Краткое описание ресурса:
<p><strong>Введение</strong></p> <p> </p> <p><strong>Актуальность исследования</strong>. Обучение не будет плодотворным без познавательной деятельности школьника, его творческий активной работы на всех стадиях учебного процесса, особенно без его стремления самому познать суть различных явлений, которые раскрываются учителем в ходе преподавания. Любое обучение невозможно без самостоятельной работы учащихся, организатором которой в учебном процессе выступает учитель.</p> <p> Под самостоятельной учебной работой понимают организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого выражения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению расширению сферы действия уже полученных знаний.</p> <p>Термин «самостоятельная работа» применительно к учебной деятельности учащихся носит условный характер, потому что это, прежде всего, их познавательная деятельность, организуемая в том числе с помощью системы специальных заданий, с опорой на собственные знания, умения, опыт. Организация самостоятельной работы учащихся – один из важнейших рычагов повышения эффективности обучения и воспитания школьников. Самостоятельная работа направлена на формирование у учащихся качеств, которые выражаются в их способности сознательно определять цель своей деятельности на каждом конкретном этапе и комплекс мер по её достижению, в том числе в ответственном отношении к своей деятельности, умении проявлять инициативу в соответствии со сложившимися условиями.</p> <p>По мере овладения школьниками приемами самостоятельной работы доля непосредственного вмешательства преподавателя в процесс познания сокращается. Вместе с тем возрастает необходимость непосредственного влияния учителя на самостоятельную работу учащихся. Владея целостной системой специальных знаний, упражнений, тесов, он стимулирует познавательную деятельность школьников, проектирует их движение к цели обучения, к получению знаний. В этой ситуации важное значение приобретает кропотливая работа учителя по подготовке учащихся к активному самостоятельному получению знаний с помощью того или иного источника информации (включая слово учителя), к оперированию этими знаниями, развитию умений, необходимых для достижения цели обучения и ее осознания как личностно значимой и практически необходимой. [15, 20]</p> <p>Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения, одним из путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке, развития мыслительной деятельности учащихся.</p> <p>Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.</p> <p>Таким образом, формирование навыков самостоятельной работы учащихся – одна из важнейших задач в повышении эффективности обучения. Используя различные методы и приемы обучения, формы организации деятельности учащихся на уроках, учитывая индивидуальные качества учащихся, можно достичь определенных результатов в обучении истории.</p>