1. Организационный блок
Подготовка учащихся к олимпиадам разного уровня предполагает определенную организацию работы с детьми.
Для того, чтобы подготовить учащегося к успешному выступлению на олимпиаде, предполагается начало такой деятельности уже в начальном звене.
Здесь можно предложить творческие конкурсы и соревнования в рамках Недели иностранного языка, Декады гуманитарных наук: 2 класс – «Конкурс на лучшего чтеца», 3 класс – Конкурс на лучшего переводчика», 4 класс – конкурсная программа «В мире немецкого языка». Это могут быть внутришкольные или межшкольные олимпиады для учащихся начальных классов. Работа может проводиться в группах, достаточно одного часа в неделю.
В среднем звене в 5- 6 классах уже проходит школьный этап Всероссийской олимпиады. Работая с учащимися начального звена уже определяются творческие, имеющие способности к иностранному языку и желание заниматься им в дальнейшем дети. В среднем звене педагог может построить свою работу на факультативах, индивидуальных занятиях, клубах по интересам. На данном этапе ребята могут получать определенный объем заданий на дом.
Одним из способов подготовки можно предложить индивидуальные образовательные траектории.
Первым этапом (для учащихся 5-7- классов) на данном пути является педагогическая диагностика, устанавливающая уровень развития ученика. Диагностика направлена на правильный выбор учебных задач и выстраивание индивидуальной траектории.
Особая роль отводится самодиагностике, позволяющей ребенку следить за своим продвижением, корректировать его. Для этого используются заполняемые учеником небольшие таблицы, отражающие умения и навыки, отрабатываемые в ходе изучения конкретной темы. Анализируя повышение уровня умений и навыков, учащийся самостоятельно выделяет перспективы и определяет приоритеты в обучении.
На данном этапе методы работы используется метод индукции, основной акцент делается на поощрение успеха, создание моральной обстановки, способствующей раскрытию положительных черт ученика. Педагог совместно с учеником разрабатывает индивидуальную программу обучения, используя при этом:
- инструкционные карты и работу по образцу;
-индивидуальный тренинг, индивидуальную отработку операций на практике, индивидуальный подбор перечня работ;
-оценка знаний и умений с учетом возможностей учащихся;
-использование поощрений для исключения неуверенности учащихся в себе.
Можно выделить следующие виды деятельности педагога и учащегося на данном этапе, представленные в таблице.
Деятельность педагога
|
Деятельность учащихся
|
Проведение диагностики
Обсуждение результатов с учащимися
Постановка цели самим или совместно с учащимися
Помощь в разработке траектории
Обсуждение сроков действия траектории
Отбор содержания учебного материала
Предоставление информации об источниках
Определение форм и сроков контроля
Обсуждение результатов
|
Ученик проходит все этапы деятельности совместно с педагогом
|
Педагогическое сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий можно обозначить как опека», «забота», «защита».
Работа с учащимися проходит на факультативных занятиях.
Основная задача этапа:
- начало формирования навыков самостоятельной работы,
- развитие творческих способностей,
- применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Второй этап (для учащихся 8 – 9 классов)
Основные задачи данного этапа:
- приобрести опыт приложения усилий по самостоятельному освоению материала,
Для учащихся 8 - 9 класса предлагаются факультативы, элективные курсы.
Выделяются следующие виды деятельности:
Деятельность педагога
|
Деятельность учащихся
|
Поддержать в ученике дальнейшую заинтересованность
Оказать помощь в достижении наилучшего образовательного результата
Оказать помощь в разработке траектории
Оказать помощь в отборе содержания учебного материала
Обсуждение результатов
|
Постановка цели
Разработка траектории совместно с учителем
Отбор содержания учебного материала совместно с учителем
Определение форм и сроков контроля
Поиски источников информации
Обсуждение результатов совместно с учителем
|
На данном этапе деятельность педагога можно выделить как «наставничество», так как есть необходимость научить учащегося действиям продуктивного плана.
3 этап (для учащихся 10 -11 классов)
Эти учащиеся имеют определенный опыт самостоятельной работы по подготовке к олимпиаде. Таким учащимся необходимо предоставить возможность для выполнения индивидуальных дифференцированных заданий, упражнений, расширяющих и углубляющих их знания. Большая часть индивидуальной работы с этими учащимися приходится на внеурочную работу. Это ставит его перед необходимостью решать проблемы, используя различные источники информации.
Виды деятельности педагога и учащегося меняются в сторону наибольшей самостоятельности последнего.
Деятельность педагога
|
Деятельность учащихся
|
Оказание помощи в достижении наилучшего результата
Консультирование и поддержка индивидуального образовательного движения
Помощь в разработке маршрута
Обсуждение результатов
|
Самостоятельная постановка цели
Отбор содержания материала
Разработка маршрута
Поиски источников информации
Определение форм и сроков контроля
Рефлексивной взаимодействие с педагогом по поводу продуктов образовательной деятельности
|
Деятельность педагога можно охарактеризовать как «помощь», «поддержка». Основными задачами педагога становятся анализ ситуаций, наблюдение, разработка косвенных вопросов, поиск прецедентов для их совместного анализа.
Для подготовки учащихся к олимпиадам можно составить индивидуальную образовательную траекторию по следующим пунктам:
1. Цель индивидуального изучения предмета.
2. Основное содержание изучаемое самостоятельно.
3. Источники информации.
4. Творческие задания.
5. День и время консультации.
6. Самооценка учащегося.
7. Оценка учителя.
|
О методических рекомендациях
Олег Иванович, спасибо за подробные методические рекомендации по подготовке к ВсОШ по иностранному языку!