Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исследовательская работа "Возникновение христианства на Руси"

Submitted by Людмила Сергеевна Бирюкова on вс, 20/12/2015 - 19:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бирюкова Людмила Сергеевна
Место работы, должность: 

ТОГБОУ "Казачья кадетская школа-интернат им. графа И.И. Воронцова-Дашкова"
 

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>В исследовательской работе раскрывается проблема того, как христианство преобразило быт и нравы наших предков, стало основой русской культуры и побуждило людей искать истинные религиозные знания и успокоения от всех бедствий в христианстве.</p>

ТОГБОУ “Казачья кадетская школа-интернат имени графа И.И.Воронцова-Дашкова

 

 

Исследовательская работа

 

                   по дисциплине «Духовно-нравственное воспитание»

 

   Тема: «Принятие христианства на Руси»

 

 

                                                    Выполнил: учащийся 8 класса

                                                    ТОГБОУ «Казачья кадетская школа-интернат

                                                    имени графа И.И.Воронцова-Дашкова»                         

                                                     Максимов Артём Русланович              

                                                  

                                                     Руководитель: учитель русского языка и ДНВ

                                                     Бирюкова Людмила Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

1. Возникновение христианства в Римской империи

4

1.1 Распространение христианства апостолами и проповедниками

6

2. Зарождение христианства на Руси

8

2.1 Религиозная реформа князя Владимира

11

2.2 Причины принятия христианства на Руси

12

2.3  Крещение Руси и принятие христианской веры

15

Заключение

16

Список литературы

18

 

 

 
Введение

 

       Актуальность исследовательской работы.  У многих народов самые разные религии. Наиболее распространённые в мире религии – это христианство, ислам, буддизм. В нашей стране эти религии, а также иудаизм считаются традиционными, потому что они тесно связаны с культурой, национальными особенностями народов России. Каждый народ привносит долю в общую сокровищницу духовных ценностей человечества: свой язык, свои традиции и обычаи. Христианство преобразило быт и нравы наших предков, стало основой русской культуры. Любовь к Богу и людям, стремление жить по Божьим заповедям, добрые дела и мысли – вот главные основания христианской веры.

В своей работе при исследовании темы   я пришёл к выводу, что христианство даёт людям нравственный закон жизни, отвечая на самые важные для них вопросы: откуда и зачем мы приходим  в этот мир; что такое добро и зло; как человек должен прожить свою жизнь. Христианство преобразило быт и нравы наших предков, стало основой русской культуры.

    Целью исследовательской работы  является изучение вопросов, связанных с состоянием политической и религиозно-нравственной жизни народов до христианского времени и побуждением людей искать истинные религиозные знания и успокоения от всех бедствий в христианстве; причины принятия христианства на Руси.

Исходя из цели, определим задачи исследовательской работы:

исследовать причины, ход и значение принятия христианства на Руси.

    Степень освещённости в литературе: данная тема объёмно освещается в литературе. При написании работы использовались справочные материалы, а также учебные пособия авторов Н.С. Гордиенко, Николая Тальберга, и др.

    Структура исследовательской работы:  работа состоит из введения, двух глав, поделённых на параграфы, заключения и списка используемой литературы.

1. Возникновение христианства в Римской империи

         Христианство является наиболее распространённой мировой религией, оно формировалось на протяжении длительного времени, прошло исторический путь, на котором укреплялись религиозные верования.

         Христианство возникло в первом веке в восточной части Римской империи, в тот период Римская империя являлась рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья. Рим назывался столицей всей вселенной. Императоры  и их представители в отдельных областях обладали деспотической властью. Все раболепствовали перед императорами. Резко разнилось имущественное и социальное положение высших классов, но особенно тяжёлым было  положение многочисленных рабов, которые были для господ одушевлённой вещью.

Человечество успело создать свои религиозные системы, в которых были заметны следы первобытной религии, но с течением времени люди погружались в жизнь природы и теряли представления о духовном мире. Появились языческие религиозные системы, с обоготворением всей природы или только некоторых частей её, сил и явлений. «…На место единого Бога первобытной религии явилось множество богов: небесные светила, стихии, произведения земли, разные животные, люди чем-нибудь знаменитые, добродетели, пороки, страсти и т.п. Всё было предметом обоготворения в язычестве*».

В Греко-римском мире языческая религия допускала обоготворение людей, но эта религия начала колебаться, когда просвещение развилось настолько, что не могло допустить веры в создания человеческой фантазии. Появились философские системы, поставившие своей задачей объяснить и постигнуть бытие мира и вещей. Философия подвергла народную религию критике и отвергла её. Взгляды философов начали распространяться среди народа и пробудили в людях недоверие к богам. Рим вёл завоевание Греции.

__________________________________________________________________

* Н.Талберт «История христианской церкви» – М.: Изд. Сретинского монастыря, 2008, с.7

Греки, побеждённые римлянами, подчинили завоевателей  своим взглядам: познакомили со своим образованием, философией, передали свой взгляд на религию. Высшие классы, народ и даже жрецы – все проявили недоверие к богам. Римское правительство, заботясь о всемирном господстве, собрало в римском пантеоне изображение всех богов завоёванных народов. В народе появляется убеждение, что можно принадлежать к какой угодно религии. Масса народа бросается в противоположную крайность – суеверия. В Греко-римском мире распространяются тайные восточные культы, со своими гаданиями, волшебством… Правительство, чтобы сохранить власть и государство, требует сохранение древней народной религии.

Среди данного хаоса интересна позиция еврейского народа, у которого была религия Богооткровения, с понятиями о едином Боге и об отношении к нему человека. В течение многих веков в судьбе иудейского народа существовало Божественное обетование о пришествии в мир Искупителя человечества. Хотя евреи и совершали отступления от служения истинному Богу под влиянием соседних языческих народов, но эти отступления были непродолжительными. Появились пророки, которые утверждали, что Спаситель придёт скоро, даже называли время Его пришествия. Народ еврейский под влиянием порабощения египтянами, сириянами, и, наконец, римлянами видел в обещанном Спасителе освободителя от всех зол только для себя, ждал Мессию, считая себя народом, избранным Богом. Можно сказать, что в последние годы перед Рождеством Христовым ожидание Мессии стало всеобщим: угнетённые народы, которых было много в языческом мире, верили в идею прихода Избавителя и избавление от зла и бедствий человеческих.

  Таким образом, тяжёлое состояние политической и религиозно-нравственной жизни народа до христианского времени послужило церкви.

Оно побуждало многих людей искать истинного религиозного знания от всех бедствий в христианстве.   

1.1 Распространение христианства апостолами и проповедниками

         Распространение христианства шло очень быстро по городам, сёлам и деревням, опустели языческие храмы, прекратились языческие празднества. История повествует об апостолах, учениках Христа, которые увлекали проповедями об учении Христа людей, живших в Римской империи от Востока до Запада. «Распространение церкви Христовой есть само по себе  чудо, трудно объяснимое естественными причинами».* Действительно, нам трудно представить, как апостолы, вышедшие из среды иудеев, народа презираемого, бедного и незнатного, без всяких средств, распространяли учение Христа на огромном пространстве между тысячами людей. Но, изучив исторические события, мы можем  сказать, что в век апостольский жизнь христиан  привлекала многих людей в церкви. Мы узнаём, что христиане относились к людям по-братски, помогали нуждающимся, даже язычникам. Божественное учение, проповедуемое ими, вызывало потребность у язычников вступать в Церковь Христову.  Св. апостол Иаков Заведеев  обратил к христианской вере многих людей. Св. апостол Пётр проповедовал и убеждал иудеев в правоте христианской веры, он  проповедовал в Вавилонии, что в Египте, Антиохе, Галаттии, в  Понте, Ассии, Вифинии… (был распят на кресте). Св. апостол Варфоломей проповедовал в Аравии и Индии, пострадал в Армении (с него живого содрали кожу). Св. апостол Матфей (его считают Левием) проповедовал в Македонии, Сирии, Парфии, Эфиопии и др. странах (когда он проповедовал евреям, написал Евангелие на отечественном языке). Св. апостол Левей (Фаддей) проповедовал в Ливии, Сирии и Армении и был повешен на кресте и пронзён стрелами. Св. апостол Симон Кананит, по прозванию Зилот, проповедовал на Востоке, в странах прикавказских. Св. апостол Матфий, избранный на место Иуды Искариота, проповедовал вне пределов  Римской

империи. Св. апостол Фома (Дидимом) проповедовал Евангелие народам

__________________________________________________________________

* Н.Талберт «История христианской церкви» – М.: Изд. Сретинского монастыря, 2008, с.21

 

варварским, в Порфирии, Индии и на близлежащих острова (пострадал в Мальяпуре). Св. апостол Андрей проповедовал в Каппадокии, Галатии, Вифинии, по восточным и северным берегам  Чёрного моря и в Скифии, мученическую смерть принял в Ахаии. Св. апостол Иоанн Богослов проповедовал в Малой Азии, в Ефесе, им написаны Евангелие, три Послания и Апокалипсис.

         Распространение христианства апостолами было продолжено их преемниками и христианскими общинами. Особенно влияла на рост христианства высоконравственная жизнь христиан. Писатель второго века св. Иустин Философ писал в своей апологии, что многие люди обратились к христианской вере потому, что видели степенность христиан в обыкновенной жизни, или во время путешествия были свидетелями их терпения среди неприятностей, или узнавали их лучше, ведя с ними дела.

         Христианские проповедники принесли христианство в южную Галлию, далее христианство распространилось на восток к германцам, затем в Британию. Во втором веке христианство было в Африке, затем распространилось в Мавританию и Нубию. Проповедники из Рима привнесли христианство в Испанию и отчасти в Персию.

         Мы видим, что христианство распространялось вне пределов Римской империи.  Св. апостолы, проповедуя христианство, отдавали свои жизни за идеи христианства. Начинания св. апостолов продолжили христианские общины. Христианство привнесло в жизнь новое начало – учение о братстве и любви всех людей между собой, которое заповедовал Спаситель, говоря, что оно будет отличительной чертой христиан. Многие народы убеждались в правоте христианства, так как  не только словами христиане славили Бога, но и добрыми делами, поступками, убеждая в истинности   

своей веры, поэтому тысячи людей становились приверженцами христианства.                      

 

 

2. Зарождение христианства на Руси

         В третьем столетии христианская церковь имела своих членов во всех классах общества в Римской империи, возникал вопрос, что должно существовать: язычество или христианство. Язычники ещё продолжали преследовать христиан, но видели и понимали, что  на место замученных христиан вступали новые язычники, убедившись в правоте христианства. Борьба закончилась падением язычества, Римская империя стала христианским государством. Церковь получила возможность выступать за пределы империи. Христианские купцы, посещая языческие страны, заносили туда христианство, люди, попадающие в плен к язычникам, просвещали язычников. Когда же язычники попадали в плен, их просвещали, рассказывая об истинности веры христианской. Возвращаясь из плена, язычники становились распространителями христианства. Постепенно христианство проникло и на Русь.

         Древние предания рассказывают нам о том, что начало христианству на Руси было положено св. апостолом Андреем Первозванным. Проповедуя Евангелие,  св. апостол прошёл Фракию, Скифию и Сарматию, дошёл он и до днепровских гор, где позже возник Киев, и предрек, что на этом месте возникнет град и церкви. «…Вначале следы христиан появляются в юго-западных пределах Руси у угличей и тиверцев славяно-русских племён, живших на нижнем Днестре и до нижнего Дуная». По сведениям блж. Феодорита мы узнаём, что св. Иоанн Златоуст первый попытался обратить в христианство соседей греков, скифов-кочевников, живших у Дуная. Летописи повествуют нам о том, что в устьях Дуная существовала Скифская или Томитанская епархия, и проповеди отцов церкви могли проникать к полянам, жившим южнее Киева. В четвёртом веке была епархия у готов, кочевников, живших на юге России между Дунаем и Днепром. Славянские племена рано познакомились с Византией, в которую ездили для торговли и службы в императорских войсках, иногда же производили и набеги. Христианство только зарождалось на Руси. Наши древние предки находились под влиянием язычества. Славяне примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и попадали под влияние финских шаманов (волхвов) и кудесников. «Язычество славян включало в себя магию, анимизм, фетишизм, культ мёртвых – «навий» четырёх стадий: упырей и берегинь (1), рожаниц (2), род (3), домовых (4), отражающих период матриархата, патриархата и земледельческий культ, связанный с силами природы, земли и неба. Помимо рядовых божеств у древних славян существовали и главные боги: Сварог – древний, возможно, главный бог, функции которого со временем перешли к специализированным божествам, бог солнца и всего благополучия Даждьбог, он же Хорос, и, быть может, Ярило, Перун – бог грома и молнии, Стрибог – бог ветра, Волос – скотий бог и покровитель торговли, а также загадочные божества Макошь, Симаргл, Переплут, Дый, Троян.*

 Мы видим, что различные названия для бога солнца, видимо, были у разных племён и, возможно, в каждом племени существовали свои ритуалы поклонения божеству.

            Язычество на Руси не имело специальных служителей и жрецов, были только волхвы, религиозное и общественное служение которых состояло в прорицании будущего, в практике различных сверхъестественных явлений.

         Мы можем сделать вывод, что такая многослойная религия не отвечала потребностям классового общества и государства.

         Шло время… Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомства с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, чаще славян посещавшие Царьград, стали обращаться  в христиан и понесли на Русь новое учение  о христианах. В Киеве появляется много варягов-христиан. Из летописи  со слов патриарха Фотия мы узнаём о том, что руссы (россы) в 860 году набег на Царьград, а спустя некоторое время пришло от руссов, поражённых чумой, посольство и просило о крещении. Возможно, христианами  в это время были князья-варяги Аскольд и Дир, правившие в

 Н.М.Карамзин «История государства Российского» – М.: Политиздат, 1994, с.32

 

Киеве с 862 года по 882 год.

Князь Олег, преемник первого русского князя варяга Рюрика, правивший в малолетство Игоря Рюриковича, убил Аскольда и Дира, после

этого замедляются успехи христианства. Но при его правлении  усиливается связь с Византией и влияние христианства на русских.

         При княжении князя Игоря  в Киеве была церковь св. пророка Илии, христиан уже было много, много христиан было и в дружине князя. Супруга князя Ольга рано отошла от язычества, её привлекали непорочные христиане и их вера, поэтому она  крестилась, приняла имя Елена и совершила путешествие в Царьград. Имеются сведения, что она строила церкви в Киеве, склонила к принятию христианства сына Святослава, а также оказала влияние на воспитанных ею внуков.

          Мы можем сказать, что христианская вера стала знакома киевлянам ещё при первых варяжских князьях, хотя князю Святославу эта религия казалась странной, так как она проповедовала милосердие, нищелюбие, но гонений против христиан князь не совершал. Число христиан росло. Вслед за варягами христианами становились славяне, больше из числа бояр.

         При княжении князя Владимира в Киеве возвеличивается язычество: князь ставит перед дворцом деревянного  идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами, допускаются человеческие жертвоприношения. Летописец рассказывает, как при князе Владимире языческая толпа (983г.) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца отдать своего сына на жертву богам. Постепенно, общаясь с иностранцами, слушая рассказы русских торговцев о просвещенной Византии, её храмах, церковных благолепиях, князь Владимир все больше начинает воспринимать христианство.

         Мы видим, что для развития  и независимости государства нужна была новая вера, и эта вера –  христианство, пришла на Русь.

 

 

2.1 Религиозная реформа князя Владимира

Князь Владимир принимается за религиозную реформу языческой религии, которую проводил в два этапа. Он превращает культ Перуна, бога грома и молнии, покровителя дружины  в культ всей русской земли, выделяет из массы богов пять главных божеств: Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла и Мокошь. Так был создан пантеон богов Владимира в Киеве. Князь Владимир превращает свой княжеско-дружинный культ, культ Рюриковичей, в религию всей русской земли, этот поступок указывает на изменения, произошедшие в государственном строе – установлении единой княжеской власти*. Есть ещё одна особенность языческой реформы князя Владимира – она была национальной для системы религиозных преобразований и по отношению к Древней Руси.

Мы видим, чтобы изменить внутреннюю жизнь страны, надо было трансформировать языческую религию. Для укрепления международного положения Руси необходимы были решительные преобразования и включение Руси в религиозную систему одного из центров тогдашнего мира. Но при сохранении языческой религии, языческого многобожия, трудно было добиться распространения культа пантеона, который создал князь Владимир. Нужны были меры по искоренению язычества и принятию религиозного единообразия.

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________ 

*Г.М..Филист «Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия» – Минск, Беларусь, 1988, с.18

           2.2    Причины принятие христианства на Руси

Становление христианства на Руси должно было содействовать общей вере, морали, нормам, сплочённости русского народа, эмоциональному единству, рождению цивилизованного общества. Князь Владимир понимал, что разврат, смертоубийство, грехи не способны укрепить и сплотить Русь. Он, по-видимому, не раз думал над тем, какую религию нужно принять: христианство, ислам, иудейство, если принимать христианство, надо было выбрать западное или восточное христианство. Со стороны Рима и сильного,

могучего Константинополя исходил мощный дипломатический нажим. Русь поддерживала отношения и с Византией, и с римской церковью; на Руси были и мусульмане, и иудеи.  Но необходимо было принимать решение. Киеву было выгодно иметь дело с Константинополем, так как «это был путь из варяг в греки»*, тем более Киев общался с Константинополем столетиями. С Византией у Киева существовали сложные экономические и политические отношения, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству.

 Христианство было выбрано по следующим причинам:

-учитывались интересы государства, необходимо было избежать изоляции от всего мира;

-нужна была вера в единого Бога, что соответствовало сущности единого государства во главе с монархом;

-христианство вводило моральные нормы, укрепляло семью;

-христианство способствовало развитию культуры, литературы;

-социальное расслоение общества требовало новых  идеалов.

Историк В. Пархоменко в своей книге «Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории» пишет: «Князь Владимир не мог остаться при старой вере, когда большая часть его дружины приняла христианство». В то же время распространение христианства среди киевского  военно-купеческого населения энергично велось Византией её собственными интересами. Кроме этого историк предполагает, что Владимир заметил «…Руси недостаёт облагораживающего влияния христианской религии, которую исповедовали почти все культурные народы».*

М.Д.Приселков (исследователь) отмечает искусственность, присущую концепции Пархоменко. По его мнению, искусственность выражается в принуждении процесса христианизации, сделавшего возможным крещение Руси. Когда мы читаем летописи, то  знакомимся  с фактами принятия князем

Владимиром веры, которая выглядит следующим образом. К князю Владимиру приходят послы из разных народов и предлагают свою веру. Князь Владимир, чтобы убедиться в самой правильной вере посылает своих послов в чужие страны для «осмотра вер на месте», наконец, из всех вер выбирает самую лучшую веру, православие.

По мнению Е.Е. Голубинского и А. Карташева эта повесть «не заключает в себе ничего истинного, она есть позднейший вымысел и при том не русский, а греческий». В этой легенде есть вымысел, так как летописец жил сто лет спустя и не мог слышать слов Владимира. Достоверным фактом является то, что послы от вер приходили к Владимиру, и он направлял своих послов для ознакомления с религиями.

Читая материалы о князе Владимире,  мы узнаём, что мусульманскую религию он отвергал якобы из-за запрета пить вино и делать обрезание мужчинам. Иудейскую отвергал за то, что не хотел, чтобы русские потеряли свою землю, как и иудеи, а немецким католикам отвечал просто: «Отцы наши не принимали веры от папы»,  кроме того служба велась на латыни.

Митрополит Илларион в произведении «Слово о законе и благодати» пишет: «У Владимира и у всех русских достало ума отличить веру греков от всех других вер, увидеть, что она самая лучшая из них».

Монах Иаков подчёркивает влияние на Владимира его бабки, великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Царьграде, тогда Владимиру было лет десять – одиннадцать.

______________________________________

* Р.Донин «У истоков христианства» – М.: Политиздат, 1999, с.24

 

 «Наиболее вероятно, что Владимир решился принять христианство не после напрасных усилий принять язычество, а был расположен к нему с самого начала», - пишет историк Е.Е.Голубинский.

Преподобный Нестор, одухотворял мотивы принятия христианства и крещения  Владимиром, он утверждал, что князю явился Христос и повелел креститься.

Преосвященный Филарет писал: «Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью…, грубое сластолюбие  - не могли не тяготить  совести даже язычника,… душа искала света и мира». Многие историки имеют суждения о факте принятия христианства и крещения Руси. Некоторые не исключают влияния жён-христианок на решение Владимира о перемене веры. Известно, что в его гареме была вдова князя Ярослава, монахиня-гречанка и две чешки, которые исповедовали христианство, возможно, что они оказали на него влияние в принятии христианства.

Три видных исследователя (Е.Голубинский, А.Карташев, В.Никитин) говорят о роли скандинавских родственников князя Владимира на его мировоззрение, об этом повествует сага «Хеймскрингла», в которой повествуется о том, как князь Вольдомар, возвратившись из Константинополя крещенным, помог обращению Владимира.

Изучив утверждения исследователей, можно прийти к выводу: князь Владимир сначала княжения взялся за благоустройство государства, вёл завоевание земель для укрепления границ Руси, а модернизация славянского язычества не достигла цели – объединить русские народы единой религией, покровительствующей княжеской власти.

Есть ли единый взгляд на причину принятия христианства на Руси? Познакомившись с выводами историков и исследователей, я могу ответить, что существует множество мнений о причинах принятия христианства на Руси  как  единой государственной  религии. Я  считаю, что князь Владимир понимал приоритеты христианства, и на это решение его подтолкнули примеры родственников-христиан.

 

2.3 Крещение Руси и принятие христианской веры

Князь Владимир решил идти походом против Византии, когда Константинопольские императоры находились в трудном положении вследствие бунта Варды Фоки. Императоры  дали  слово Владимиру о выдаче

за него замуж сестры императоров Анны. В 988 году князь двинулся в Крым и после осады взял Корсунь (Херсонес). Императоры Василий и Константин просили мира. Условием мира Владимир поставил требование женитьбы своей на сестре императора царевне Анне. Тогда и был решен вопрос о крещении Владимира. Епископ совершил обряд крещения, князю дали  имя Василий. Тогда же крестилась и дружина князя. После крещения был совершён брак. Соорудив в Корсуни церковь, возвратив город грека, князь Владимир (Василий) вместе с Анной вернулся в Киев. Князя сопровождали корсунские священники. В Киеве крестились сыновья Владимира и бояре. Последовало распоряжение об уничтожении идолов. Далее князь Владимир издаёт распоряжение о крещении киевлян в Днепре. Крестившиеся считали, что если бы вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы её*.  Это событие состоялось в 988 году. На Руси господствующей верой стало христианство. Образовалась новая поместная Православная церковь.

Крестившись, князь Владимир следовал заветам христианской веры, оказывал помощь тем, кто в ней нуждался. На месте Перуна соорудил храм св. Василия, а на месте кончины св. Феодора и Иоанна – храм Успения Божией Матери, на который жертвовал десятую часть своих доходов. Князь объезжал прилегавшие к Киеву племена славян, способствовал крещению народа Руси.

Можно сделать вывод,  что христианизация  Руси проходила в течение

__________________________________   

*С.Соловьёв «История России с древнейших времён» – М.: Политиздат, 1962, с.45

 

правления князя Владимира и продолжалась после его смерти. Принятие христианства изменило жизнь и быт населения Руси. Людям прививалась идея божественного происхождения княжеской власти и покорности народа этой власти. Стала развиваться литература, искусство, формировалась русская культура. Изменилось положение на международной арене.

 

Заключение. Значение принятия христианства на Руси

Изучив историю принятия христианства на Руси можно сделать вывод, что обращение князя Владимира к христианству произошло не сразу,  а постепенно, когда он понял приоритеты христианства, осознал ложность и несостоятельность язычества.

Мы увидели, что с момента введения христианства на Руси киевский князь и его дружина получили легальную власть, а церковь способствовала её усилению. Принятие православной веры имело большое историческое значение, так как Русь вошла в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями, которые обогатили русскую культуру. Культура Руси наполнилась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции, Ближнего Востока. Греции, Ближнего Востока.

         Русский народ стал единой нацией, в которой правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву.

Православие изменило международное положение Руси: окрепли политические и экономические связи с западными народами.

Православие повлияло на быт русского народа: изменилось положение в семье, был положен конец многожёнству, изменено отношение к женщине.

Появились сдвиги в культуре: на Русь пришла славянская письменность, появились школы, библиотеки. В монастырях зарождалось летописание, жития. Появились переводы Евангелия и служебных книг, созданные просветителями Кириллом и Мефодием. Старославянский литературный язык стал общегосударственным языком Киевской Руси. Появился византийский юлианский календарь как приобщение к христианской культуре. Развивалась живопись, появилось иконописание.

Стала зарождаться архитектура, появилось каменное строительство. За 28 лет своего правления  князь Владимир провел христианизацию Руси и выполнил своё служение как глава христианского народа, поэтому заслужил уважение и ласковое слово от народа: Красное солнышко.

 

Список литературы

 

1.Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Политиздат, 1994

2.Талберг Н.История русской церкви. – М.: Изд-во Сретинского монастыря, 2008

3.Донин Р. У истоков христианства. – М.: Политиздат, 1999

4 .Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. – М.: Политиздат, 1962

5.Филист Г.М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. – Минск, Беларусь, 1988


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн