разнообразие шрифтов».
Организация коллективного учебного диалога.
Создание эмоциональной творческой обстановки. Мотивирование к самостоятельной работе.
Эффективность технологии проявляется в закреплении интереса к теме, развитии кругозора, формировании коммуникативных навыков. Презентация содержит наглядные образцы для дальнейшей работы.
Таким образом, представление информации посредством компьютерной презентации позволяет обеспечить более высокий уровень знаний, облегчает дальнейшее осознание поставленной творческой задачи, формирует информационный образ учебного материала со структурированной информацией.
Презентация называется «Мир шрифтов», она рассказывает, почему шрифты отличаются друг от друга, приводит примеры названий шрифтов, показывает некоторые алфавиты, выполненные художниками, и шрифтовые композиции.
Для выполнения творческой работы нужны следующие материалы и инструменты:
Альбомная бумага;
Трафареты букв (из картона);
Карандаши, мелки, гуашь или акварель.
Наглядный материал
Книги с буквицами (сказки и др.);
Иллюстрации Древнерусских буквиц;
Образцы книг и иллюстраций с необычным шрифтом («Весёлые картинки» и др.);
Образцы «весёлых» букв;
Рисунки буквиц, созданные детьми.
Иллюстрации шрифтовых композиций
Раздаточный материал: бумага и трафареты букв
Требования и правила работы: дисциплинированность; аккуратность работы с красками; заинтересованность в конечном результате.
Учащиеся определяют свой замысел и технику, в которой они будут работать и в соответствии с этим выбирают инструменты и если нужно трафареты для рисунка. Оборудую своё рабочее место. После инструктажа по технике безопасности работы с красками и мелками приступают к работе. Готовый рисунок ставят на выставку. Выставка позволяет полюбоваться результатом своего труда и диагностировать результат: все ли успели нарисовать, интересно ли было работать, увлекательное ли это занятие – придумывать буквы, понравился ли урок в библиотеке.