Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Фото пользователя Людмила Матвеевна Савельева
Submitted by Людмила Матвеевна Савельева on Wed, 23/12/2015 - 14:40

Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков.

Цель работы с одарёнными детьми:

  • Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Основные задачи:

1.     Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;

2.     Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

3.      Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;

4. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

Принципы работы с одарёнными детьми

·        Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся).

·        Принцип опережающего обучения.

·        Принцип комфортности в любой деятельности.

·        Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

·        Возрастание роли внеурочной деятельности.

·        Принцип развивающего обучения.

  • Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Система работы с одаренными детьми

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными и способными детьми:

1.     принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

2.     принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

3.     принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

4.     принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;

5.     принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

Направления, формы и методы работы с одарёнными детьми.

  1. система преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в основную школу из начального звена;
  2. создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в средней школе;
  3. система дополнительного образования, предназначенная для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

Этапы работы с одарёнными

1-й этап работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, учителя начальной школы, имеющих контакт с ребенком. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка.

2-ой этап – уточнение выявленных способностей ребенка. На этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от  педагогов, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.

3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в кружке, факультативных занятиях, во внеурочной деятельности. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает  условия для развития одаренных детей: открывает кружки, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы

4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе провожу  диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ.

Создание мотивации и  условий для их оптимального развития

Для создания мотивации используются следующие приёмы:

- рейтинг учащихся

-ведение рукописного альманаха

- создание портфолио с последующей презентацией.

Работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа:

1. Олимпиадные задания.

2. Создание проектов.

а)Творческие:

- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.

- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.

- Подготовить презентацию личного творчества.

б)Исследовательские:

 - Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.

Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя.

 

в) Информационные:

- Подготовка доклада о русских лингвистах.

г) Игровые:

  • Обработать русскую народную сказку “Гуси-лебеди” на современный лад.

д) Практико-ориентированные:

  • Подготовить альманах «Сибирские писатели и поэты.»

3. Творческие диктанты.

4. Комплексный анализ текста.

5. Конкурсные работы.

В учебном процессе используются разнообразные проблемные задания.

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Проиллюстрируйте научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Что общего между капором, капюшоном и капустой?

2. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

3. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Задание 2.Напишите сочинение на тему (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и т. д.)

« Пропала буква (детективное расследование)».

 

Применяются следующие педагогические технологии:

1. Технология дифференцированного обучения.

2. Технология групповой деятельности.

3. Технология опережающего обучения.

4. Игровые технологии исследовательского характера. Например: игра «Справочное бюро»

Игра «Справочное бюро». В классе может быть импровизированный ящик для вопросов пытливых и вдумчивых исследователей языка. Учащиеся бросают в ящик листочки с интересными вопросами, касающимися русского языка. Эти вопросы становятся темами исследования учащихся.

 

Урочную и внеурочную работу необходимо строить таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направить на развитие творческих и познавательных способностей. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», использую логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.

Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихс

 

Школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. Поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В заключение хочу напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической  гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат. Уроки русского языка и литературы, а также внеурочная деятельность должны быть направлены на реализацию программы “Одаренные дети”.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерные задания олимпиадного характера,

предлагаемые учителем на занятиях с обучающимися 5-го класса

1. Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

2. Вставьте пропущенные буквы так, чтобы получившиеся слова соответствовали названным признакам:

к_плю (сущ., ж. р., 1 скл., В.п., ед. ч.)

к_плю (гл., II спр., наст. вр., 1 л., ед. ч.)

к_плю (гл., II спр., буд. вр., 1 л., ед. ч.)

3. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.  

4. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст,  глаголет, десница.

5. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес.  Волос.  Майка.  Сосна.   Апельсин.

6. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

7. Запиши, какие слова получаться, если в приведенных словах глухие согласные заменить парными звонкими?

Кора, слой, шар, толк, сверь.

8. Подберите имена прилагательные к словам:

Тюль, кофе, какао, какаду, пенальти

9. Включи слова и словосочетания в состав предложений. Подчеркни орфограммы, над которыми работал.

а) подарок Кол_

б) отв_рила

 

Карта одаренности детей

(для родителей)

Уважаемые родители! Данная карта поможет вам определить, какой тип одаренности - интеллектуальный, академический, творческий (креативный) или социальный, - возможно, присущ вашему ребенку. Отметьте качества, характерные для вашего ребенка. Область, в которой окажется наибольшее количество отмеченных качеств, определит тип его одаренности.

1. Интеллектуальный тип одаренности (высокий уровень общих умственных способностей, умственных способностей в одной области знаний):

•  склонность к философскому осмыслению материала;

•  нестандартность мышления;

•  эрудированность в одной или нескольких областях науки, искусства;

•  индивидуальный стиль деятельности;

•  неровная успеваемость;

•  несоответствие общему темпу работы;

•  странное, непонятное поведение;

•  неумение общаться, конфликтность;

•  неспособность понять очевидное (тугодумие);

•  неподчинение большинству или руководству.

2.   Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):

•  высокая успеваемость;

•  устойчивость внимания;

•  хорошая память;

•  высокая скорость мышления;

•  безошибочное воспроизведение материала;

•  активность;

•  усидчивость;

•  целеустремленность;

•  дисциплинированность;

•  организованность;

•  эрудированность;

•  умение поддержать общее дело;

•  легкость в общении;

•  владение богатым словарным запасом;

•  свобода в выражении мыслей.

3.   Творческая одаренность (креативность):

•  нестандартность мышления;

•  индивидуальный стиль деятельности;

•  развитость воображения;

•  любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;

•  изобретательность, находчивость;

•  гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;

•  оригинальность мышления, склонность к необычным решениям;

•  самостоятельность и независимость в суждениях;

•  стремление к самостоятельной работе над заданиями, связанными с собственными интересами;

•  широта и глубина интересов;

•  устойчивость увлечений и интересов.

4.   Социальная одаренность:

•  общительность (популярность в классе);

•  хорошо развитая интуиция;

•  способность к сопереживанию;

•  ярко выраженное чувство юмора;

•  умственное развитие выше среднего;

•  занятость в различных общественных мероприятиях;

•  умение принимать решения;

•  способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;

•  терпимость и терпение в работе с людьми;

•  инициативность;

•  ответственность;

•  организаторские способности.

 

Таблица результатов типа одарённости учащихся.

 

ФИ

Результат

1

 

 

 

Тест-опросник для родителей "Способности вашего ребенка"

Уважаемые родители! Данный тест поможет вам на основе собственных наблюдений опреде­лить, в чем талантлив ваш ребенок, к какой области творческой деятельности он склоняется. Ответьте "да" или "нет"на предлагаемые вопросы. За каждый положительный ответ поставь­те 1 балл, за каждый отрицательный - 0 баллов.

1. Находит ли порой ваш ребенок необычное применение каким-либо предметам?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7.  Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

8. Делал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существовало?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать по-своему?

10.  Боится ли ребенок темноты?

11. Изобретал ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13.  Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14.  Был ли этот его замысел удачен?

15.  Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли собственный вкус в выборе одежды?

18. Есть ли у ребенка свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретаете ли собственные игры и развлечения?

23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

 

Результаты

От 20 до 23 баллов: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом. Обладает всеми задатками творческой личности.

От 15 до 19 баллов: ребенок не всегда обнаруживает свои способности; находчив и сообразителен лишь тогда, когда заинтересован чем-либо. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.

От 8 до 14 баллов: ребенок сообразителен. Как правило, этого достаточно для многих областей знаний, где собственный взгляд на вещи необязателен, но мало для занятий творчеством.

Менее 8 баллов: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.

 

Таблица результатов способностей учащихся.

 

ФИ

Результат

1

 

 

 



Фото пользователя Галина Анатольевна Кузнецова

Работа с одаренными детьми


Спасибо, Людмила Матвеевна, за ваши методические рекомендации. Видно, что это система вашей работы, а не "сиюминутный" материал. Дальнейших вам успехов в работе с одаренными детьми!



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн