Актуальность проекта: Кто мы, какие мы? Эти вопросы волнуют любого здравомыслящего человека. Мы решили составить портрет современного школьника. Чем он живет, что его интересует, что он любит, о чем мечтает? Результаты, полученные в ходе проекта, помогут и школьникам, и учителям лучше понять и узнать друг друга. Кроме того, работа над проектом объединит учащихся в ходе совместной исследовательской деятельности, которая, однако, требует личного активного и осмысленного участия.
Краткое содержание: предметом исследования стали демографические и прочие сведения об учащихся (национальность, пол, где живут, что интересует и т.д.). Учащиеся получают цель (составить портрет школьника) и задачи проекта, вживаются в задачи, уточняют цель и задачи. Они разбиваются на группы, распределяют роли в проекте, планируют свою деятельность. В ходе работы проводятся совместные обсуждения и промежуточные подведения итогов под руководством учителя. Затем результаты исследования обобщаются, резюмируются, подводятся итоги и оцениваются умения участников исследования. Учащиеся демонстрируют полученный результат (проблема решена успешно, портрет создан), оценивают свою деятельность и проводят рефлексию. В процессе деятельности формируются таблицы ЗИУ (знаю, интересуюсь, учусь) и ИИИ (источники интересной информации).
14. Предполагаемые результаты проекта: интернет-представление на порталеhttp://www.openclass.ruматериалов исследования, макет "Портрет школьника".
15. График работы над проектом:
1 этап: 1-7 февраля 2016 г. - погружение в проект
2 этап: 8-14 февраля 2016 г. - организация деятельности
3 этап: 15-21 февраля 2016 г. - осуществление деятельности
4 этап: 22-28 февраля 2016 г. - презентация
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе, состоящей из трех учащихся: двое учащихся - "корреспонденты" - осуществляют сбор материала, один учащийся - "редактор" - собирает сведения, обобщает их и вносит полученные результаты в сводные таблицы. “Редактор” оформляет презентацию (при необходимости “корреспонденты” помогают), “корреспонденты” оформляют макет “Портрет школьника” (при необходимости “редактор” помогает). Защита совместная.
17. Оценки содержания по следующим критериям:
1. Работа над проектом учащихся:
активность
креативность
обязательность
навыки планирования
умение работать в команде
умение работать самостоятельно
выполнена ли заданная роль в проекте
2. Оформление проекта:
грамотность
ясность изложения материала
креативность
эстетическая привлекательность
качество изображений и иллюстраций
3. Оценка защиты проекта:
качество предоставления проекта, его полнота, ясность
умение подать материал аудитории
умение защитить свою(представляемую) точку зрения
Графический планировщик работы таблица ЗИУ:
ЗНАЮ
ИНТЕРЕСУЮСЬ (Проблемные вопросы)
УЧУСЬ (Узнал)
Дано 5 классов, некоторых из ребят мы знаем. Только про них мы знаем, где они живут.
Демографические сведения об учащихся нашей школы - что они отражают?
Теперь мы знаем количество учеников в этих пяти классах, сколько мальчиков и девочек (этот материал дал завуч). Знаем, что такое демография и что такое демографические сведения. О пяти классах мы узнали следующие демографические сведения:
1. Численность
2. Территориальное размещение
3. Состав населения.
Они отражают то, что одна треть состава нашей школы составляет 103 человека. Среди опрошенных девочек больше, чем мальчиков (на 20%), большинство из учащихся живет в Рождествено (51%).
Мы знаем, что знакомые нам ребята ходят на занятия в школу искусств и занимаются там музыкой и танцами, а также ходят на спортивные кружки.
Что интересует учащихся нашей школы?
Теперь мы знаем, что большинство из опрошенных посещают дополнительные занятия. Чаще всего это музыкальная школа. Но в целом спортом занимается 37% опрошенных. Любимое занятие - гулять, при этом выяснилось, что в это понятие не всегда вкладывается пребывание на свежем воздухе. Большинство смотрит телевизор около часа в день, у компьютера проводит около 2 часов. Помогает природе почти половина опрошенных (46%). 41% проводит на свежем воздухе всего 1 час в день! Большинство хотят дружить с 1-2 одноклассниками, не хотят общаться с 1-2. Не чувствуют себя комфортно в семье всего 3% опрошенных.
О будущем говорили с единицами, знаем только, что планируют самые близкие друзья.
Что они планируют в будущем?
Мы узнали, что большинство опрошенных - 48% - хотят стать врачами, в дальнейшем большинство собирается поступать в ВУЗ. Большая часть учащихся собирается жить в России, однако большинство планируют уехать отсюда после окончания школы (56%). В армии собирается служить 35% из опрошенных мальчиков. Учиться большинство хочет, чтобы получить знания. Создать свою семью хочет 95% опрошенных, причем детей большинство мальчиков хочет 3, девочек - 2.
Наверное, все мы хотим просто быть счастливыми, получить хорошее образование и хорошо жить.
Портрет школьника: какие мы?
Типичный рождественский школьник-2015/16 помимо учебы занимается в кружках, живет в квартире, хочет получить хорошее образование, чтобы получить хорошую работу, и для этого уедет из деревни в город, но жить собирается в России, за компьютером он сидит больше, чем находится на воздухе, у него всего 2 друга, но он очень хочет создать свою семью, даже сейчас для него это самое важное! Среди нас больше всего Насть и Никит. Самый дружный класс - 5 Б, в нем больше всего будущих учителей, путешественников и многодетных родителей! 6 класс - самый читающий, а 9 А - самый патриотичный и самый спортивный!
Источники интересной информации:
Дата работы
Чем интересен материал
Где нашел (источник информации)
10.02.2016
Итоговые сведения приведены в форме процентного отражения ответов на заданные вопросы школьников. Даны демографические сведения по России, домашнему региону, с ними сравниваются результаты исследования.
Исследовательское задание «Социологический портрет школы» Гимназия №3 г. Белгород. http://www.myshared.ru/slide/241132/
12.02.2016
Множество сведений по демографии России и всего мира, есть прогнозы (например, сейчас в России умирает на 2 человека больше, чем рождается, а в 2030 году прогнозируется. что будет умирать на 5 больше). Подчерпнули много сведений для презентации.
Демография. http://demographia.ru/
12.02.2016
Перечислены 10 проблем современного школьника, наверняка большинство из них аналогичны нашим.
10 проблем современного школьника. http://rweek.ru/2013/10/01/10-problem-sovremennogo-shkolnika/
14.02.2016
Целое научное исследование вопроса "Читают ли современные школьники, что читают и почему". Приведено множество данных, в т.ч. результаты опроса из 25 вопросов. Вывод: все 100% опрошенных в школе взрослых любят читать и читают регулярно, а среди школьников только 30%, хотя они и признают важность чтения, но предпочитают получать информацию из других источников, особенно в старших классах.
Работа ученицы 11 класса Уралевой В. МБОУ Бичурская СОШ №2 “Читает ли современный школьник?”
Приведены интересные данные социалогического опроса в рамках исследовательского проекта "Социокультурный контекст жизни моего ровесника", ответы приведены в цифрах и в графиках.
"Социологический портрет 7-9 классника". Школа № 1277 с углубленным изучением немецкого языка г. Москва.