Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Перспективное планирование по экологическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности (6-7лет)

Формы работы

Занятия

Наблюдения

Чтение художественной литературы

Беседы по теме

Экскурсии

Игры

Исследовательская деятельность

Сентябрь

 

«Ранняя осень»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом).

♦ Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).

За осенними цветами (бархатцы, астры). Полюбоваться их красотой.

За осиной и березой (учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету).

За небом (чистое, голубое, серое, тучи на небе).

Плещеев

«Осень наступила…», К. Бальмонт «Осень»

Загадки про овощи, фрукты, ягоды.

И.Василевский

«Что-то тучи зачастили»

Г.Скребицкий «Осень»

Фольклор: стихи - потешки об осени.

«Начало осени»

Как мы одеваемся осенью»,

«Что выросло на нашем огороде» (беседа об овощах и фруктах).

 

«Что такое воздух»

«На луг»

«Угадай растение по описанию»,

«Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты), «Узнай на вкус» (овощи и фрукты).

 

Подвижные игры:

«Ловишки»,

«Раз, два, три к дереву беги»

Опыт: «Здравствуй ветер!».

Рекомендуется провести опыт: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья.

«Путешествие колоска»

Цели. Закрепить знания детей о злаковых культурах. Развивать умение различать растения по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен). Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнивать с тем, как его изготовляли раньше

 

♦ За дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом) Наблюдения за распространением семян и плодов

Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух.

Колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Наблюдения за птицами и насекомыми (см. наблюдения в старшей группе в сентябре).

 

А.Майков «Люблю дорожкою лесною», Л.Толстой «Дуб и орешник»,

Д.Зуев «Жизнь леса», Н.Некрасов «Славная осень», А.Фет

«Осенняя роза»,

А.Марков «Осень», В.Василевский

«В лесу»,

И.Бунин «Осень», «Чащи леса».

Фольклор:

«Колосок», белорусская народная сказка «Легкий хлеб», загадки об осени.

«Для чего человек сажает леса», «Как лето с осенью

встречаются?»

 

 

Подвижные игры

«У медведя во бору», «Кот и мыши»

 

 

Хороводная игра «Жнец»,

«Угадай и назови»,

«Каких листьев больше»,

«Откуда

хлеб пришел».

 

Опыт. «Воздух и его свойства»

Цели.

Показать способы и приемы обнаружения воздуха. Познакомить детей со свойствами воздуха (воздух есть всюду, его можно сжимать, воздух имеет вес).

Объяснить значение воздуха в жизни человека. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности. Воспитывать любознательность                

 

Октябрь

 

«Унылая пора! Очей  очарованье!»

Цели. Закрепить представления детей о «золотом периоде» осени.

Развивать умения устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.

Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.

 

 

 

 

 

«Перелетные

птицы»

Цель: уточнить представления о птицах

♦ Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Продолжить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, липа, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Предложить детям вести календарь расцвечивания листьев. Обсудить с детьми, почему опадают листья. Рассмотреть почки на деревьях.

♦ Сравнивать деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны. Рассмотреть травянистые растения, их приспособление к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.

 

За неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных, стало холоднее – надо теплее одеваться)..

♦ Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья).

♦ Наблюдение за отлетом перелетных птиц.

 

С.Маршак «Октябрь»

Н.Сладков «Синичкин запас» М.Пришвин «Хитрый коврик»

«Осенние листочки»

Л.Толстой «Лебеди»

И.Соколов-Микитов

«Золотая осень»

«Листопадничек»

А.Толстой «Осень»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.Соколов-Микитов «Дятлы»

Беседа «Золотая осень в гости к нам пришла",

«Что изменилось в нашей одежде,

«Где зимуют лягушки»,

«Для чего дереву листья»

 

 

«Как человек может помочь природе подготовиться к зиме»

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа «Куда улетают птицы»,

«Перелетные птицы»

 

 

 

 

 

 

 

На огород

Дидактические упражнения «Раньше – позже», «Подскажи

Д/и на определение семян и плодов деревьев

 

 

Подвижные игры:

«Встречные перебежки»:

»Совушка»,

«Перелет птиц»,

«Коршун и наседка»

 

 

 

 

Опыт «Вода способна испаряться».

Цели. Показать детям. Что в холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется.

 

                                                                                                                                                                                         Ноябрь

«Поздняя осень»

Цели: Обобщить и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме

 

«Для чего растению нужны семена»

Цели. Закрепить представления детей о том, что семя – конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения. Формировать у детей представления о распространении семян растения. Развивать наблюдательность. Внимание, зрительную память.

 

Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изморозью и первым снегом.

За солнцем, ветром, наблюдения за первым снегом (как снежники кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю).

Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). Для этого кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало..»

Я.Аким  «Первый снег»

А.Фет «Поутру вчера дождь», «Еще вчера, на солнце млея»

В.Бианки «Смотрины зимы», «Пора спать», «Заячьи хитрости»

Л.Куборев

«Спроси у медведя»

К.Ушинский «История одной яблоньки»

Л.Квитко «Медведь в лесу».

 

 

Фольклор.

 

Народные приметы. Связанные с ноябрем, поговорки, загадки об осенних яалениях в природе, народный календарь на ноябрь.

 

«Итоговая беседа об осени»

«Деревья поздней осенью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Какие семена путешествуют по воде и по воздуху»;

«Где живут капли воды в детском саду?»

 

 

 

 

 

 

 

«В лес»

 

 

«Почтальон принес посылку»,

«Что сначала, что потом»,

Подвижные игры:

«Дуб-дубок»,

«Что здесь лишнее?», «С какой ветки детки?», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?».

 

 

Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло.

 

«Что быстрее тает снег или лёд?»

 

                                                                                                                                                                                                      Декабрь

 

«Полив комнатного растения»

Цель: показать детям потребность растений во влаге.

Обучить процессу поливки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как звери в лесу готовятся к зиме».

Цель: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

За снегопадом.

Наблюдения за свойствами снега (снег от тепла тает, снег бывает липкий и рассыпчатый).

За зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом для птиц или насыпать корм на определенное место. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы?

♦ За восходом и заходом солнца.

В.Брюсов

«Первый снег»; К.Бальмонт «Снежинка»; М.Пришвин

«Этажи леса»; Л.Толстой «Зайцы»; Н.Некрасов «Мороз – Красный нос»;

А.Стрижков «Декабрь»; С.Маршак «Эта снежная страница»; В.Бианки «письмо простое и письмо с хитростью», «Лес зимой»

Фольклор:

Пословицы

и поговорки

о декабре,

загадки о зимних явлениях в природе, народный календарь на декабрь.

 

В.Бианки «Белкина сушильня», «Молоденькие зимовщицы», «спешите видеть»;

Г.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»;

Фольклор: загадки о лесных зверя

«Где рождается снег и иней?»; «Елкины иголки»; «С кем ель дружит»; «Декабрь – полночь года». Обобщить наблюдения детей о декабре, обсудить результаты зарисовок измерения долготы дня в течение месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Беседы о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций).

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вокруг детского сада»

«Кто где живет?». «К названному дереву беги!», «Угадайте!», «Найди. Что неверно», «Угадай, какой наш дом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесные экологические игры: «Зайчик в беде», «Помоги

белке».

 

«Таяние снега», «Замерзание воды»

 

Опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

                                                                                                                                                                                                                Январь

 

«Зимушка-зима»

Цель: закрепить представление о том, что у каждого времени года есть свои особенности. Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Обобщить знания о том, как проводят звери и птицы зиму, чем питаются.

 

 

 

«Жизнь птиц зимой»

Рассматривание снегиря

Цель: познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, используя модели. Закрепить знания детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды). Воспитывать любознатель-ность и интерес к жизни птиц.

Наблюдения за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

За снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает

♦ Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются.

За птицами. Вместе с детьми продолжать подкармливать птиц.

За работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком. Наблюдение за снегоуборочной ма­шиной.

 

 

 

 

За первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине).

За снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким.

За птицами. Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц

 

 

 

 

Ф.Тютчев

«Чародейкою Зимою»,С.Есенин

«Поет зима, аукает»

Г.Скребицкий

«В зимнюю стужу»

«Митины друзья»

Е.Чарушин «Олениха с оленятами», «Рысь», «Лосиха с лосятами»,

С.Черный Волк»

Фольклор:

Песенки – потешки – поговорки о январе.

 

 

 

 

 

 

Скороговорки. Дразнилки о птицах, поговорки, загадки об огне и снеге. Народный календарь на январь

 

 

Фольклор: загадки про снегиря, песенки - потешки о зим

«Может ли мороз убить дерево?» (по рассказам В.Бианки «Лес зимой»; «народный календарь о январе»; «как зимуют животные севера»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зимняя погода».

«Если птичка живет дома», «Холодно ли птицам зимой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По поселку

«Отгадай и прочитай», «Найдите и покормите зимующих птиц», Каждую птицу – на свое место», Ни сорока, ни ворона», «Северные олени».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зимней столовой», «Птички», «Узнай по голосу, какая это птичка», Подвижные игры «Птички и автомобиль», «Какая это

птица».

Опыт. «Почему не тонут корабли?»

Цель. Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.

 

 

                                                                                                                                                                                                                    Февраль

 

«Беседа о домашних животных»

 

Цель: формировать понятие «домашние животные». Раз­вивать умственную операцию «обобщение». Воспитывать ин­терес к домашним животным.

 

 

 

 

 

 

«Север – царство льда и снега»

Цели. Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Показать детям как приспосабливаются растения и животные к условиям северного климата. Развивать доказательную речь, умение сравнивать.

 

 

За метелями, вьюгой, пургой. Февраль – месяц частых метелей и сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики – это явление называется вьюгой.

За птицами. Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками. Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц

 

В.Одоевский

«В гостях у дедушки Мороза» И.Винокуров

«Кто как зимует»

С.Маршак «Февраль»

В.Бианки «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»; Г.Скребицкий

«Всяк по-своему»; Е.Благинина «Мороз»

«Снегурка» В.Ситников «Голубые дни»

А.Броцкий

«Белый мишка».

Фольклор.

Поговорки о феврале, загадки о лесе и его битателях; песенки-приговорки о зимних явлениях в природе, народный календарь на февраль.

 

«Домашние животные»

«Что будет, если не убирать снег зимой»

«Почему люди зимой мерзнут, а звери нет»

«Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе»

«Мой домашний любимец».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пищевые цепочки», «Лисы и зайцы», «Хищник – добыча»,

Какие бывают растения?», «Лиса мышкует», «Северные олени», «К названному дереву беги».

 

Опыт: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.

                                                                                                                                                                                                        Март

 

«Как поссорились март и февраль» Цели.

Систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе. Воспитывать интерес к народному календарю.

 

 

 

 

Комнатные растения – спутники нашей жизни.

Цели. Систематизировать знания детей о комнатных растениях и способах ухода за ними. Закрепить знания детей о разных способах размножения растений. Воспитывать интерес к народному календарю.

Наблюдение за увеличением продолжительности светового дня (моделирование этого процесса в уголке природы). В солнечный день обсудить с детьми, почему март называют «утром года». Наблюдения за изменениями в жизни животных: отмечает прилет грачей, обсуждаем с детьми, почему эти птицы прилетают первыми (грачи – всеядные), могут добыть корм где угодно).». Наблюдая за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах.

Наблюдая за кошками и собаками,выявить, в чем проявляется их активность, почему коты устраивают «кошачьи концерты».

Наблюдения за солнцем на небе.

В.Бианки «Синичкин календарь», «Март» «Три весны» Ф.Тютчев

«Зима недаром злится…»

Н.Сладков «Ворбьишкина весна»

«Весенние радости» «Зимние долги»

А.Плещеев

«Уж тает снег…»

К.Ушинский «Утренние лучи» В.Алферов

«Март» В.Сухомлинский «Весенний ветер» А.Шевченко

«Гнезда»

Е.Благинина «Весна, «На моем окошке».

 

Фольклор: загадки и потешки о весне.

«Три победы весны

«Солнце –источник жизни на Земле»

«Ранняя весна»

«Как растут растения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Почему они так называются?»

 

«Какие растения живут у тебя дома»,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Где чьи дети?», «Враг или друг?

 

 

 

Вспомнить с детьми пословицы: «Грач на горе – весна на дворе», «Увидал грача – весну встречай

 

 

 

 

 

 

«Узнай растение», «Где спрятано растение», «Отгадайте, что за растение», «Найдите, что опишу».

 

 

 

«Посадка лука»

                                                                                                                                                                                                          Апрель

 

«Путешествие в весенний лес»

Цель: формировать представление детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится значительно теплее, снег тает, изменяется одежда людей. Показать связь изменений в неживой природе с изменением жизни растений и животных.

 

«Кормилица- Земля!»

Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки мыслительной деятельности.

За небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки тают.

 (Спросить детей, почему лед тает.)

За растениями. Обратить внимание детей на набухшие почки.

♦ Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной ленточкой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки,

За птицами и насекомыми: как прилетают первые грачи и просыпаются мухи.

♦ За появлением первых цветов (мать-и-мачеха).

 

Т.Александрова

«На солнышке согрелась ель»

И.Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб» (стихи);

Л.Толстой «Пришла весна».

К.Бальмонт «Подснежник»

И.Соколов-Микитов

«Цветы леса»

А.Плещеев «Весна»

Е.Серова

«Подснежник»

 

 

 

 

 

 

Фольклор: песенки - потешки, загадки о деревьях.

 

 

«Птичий календарь»

«Что возьмем с собой в парк?» «22 апреля – Международный день Земли».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В лес

Подвижные игры

«К дереву беги» «Через ручеек»

«У медведя во бору», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»

«Угадай по описанию».

 

 

 

 

 

 

«Живо– неживое» «Лесные заморочки»,

«Не поется птицам без небес»

«Ни сорока, ни ворона», «Сова», «Что растет в родном краю?»

 

Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет. (Спросить детей, почему кораблик намокает.)

 

Опыт: рассмотреть почки, появляющиеся на деревьях, растереть их и понюхать.

 

 

                                                                                                                                                                                                                    Май

Рассматривание веток тополя, берёзы, ели.

Цель:Учить узнавать деревья по их ветках, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположения, запаху.

Формировать разные обследовательские действия.

Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь: почка, кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие.

 

Итоговая беседа «Весна»

Цель: Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны

Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

 

За солнцем – солнце яркое, теплое, много солнечных дней. ♦

Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдения за цветением деревьев: черемухой, вишней. Рассмотреть первые цветы – мать-и-мачеху, подснежник, одуванчик.

Обратить внимание на появление насекомых (задать детям вопрос – откуда они появились?). Рассмотреть майского

жука, бабочку.

Наблюдения за растениями. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые.

Понаблюдать за гнездованием птиц

И.Бунин «В лесу»

С.Есенин «Черемуха»,

«Ландыш»

М.Пришвин «Золотой луг»

В.Бианки «Четыре времени года»

«Лесные домишки», «Чей нос лучше?

Ф.Тютчев «Весенняя гроза»

З.Александрова «Салют весне»

К.Паустовский «Квакша»

 

 

 

 

 

Фольклор:

Загадки о солнце и перелетных птицах, песенки – потешки о перелетных птицах, считалки, народный календарь на май.

 

 

 

 

 

«Цветущая весна»

«Какая погода весной»

«Каким бывает небо»

«Весенние заботы птиц».

 «Кто рождается весной?»

Вокруг детского сада

«Найди дерево по описанию»

 

«Почему меня так назвали?»

«Бывает или нет», «Кому что по вкусу?»

 

Подвижные игры:

«Комары и ребята», «Ласточки и мошки»

 «Ручеек»

«Ни сорока, ни ворона»

«Лягушки и цапля».

 

Опыт: прозрачность

 Цель: познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность).

 

 

Опыт: «Очистка грязной воды»

Цель: показать с помощью чего можно очистить воду

 

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн