Предмет, класс
|
Биология, 5 класс
|
Тема урока
|
«Наука о живой природе».
|
Интегрированная цель урока
|
|
Задачи урока
|
обучающие
|
развивающие
|
воспитательные
|
познакомить с разнообразием живых организмов и предметом науки биологии;
охарактеризовать содержание курса «Биология. 5 класс».
|
систематизировать знания учащихся о живой природе, полученные ими при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
|
показать связь человека с другими живыми организмами.
|
Планируемый результат
|
Предметные результаты:
Знания: структуры учебника, целей и задач курса; определения науки биологии.
Умения: рассматривать и пояснять иллюстрации учебника; приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных; характеризовать задачи, стоящие перед учёными биологами; соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы.
Коммуникативные УУД: сформировать умение слушать и понимать речь других людей, обсуждать проблему
Познавательные УУД: анализировать текст; выстраивать логическую цепь; выполнять логические операции при решении проблемной ситуации.
Личностные УУД: сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Проявлять познавательный интерес к изучению биологии; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
|
Межпредметные связи
|
Окружающий мир (начальная школа)
|
Основные понятия
|
Многообразие организмов, биология.
|
Средства обучения
|
Таблицы, объекты живой природы из различных систематических групп, иллюстрации из учебника
|
СТРУКТУРА УРОКА
|
Основные этапы организации учебной деятельности. Цель этапа.
|
Содержание педагогического взаимодействия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Познавательная
|
Коммуникативная
|
Регулятивная
|
ЭТАП 1
Организационный 3 мин.
|
|
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.
|
Осознание возможности личного участия в научных исследованиях.
|
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
|
Умение организовать выполнение заданий учителя.
|
ЭТАП 2
Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
|
- Актуализация знаний Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
|
Знакомство с учебником и его условными знаками.
|
– Как называется учебник?
– Чему он посвящён? (Живым организмам.)
– Похож ли учебник на учебник начальной школы?
|
|
|
ЭТАП 3
Изучение нового материала
|
- Совместное исследование проблемы.
|
Постановка проблемы: Может ли современный человек прожить без живых организмов?
|
Выдвижение гипотез.
|
Обсуждение гипотез.
|
Принимают и понимают учебную цель.
|
- Человек и природа.
|
Занятия древних людей — охота, рыболовство и собирательство. Основные источники питания. Земледелие и его значение в жизни человека. Появление домашних животных. Невозможность жизни современного человека без живых организмов
|
– С помощью рисунка 1 предположите какое влияние человек мог оказывать на окружающую природу?
- почему и для чего человек вывил культурные сорта растений.
|
Беседа учителя с демонстрацией таблиц, биологических объектов, рассматривание и обсуждение иллюстраций учебника.
|
Осознавать единство и целостность окружающего мира.
|
- Живые организмы — неотъемлемая часть природы. Разнообразие представителей живой природы. Микроскопические обитатели нашей планеты: грибы, животные, водоросли, бактерии, чьё тело состоит из одной клетки. Места обитания микроскопических организмов. Многоклеточные организмы — растения, грибы, животные. Ядовитые растения и грибы. Животные — возбудители болезней человека. Взаимосвязь и взаимозависимость человека и живых организмов.
|
Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».
|
|
Беседа с элементами объяснения учителя с демонстрацией биологических объектов и таблиц или презентацией «Многообразие живых организмов на Земле»
|
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
|
- Биология — наука о жизни, изучающая строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, происхождение и развитие. Современная биология — система биологических наук.
|
Показ презентации.
|
|
Формирование умения слушать и понимать речь других людей
|
|
ЭТАП 4
Закрепление знаний, полученных на данном уроке
|
- Продолжить формирование умений самостоятельно работать в тетрадях.
|
Выполнение заданий 1-3 и 5 в рабочей тетради.
|
Выполнение заданий 1-3 и 5 в рабочей тетради.
Фронтально читаем ответы из тетрадей.
|
Обобщающая беседа по результатам выполнения заданий в тетрадях.
|
Находить и объяснять собственные ошибки и ошибки других.
|
ЭТАП 5
Предварительная проверка усвоения и понимания нового материала
|
- Определить степень усвоения нового материала.
|
Читает вопросы для контроля.
|
1. От чего зависела жизнь людей в древности?
2. Какие источники пищи они использовали?
3. В чём вы видите преимущества земледелия перед собирательством?
4. Охарактеризуйте разнообразие живых организмов.
5. Приведите примеры культурных растений и домашних животных.
6. Как современный человек связан с живой природой?
7. Что изучает наука биология?
|
Оценить товарищей.
Строят рассуждения для собеседников.
|
Коррекция знаний.
|
ЭТАП 6
Р е ф л е к с и я
|
- Выяснить умение школьников взаимодействовать с учителем и вычленять проблему.
|
– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?
– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?
|
|
|
|
ЭТАП 7
Задание на дом
|
- Применение заложенных в начальных классах умений по изучению теоретического материала.
|
Контроль за фиксированием домашнего задания.
|
Изучить текст § 1 учебника и выполнить задания в конце параграфа.
|
Творческое задание: подготовить сообщения по материалам энциклопедий и дополнительной литературы или Интернета о разнообразии живых организмов на Земле.
|
Самостоятельное выполнение заданий
|