Программа курса Священная история Ветхого Завета (для 5-го класса)
Submitted by Евгений Юрьевич Сурков on пн, 28/12/2015 - 23:21
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО г.Йошкар-Олы»
С О Г Л А С О В А Н О
На заседании НМС гимназии
«___» _____________2014г.
Председатель НМС________________
Программа курса
Священная история Ветхого Завета
(для 5-го класса)
г. Йошкар-Ола
2014 г.
Пояснительная записка
Курс рассчитан на преподавание в течение 1 года в 5 классе, включает в себя изучение истории Ветхого Завета и содержит исключительные по своей важности сведения о значимых моментах духовной истории человечества до Рождества Христова. Материалы курса могут послужить источником для приобретения общих знаний, базовых для ряда школьных дисциплин, знакомят с духовными и мировоззренческими идеями, ценностями, моральными категориями, сыгравшими немалую роль в формировании культуры, философии и науки современной христианской цивилизации, помогут постичь особенности исторических представлений, литературных пристрастий людей, выросших и творивших в рамках этой цивилизации. Изучение Ветхого Завета позволяет соотносить историю Древнего мира с историей духовной культуры человечества, помогает связать библейские сведения и постулаты с данными современной науки в самых неразрешимых для науки вопросах. Священная история Ветхого Завета предлагает многочисленные добрые примеры жизни, объясняет истоки нравственных и социальных понятий, многих знакомых нам не писанных законов правильной жизни среди людей, которые растущему человеку иной раз хочется подвергнуть сомнению. Добросовестное изучение курса дает возможность школьнику самостоятельно обдумать, оценить, сформировать отношение к нравственным примерам поведения, рассматриваемым в Ветхом Завете, что чрезвычайно важно для формирования мировоззрения духовно-нравственной личности.
Курс тесным образом связан с предметами естественнонаучного цикла, особенно в вопросах происхождения мира и жизни на земле. Предметом история Древнего мира изучается в 5 классе параллельно с данным курсом, благодаря этому становится возможным наиболее полно раскрыть многие закономерности не только истории до Рождества Христова, но и более позднего периода мировой истории. Курс даёт хорошую базу для последующего глубокого изучения предметов литературы и художественно-эстетического цикла, так как библейские сюжеты и образы легли в основу величайших творений христианской культуры. Основанием курса является постижение важнейших понятий и нравственных категорий православия, знакомство с главными евангельскими событиями в курсах начальной школы. История Ветхого Завета является начальным этапом изучения Священного Писания в школе (5-7 классы), таким образом, играя существенную роль в изучении последующих школьных курсов.
Цель данного курса - содействие формированию духовно-нравственной личности через постижение и усвоение важнейших нравственных понятий, законов, предлагаемых и установленных в Священном Писании Ветхого Завета.
Задачи курса:
- познакомить обучающихся с историей создания Библии, составом, историей переводов, формированием библейского канона.
- познакомить обучающихся с основными фактами истории Ветхого Завета, раскрыть на примере Священной истории Ветхого Завета законы всемирно-исторического развития;
- представить обучающимся библейские примеры жизни по духовно-нравственным законам, способствовать формированию умения воспринимать эти примеры как руководство в своей собственной жизни и пониманию, почему нужно жить по совести.
В основу курса положена православная антропология и идея о сотворении мира Богом. Ключевые понятия курса: человек как творение Божие, образ и подобие, грех и добродетель, завет человека с Богом, нравственный закон, святость, Священное Писание, ожидание Спасителя как основное содержание Ветхого Завета. Основным учебным пособием, на изучение которого опираются многие темы курса, стала «Священная история Ветхого Завета» прот. Николая Попова. Приложение этой книги подготовлено педагогами Вятской православной гимназии.
Изучение курса предлагается обучающимся, окончившим начальную школу, то есть имеющих уже первоначальный опыт осмысления нравственных вопросов и личный опыт знакомства с жизнью Церкви. У обучающихся этого возраста сформирован познавательный интерес к предмету; описание событий и рассказ о людях, действующих в священной истории, помогает им лучше понять усвоенные ранее нравственные нормы и правила и воспринимается легче благодаря любви к хорошему правдивому рассказу из жизни людей прошлого. Но обучающиеся пока не умеют делать нравственные выводы, не готовы к серьёзной, вдумчивой работе над осмыслением Священного Писания, что потребуется не только в 5 классе, но и в старших классах при изучении истории Нового Завета. Именно это обуславливает особенности методики преподавания: повышается по сравнению с начальной школой уровень требований к знаниям и умениям обучающихся, в том числе и в связи с возросшим объёмом информации; привлекаются всевозможные виды наглядного материала, включая предметы и макеты; используются творческие проекты, доклады с опорой на дополнительные источники информации; большая, чем в начальной школе, роль принадлежит слушанию, рассказу учителя, но всё же к концу года чаще применяется метод эвристической беседы с нравственными выводами; впервые организована систематическая работа с учебным пособием.
По изучении данного курса обучающиеся должны знать:
- основные факты истории Ветхого Завета в их хронологической последовательности;
- ключевые понятия курса;
- имена и деяния главных личностей Ветхого Завета;
- основное содержание нравственного закона, данного в Священном Писании Ветхого Завета.
Обучающиеся должны уметь:
- описывать важнейшие факты истории Ветхого Завета; соотносить их с фактами истории других народов Древнего мира;
- самостоятельно извлекать информацию из учебных текстов по истории Ветхого Завета;
- определять нравственные причины и следствия событий, объяснять их значение для духовной истории всех людей, конкретных исторических личностей, указывать закономерности Священной истории;
- соотносить собственные поступки с полученными в ходе изучения Священного Писания нравственными выводами.
Программа рассчитана на 34 часа по одному учебному часу в неделю.
Учет и оценивание полученных знаний и умений осуществляется путем проведения двух в течение года проверочных работ, участия в выполнении творческих работ. Но наибольшее внимание педагога уделено формированию нравственных качеств личности и определению жизненной позиции ребёнка, что невозможно проверить в рамках учебных занятий, лишь в некоторой степени во внеучебной деятельности и ситуациях жизненного выбора, в которые попадает обучающийся.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
1.
Введение. Что такое Библия.
1
2.
Сотворение мира и человека.
3
2.1.
Сотворение мира. Шесть дней творения.
2
2.2.
Сотворение человека. Рай.
1
3.
Жизнь первых людей.
4
3.1.
Грехопадение человека.
1
3.2.
Каин и Авель.
1
3.3.
Потоп.
1
3.4.
Расселение народов.
1
4.
Возникновение израильского народа.
3
4.1.
История Авраама.
1
4.2.
Исаак и его сыновья.
1
4.3.
История Иосифа.
1
5.
Египетское рабство. Исход.
3
5.1.
История Моисея.
1
5.2.
Пасха и исход евреев из Египта.
1
5.3.
Сорокалетнее странствие по пустыне.
1
6.
Нравственный закон Ветхого Завета.
5
6.1.
История дарования 10 заповедей.
1
6.2.
Заповеди по отношению к Богу.
2
6.3.
Заповеди по отношению к людям.
2
7.
Скиния.
1
8.
Вступление в землю обетованную.
1
9.
Судьи.
2
10.
История царств.
9
10.1.
Помазание царя.
1
10.2.
Царь Давид.
1
10.3.
Псалмы царя Давида.
1
10.4.
Царь Соломон.
1
10.5.
Иерусалим. Храм.
1
10.6.
История Израильского и Иудейского царства.
1
10.7.
Пророки.
2
10.8.
Вавилонское пленение.
1
11.
История братьев Маккавеев.
1
12.
Всеобщее ожидание Спасителя.
1
Итого:
34
Программа
Введение.
Что такое Библия. Ветхий и Новый Завет. Священное Писание и Священное Предание. Библия как исторический источник и учитель жизни.
Сотворение мира и человека.
Сотворение мира. Господь Бог – Творец мира. Сотворение неба и земли. Дни творения. Душа живая.
Сотворение человека. Человек как творение Божие. Душа человека, чем отличается человек от других существ, живущих на земле. Образ и подобие Божие. Адам и Ева. Жизнь первых людей в Раю. Первая заповедь Божия.
Жизнь первых людей.
Грехопадение человека. Древо познания добра и зла. Грех. Почему человек согрешил. За что он понёс наказание. Последствия грехопадения для человека и для всего мира. Обетование Божие о Рождении Спасителя мира. Изгнание из Рая.
Каин и Авель. Занятия первых людей после изгнания из Рая. Жертвоприношение. Убийство Авеля. Последствия греха для Каина. Потомки Каина. Раскаяние, «окаянный».
Потоп. Возрастание зла в мире. Призвание Ноя. Строительство ковчега. Потоп – прообраз крещения, ковчег - прообраз храма. Обетование Божие после потопа.
Расселение народов. Дети Ноя и его пророчество о судьбе их. Расселение их потомков по земле. Вавилонская башня. Рассеяние народов. Появление идолопоклонства.
Возникновение израильского народа.
История Авраама. Призвание Авраама и переселение его в землю Ханаанскую. Явление Аврааму Бога у дуба мамврийского. Гибель Содома и Гоморры. Принесение Исаака в жертву Богу – прообраз крестной жертвы Иисуса Христа, Сына Божия.
Исаак и его сыновья. Супружество Исаака. Исав и Иаков. Благословение Иакова. Видение Иаковом таинственной лествицы. Лествица – прообраз Пресвятой Богородицы. Иаков и Рахиль.
История Иосифа. Дети Иакова. Продажа Иосифа в рабство. Иосиф – прообраз Христа, преданного Иудой. Иосиф в Египте. Переселение Иакова с семейством в Египет.
Египетское рабство. Исход.
История Моисея. Состояние евреев в Египте по смерти Иосифа. Рождение и воспитание Моисея. Неопалимая купина.
Пасха и исход евреев из Египта. Казни египетские. Пасха ветхозаветная – прообраз Пасхи новозаветной. Исход из Египта. Переход через Чермное море – прообраз крещения.
Сорокалетнее странствие по пустыне. Природа Синайского полуострова. Тяготы пути. Чудесные события в пустыне. Манна небесная. Непокорность евреев и осуждение их на 40-летнее странствие. Чудесный жезл Аарона. Медный змей.
Нравственный закон Ветхого Завета.
История дарования 10 заповедей. Гора Синай во времена Ветхого Завета и в наши дни. Молитва Моисея. Моисей получает от Бога заповеди. Скрижали завета.
Заповеди по отношению к Богу. Их нравственный смысл, раскрытие содержания для христианина. Добрые примеры исполнения заповедей в художественных произведениях, в реальной жизни.
Заповеди по отношению к людям. Их нравственный смысл, раскрытие содержания для христианина. Добрые примеры исполнения заповедей в художественных произведениях, в реальной жизни. Особенности Синайского законодательства. Краткое выражение десяти заповедей – любовь к Богу и ближним.
Скиния.
Предназначение и устройство скинии. Святыни, находящиеся в скинии. Сравнение скинии с православным храмом. Священники. Богослужение.
Вступление в землю обетованную.
Географическое положение Святой Земли. Природа, её красота и изобилие. Иисус Навин. Переход через Иордан. Взятие Иерихона. Иерихонские трубы.
Завоевание земли обетованной. Разделение народа израильского на 12 колен.
Судьи.
Понятие о судьях. Гедеон. Самсон. Самуил. Как судьи управляли народом израильским. Борьба с врагами.
История царств.
Помазание царя. Почему закончились времена судей. Избрание и помазание Саула на царство. Непослушание Саула и отвержение его Богом.
Царь Давид. Его происхождение. Победа Давида над Голиафом. Саул и Давид. Кротость царя Давида. Почему он остался победителем в борьбе с Саулом. Воцарение Давида. Завоевание Иерусалима. Преступление царя Давида и его раскаяние.
Псалмы царя Давида. Давид – прообраз Спасителя. Пророчества о Спасителе во псалмах. Псалтирь – сокровищница премудрости, пример покаяния, собрание благодарственных гимнов.
Царь Соломон. Воцарение и премудрость царя Соломона. Соломоново решение. Слава царствования его.
Иерусалим. Храм. Иерусалим – столица царства и святой город. Построение и освящение храма. Путешествуем по улицам города.
История Израильского и Иудейского царства. Разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское. Причины разделения. Цари Израильские. Иеровоам и Ахав. Идолопоклонство в Израильском царстве. Войны с соседними государствами. Завоевание Израильского царства Ассирией. Цари Иудейские. Падение Иудейского царства.
Пророки. Понятие о пророках. Илия и Елисей. Иона – прообраз Спасителя. Пророчества о приходе в мир Спасителя.
Вавилонское пленение. Состояние иудеев во время плена Вавилонского. Прок Даниил и три отрока. Гордость Навуходоносора. Валтасаров пир. Освобождение иудеев, создание второго храма.
История братьев Маккавеев.
Греческое владычество. Александр Македонский в Иерусалиме. Перевод Священного Писания. Гонение за веру. Мученичество Маккавеев.
Всеобщее ожидание Спасителя.
Иудеи под властью римлян. Царствование Ирода Великого. Духовный упадок языческого мира. Какого Мессию ждали иудеи.
Методическое обеспечение программы
Главная задача курса – дать систематическое знание нового для учеников материала и научить ценить это знание в том виде, в котором оно хранится на страницах Священного Писания, а уже на основании усвоенного научиться делать нравственные выводы. Именно поэтому обучение истории Ветхого Завета носит в общем традиционный характер, не исключая применение в качестве вспомогательных методов проблемного обучения.
Основной является групповая форма работы, индивидуальная работа запланирована при подготовке докладов (удивительное в мире животных и растений, исторические факты о потопе, святыни Синая), выполнении домашнего задания исследовательского типа (темы судьи, пророки), выполнении дифференцированных по уровню сложности заданий в школе и дома (раскраски, тесты, вопросы для размышления хорошо успевающим ученикам). Особая форма работы, гимнастика для души, появляется после изучения раздела «Нравственный закон Ветхого Завета». Она состоит в подготовке отдельным учеником на предстоящий урок примера-загадки из художественного произведения (книги, фильма) о добром поступке человека. Класс даёт название доброму качеству души героя, обсуждает, какую заповедь исполняет тот, кто поступает так же. Практических занятий сравнительно мало: творческая мастерская (на первом уроке создаётся обложка для учебника по истории Ветхого Завета), урок-экскурсия в парк при изучении темы «Сотворение мира», работа с контурной картой по теме «История Авраама», «Вступление в землю обетованную», урок-обсуждение о десяти заповедях, аудиозанятие «Псалмы Давида».
Основной формой занятия является комбинированный урок и урок-рассказ с элементами эвристической беседы, что обуславливается информационной насыщенностью курса, отсутствием у учащихся предварительных систематических знаний по предмету, разноплановым характером изучаемого материала. Урок-экскурсия предваряет знакомство с историей Ветхого Завета, может создать благоприятный эмоциональный настрой на учебный год, хорошо иллюстрирует основную мысль темы: сотворённый Богом мир удивителен и неповторим. Урок-беседа применяется в тех значимых темах курса, когда учащимся по силам самим сделать развернутые нравственные выводы (грехопадение, Каин и Авель, уроки о заповедях) или материал урока не является для учащихся абсолютно новым (Что такое Библия, Всеобщее ожидание Спасителя). Уместны уроки-практикумы.
Среди ведущих словесных методов обучения выделяются: рассказ учителя, на каждом уроке беседа, эвристическая беседа (главным образом создает условия для нравственного вывода), чтение и комментирование учащимися текстов учебного пособия, подготовка докладов и сообщений. Более последовательно, чем в начальной школе, организуется работа с доской и тетрадью, записи в которой проверяются дважды в году. На уроках для повторения и актуализации изученного материала привлекаются задания и тексты из рабочей тетради, так же используются карточки для повторения, изготовленные учителем и учениками. К применяемым наглядным методам относятся: работа с иллюстрациями, в том числе в учебном пособии, создание собственных иллюстраций (обложка для книги по истории Ветхого Завета, книжка-раскладушка «Дни творения», иллюстрации некоторых прообразов, рисунки к псалмам), приобретение навыков чтения икон, работа с карточками (родословие от Адама до сыновей Иакова, словарь новых слов, ступени греха), создание таблиц и схем (на уроке «Скиния» - схема с элементами аппликации), работа с атласом и контурной картой, раскрасками к некоторым темам (особенно для слабо успевающих учеников). Возможно использование видеофрагментов (Синай, Земля обетованная, Иерусалим и его храм).
Важное место в изучении курса принадлежит учебному пособию прот. Николая Попова «Священная история Ветхого Завета», по которому ребята занимаются не только в классе, но и дома. В учебном процессе востребованы тексты, комментарии к ним (для сильных учеников), приложения, миниатюры-иллюстрации. Тексты учебного пособия выбираются в соответствии с темами курса, остальной материал книги предлагается для самостоятельного знакомства по желанию, служит базой для творческих и исследовательских заданий более сильным ученикам. На уроках присутствует Библия, Псалтирь, используются карты «Восточное Средиземноморье и Месопотамия», «Царство Иудейское и Израильское», «Иудея до Рождества Христова», атлас, изданный Российским Библейским обществом, ксерокопии контурных карт, «Рабочая тетрадь по истории Ветхого Завета». К дидактическим материалам курса относятся также ксерокопии иллюстраций, иконы святых, фотографии росписей храмов на библейские темы, схемы и карточки, выполненные учителем и учениками, раскраски, текстовый раздаточный материал (тесты и творческие задания, богослужебные тексты, имеющие непосредственное отношение к истории Ветхого Завета). Используются записи чтения и пения псалмов, видеофрагменты.
Список литературы
1) Литература для педагогов:
- Библия и Новый Завет на русском и церковно-славянском языке. Любое издание.
- Прот. Николай Попов. Священная история Ветхого Завета. Учебное пособие. Киров, 2009.
- Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый Завет. / Сост.прот. Александр Соколов. Репринт. СПб., 1896.
- Закон Божий в 5кн. Первая книга о православной вере. Издательство Владимирской епархии. Репринт. 1998.
- Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009.
- Ветхий завет. Рабочая тетрадь по Священной истории Ветхого Завета. Минск, 2004.
- Закон Божий. Основы православной веры в изложении для детей /Сост. С. Куломзина. М., 1990.
- Закон Божий в вопросах и ответах для детей. М., 1998.
- Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. Киев, 2005.
- Вениамин (Пушкарь), архиепископ. Священная библейская история. Владивосток, 2006.
- Духанин В.Н. Сокровенный мир православия. М., 2006.
- Диакон Даниил Сысоев. Летопись начала. М., 1999.
- Вечные истины: Крылатые слова, пословицы и поговорки библейского происхождения. М., 1991
- Библия в пословицах и поговорках. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.
- Николаюк Н.Г. Библейское слово в нашей речи. СПб., 2009.
О Священном Писании.
- О вере и нравственности по учению православной Церкви. М., 1991.
- Религия в истории и культуре. М., 1995.
- Св. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. М., 1999.
- Вейник В. Почему я верю в Бога. Минск, 2000.
- Духовные посевы. Краткий сборник рассказов, статей и стихотворений духовно-нравственного содержания /Сост. о. Григорий Дьяченко. Нижний Новгород, 1992.
- Библия, пересказанная детям старшего возраста. СПб., 1991. Репринт.
- Восточные отцы и учители Церкви V в. М., 2000.
- Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 2000.
- Основы православной культуры и этики. Первый год обучения. Методическое пособие для учителей начальных классов. Смоленск, 2004.
- Н. Кочуринский. Мир – Божие творение. Беседы со старшеклассниками. М., 2002.
- Свет Вифлеемской звезды. М., 1999.
- Свт. Василий Великий. Беседы на шестоднев. М., 1999.
- О вере и нравственности по учению православной Церкви. М., 1991.
- Той повеле и создашася. Современные учёные о сотворении мира. Клин, 1999.
- Головин С. Эволюция мифа как человек стал обезьяной. М., 2000.
- Свящ. Григорий Дьяченко. Из области таинственного. М., 1995. О человеческой душе.
- Вейник В. Почему я верю в Бога. Минск, 2000.
- О вере и науке. М., 1998.
- Собрание сочинений преп. Стефана Филейского. Вятка, 2007. (Божий мир, о псалмопении, стихотворения «О потерянном рае», «Плач по Авелю», «Всемирный потоп», о Святой Земле).
- Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Слово пастыря. Бог и человек. история спасения. Беседы о православии. М., 2005.О Божественном Откровении, Св. Писании, грехопадении, сотворении мира, святые отцы, судьи, цари, пророки.
- О вере и нравственности по учению православной Церкви. М., 1991.
- Собрание сочинений преп. Стефана Филейского. Вятка, 2007.
- Вениамин (Пушкарь), архиепископ. Священная библейская история. Владивосток, 2006.
-Рогозянский А. Наш современник в Церкви и в мире. М., 2004.
- Архим. Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. М., 1994.
- Дети Авраама // О вере и нравственности по учению православной Церкви. М., 1991.
- Религии мира. Справочник (о язычестве);
- Прот. Артемий Владимиров. Благослови, душе моя Господа. М., 2001.
- Православное исповедание или изложение веры Петра Могилы. М., 1996.
- Свт. Николай Сербский. Десять заповедей Божиих. Владимир, 2002.
- Свт. Николай Сербский. Слово о Законе. М., 2007.
- Закон Божий в вопросах и ответах для детей. М., 1998.
-Духовные посевы. Краткий сборник рассказов, статей и стихотворений духовно-нравственного содержания / Сост. о. Григорий Дьяченко. Нижний Новгород, 1992.
- Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 2000.
- Псалтирь:
- Псалтирь для детей с избранными псалмами на церковно-славянском и русском языках.
- Ключ к Псалтири. М., 1995.
- Св. Афанасий Великий. Толкование псалмов. Краткая Псалтирь. Минск, 1995.
-Праздники православной Церкви: Истоки и прообразы, поучения и народные обычаи. М., 2000.
- О Святой Земле:
- Евангелие детства. М., 1999.
- Собрание сочинений преп. Стефана Филейского. Вятка, 2007.
- Путешествие в Святую Землю. Записки русских паломников и путешественников XII-XX веков. М., 1994.
- По Святой Земле. В помощь паломникам. М., 2004.
2) Литература для обучающихся и их родителей:
- Библия и Новый Завет на русском и церковно-славянском языке. Любое издание.
- Прот. Николай Попов. Священная история Ветхого Завета. Учебное пособие. Киров, 2009.
- Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый Завет. / Сост.прот. Александр Соколов. Репринт. СПб., 1896.
- Закон Божий в 5кн. Первая книга о православной вере. Издательство Владимирской епархии. Репринт. 1998.
- День за днём. Календарь школьника /Автор-составитель Н.С. Медведева. М., 2008.
- Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009.
- Закон Божий. Основы православной веры в изложении для детей /Сост. С. Куломзина. М., 1990.
- Вечные истины: Крылатые слова, пословицы и поговорки библейского происхождения. М., 1991
- Николаюк Н.Г. Библейское слово в нашей речи. СПб., 2009.
- Библия в пословицах и поговорках. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.
- Праздники православной Церкви: Истоки и прообразы, поучения и народные обычаи. М., 2000.