Учитель: - Сейчас друзья Совы расскажут вам о некоторых зимующих птицах нашего края.
Клёст: Эта птица- клёст. Она считается святой птицей. Если присмотреться, у неё клюв похож на крестик. Живёт клёст в еловых и сосновых лесах, ведь его корм – это семена хвойных растений, а созревают они зимой.
В феврале появляются птенцы, но птенчики не замерзают, а у них пушистое оперение. К тому же один из родителей всегда находится в гнезде и обогревает и кормит их.
Учитель: -А теперь послушайте ещё об одной птице.
Дятел: Это дятел. У него большой сильный клюв. Дятел долбит им деревья, добывает жучков, ими и питается. После его работы остаются дупла, в которых могут жить птички и даже небольшие зверушки – например – белка.
Учитель: - Но дятел, оказывается, может разорять гнёзда других птиц, что бывает, правда, очень редко.
-К нам, ребята, прилетела ещё одна гостья. Послушайте, что она расскажет о себе.
- Вороны очень умны. Фигура у вороны довольно неуклюжая. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, всякого рода черви и жуки, слизняки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.
Учитель: -А что вы знаете о нашей хозяюшке – сове?
Сова: - У Совы красивое пёстрое оперение и большие немигающие глаза. Она уничтожает мышей, чем приносит большую пользу людям. Одна сова за год сберегает около одной тонны пшеницы. Сова ночная хищница. Ночью вылетает на охоту.
Игра "День и ночь"
Учитель:- Ребята. Дома вы должны были приготовить загадки о зимующих птицах нашего края. (Дети отгадывают загадки)
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам , красногрудый?
-Облетел я всю Сибирь.
-Как зовут тебя? (снегирь)
Ученик рассказывает о снегире:
У снегиря ярко-красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Снегири мамы гораздо скромнее. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Все снегири- неутомимые путешественники: всю
осень и зиму они проводят в странствии, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, семена ясеня, клёна, репейника,
конского щавеля.
2.Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая. (Сорока)
Ученик рассказывает о сороке:
Сорока – неперелётная всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Ученик рассказывает о синице:
Головка у этой птицы в чёрной шапочке, крылья и хвост тёмно-синие, а грудка ярко-жёлтая. Летом питается жучками, червяками, а зимой ест всё: разные зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но больше всего охотница до свежего несолёного сала.
4. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (воробей)
Рассказывает ученик:
Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица
Учитель: - А теперь отгадайте мою загадку.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.(кормушка)
: Правильно, ребята, это кормушка. Давайте посмотрим нашу выставку кормушек, которую мы приготовили. Расскажите, кто вам помог сделать эти кормушки.
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц). Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.
Ученик: (читает стихотворение «Покормите птиц»)
Покормите птиц.
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов –
К вам слетятся как весной
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло!
Разве можно забывать:
Улететь могли.
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
(Александр Яшин)
5. Сценка «На лесной поляне»
Ворона: Карр-карр, Хулиганы! Ох, и тяжко нам воронам живётся, всех опасаться приходиться, особенно ребятишек, Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди «искалечат» Синица: Брр, Как в лесу прекрасно, солнечно, тепло! Здравствуйте, тётушка ворона. А я слышу, кто-то разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. А с кем это вы разговариваете? В: Карр. Еле ноги унесла сейчас. Всё ещё отдышаться не могу. Хулиганы! Сидела на заборе, думала, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня, снежками. С: (вздыхает) Да и нам синицам не легче живётся. Всё летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз так ничего и не найдёшь, голодной заснешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только девять. Бедные мои синички! В: Что тут говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает, как пережить зиму. С: А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что птицам легче стало. Говорит, есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм семечки, хлебные крошки, сало… В: Что это ещё за кормушки? С: Да вот видишь. Вокруг школы скворечники да кормушки висят. В: Кар-кар, и в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по Параньге. Три дня нечего не ела. Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит такая же кормушка. Заглянула в неё, а там семечки, Так и выжила в ту зиму.
С: И мне той зимой плохо бывало. Тетушка ворона, а давай попросим ребят, чтобы они не забывали кормушки развешивать, да корм туда насыпать.
Птиц ребята не надо ловить, Ворона:
Надо птиц всегда любить,
Птичьих гнёзд не разорять,
Зимою птицам помогать.
Их жалеть, обогревать.
Запомнили?
6. Видеофильм «Птицы зимой».
Учитель: Ребята, давайте теперь посмотрим фильм о зимующих птицах и закрепим то, что вы знаете о них.
7. Итог урока.
Согласитесь, ребята, что птицы очень интересные существа. Давайте вспомним, что мы сегодня о них узнали? (Научились различать зимующих птиц, говорили о том, как они зимуют, какие трудности преодолевают зимой, как им нужно помогать и чем подкармливать.)
- И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.
- В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой… Поделитесь с птицами едой!