МБДОУ «Детский сад №50» г.Перми
Проект
«Давайте дружить»
для детей старшего дошкольного возраста
Табулович Галина Александровна,
воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.
Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми. Кроме того, необходимо проводить отдельные занятия в группе, которые будут направлены на улучшение взаимоотношений ребенка и окружающих его людей. Комплекс таких занятий представлен в данной программе.
Нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах у детей с нарушением зрения как и поведенческие нарушения встречаются примерно у половины воспитанников. Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.
Цель программы – формирование бесконфликтного отношения ребенка к окружающим его людям, безусловное принятие себя и других.
Задачи программы:
1. укрепить чувство единства в детском коллективе;
2. создание благоприятной атмосферы в группе;
3. формирование нравственных категорий;
4. преодоление личностного эгоцентризма детей;
5. содействовать становлению произвольности поведения ребенка;
6. формирование безусловного принятия ребенком себя и других людей.
Занятия рассчитаны на детей 6-7 лет подготовительной коррекционной группы группы детского сада в количестве 15-18 человек. Деление детей на подгруппы в данном случае нецелесообразно, поскольку одной из задач программы является укрепление чувства единства в детском коллективе.
Програма расчитана на 5 месяцев.
Продолжительность одного занятия 30 минут. В месяц проводится 4-5 занятий, то есть 1 занятие в неделю.
Структура занятия: а) приветствие; б) чтение и обсуждение тематического рассказа; в) упражнение или игра на взаимодействие; г) рефлексия.
Занятия проводятся в первой половине дня после основных занятий, перед прогулкой. Тренинг позволяет не только расслабиться, пообщаться, но и отдохнуть после основных занятий, переключиться на другой вид деятельности.
Оборудование для занятий – в зависимости от характера упражнений: мягкая игрушка, карточка с текстом тематического рассказа, но чаще всего специальное оборудование не требуется, так как занятия направлены прежде всего на непосредственное восприятие детьми друг друга и восприятие детьми текста, предлагаемого ведущим.
Этапы работы
месяц
|
Тема
|
Название
занятия
|
Программное содержание
|
Методика
проведения
|
материал
|
Подготов -ка к занятию
|
Ноябрь
|
«Дружба»
|
«Давай дружить»
|
Цель: уточнить представления детей о дружбе и укрепить чувство единства в детском коллективе.
Задачи:
1. развить тактильное восприятие.
2. уточнить представления детей о дружбе.
3. укрепить чувство единства в детском коллективе.
4. формирование умения рассуждать, находить положительные и отрицательные стороны деятельности.
|
1. Упражнение «Давайте поздороваемся»
2. Беседа о дружбе.
3. Игра «Я хочу подружиться»
4. Рефлексия с мягкой игрушкой.
|
Мягкая игрушка
|
Мотивирование детей к занятию с помощью вопросов о друзьях, дружбе.
|
|
Дружба
|
«Ты и я»
|
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе; сплочение детей.
Задачи:
1. укрепить чувство единства в детском коллективе.
2. создание доверительной обстановки.
3. формирование умения проявлять доброе отношение к товарищу.
4. формирование умения рассуждать, находить положительные и отрицательные стороны деятельности.
|
1. Упражнение «Один за всех»
2. Игра «Клубочек»
3. Игра «Доброе животное»
4. Упражнение «Я желаю тебе завтра»
5. Рефлексия с мягкой игрушкой.
|
Мягкая
игрушка
|
Разучивание упражнения «Один за всех».
|
|
дружба
|
«Помоги другу»
|
Цель: создать атмосферу доверия, психологического комфорта.
Задачи:
1. создать
положительный эмоциональный фон. 2. содействовать формированию внимательного отношения друг к другу.
3. формирование умения рассуждать, находить положительные и отрицательные стороны деятельности.
|
1. Упражнение «Общий круг»
2. Упражнение «Помоги другу»
3. Игра «Зеркало»
4. Рефлексия с мягкой игрушкой.
|
Мягкая
игрушка
|
Закрепление игры «Клубочек»
|
|
Дружба и ссоры
|
Давайте
жить без ссор
|
Цель: формировать взаимопонимание.
Задачи:
1. укрепить чувство единства в детском коллективе.
2. формирование нравственных категорий.
3. содействовать снятию эмоционального напряжения.
4. формирование умения рассуждать, находить положительные и отрицательные стороны деятельности.
|
1. Упражнение «Один за всех»
2. Беседа «О ссорах»
3. Игра «Ласковые слова»
4. Рефлексия с мягкой игрушкой.
|
Мягкая
игрушка
|
Закрепление упражнения «Один за всех»
|
Декабрь
|
Этика взаимоотношений ребенка с родителями. Родительская любовь.
|
Я и мои
близкие
|
Цель: создание психолого-педагогических условий для децентрации детей.
Задачи:
1. преодоления личностного эгоцентризма детей, 2. содействие осознанию ими необходимости учитывать в своем поведении интересы, мотивы, желания других людей.
|
1. Беседа по тематическому рассказу.
2. Упражнение «Что делать?»
|
Карточка с
Тематическим
рассказом
|
Мотивирование детей к занятию предварительной беседой о родителях, их любви.
|
|
Этика взаимоотношений ребенка с родителями. Родительская любовь.
|
Я и мои близкие
|
Цель: создание психолого-педагогических условий для децентрации детей.
Задачи:
1. формирование умения проявлять доброе отношение к товарищу.
2. содействовать снятию эмоционального напряжения.
|
1. Упражнение «Вырази свою любовь»
2. Игра «Пирамида любви»
|
|
Беседа «За что меня любит мама?»
|
|
Отношения со сверстниками. Различия между людьми. Общие интересы.
|
Я и товарищи
|
Цель: создать психолого-педагогические условия для преодоления эгоцентризма детей.
Задачи:
1. воспитания уважительного отношения ребенка не только к взрослому, но и к сверстнику.
2. формировать умение видеть положительное и отрицательное, сходства и различия.
|
1. Беседа по тематическому рассказу.
2. Упражнение «Сильные и слабые стороны»
3. Упражнение «Люди похожи друг на друга»
|
Карточка с тематическим рассказом
|
Беседа «Все ли люди одинаковые?»
|
|
Отношения со сверстниками. Различия между людьми. Общие интересы.
|
Я и товарищи
|
Цель: создать психолого-педагогические условия для преодоления эгоцентризма детей.
Задачи:
1. воспитания уважительного отношения ребенка не только к взрослому, но и к сверстнику.
2. формирование пластичности в разных ситуациях.
|
1. Игра «Примите в игру»
2. Игра «Ручеек»
3. Игра «Сантики-Сантики-Лим-по-по»
|
|
Разучивание игры «Ручеек»
|
январь
|
Правила поведения. Происхождение и назначение правил поведения.
|
«Будем себя и других уважать»
|
Цель: сформировать у старших дошкольников общее представление о правилах поведения.
Задачи:
1. показать роль и функции правил в упорядочивании жизни людей.
2. дать понимание абсолютной необходимости соблюдения правил.
|
1. Беседа по тематическому рассказу.
2. Упражнение «Исчезнувшие правила»
|
Карточка с тематическим рассказом
|
Беседа «Нужны ли правила?»
|
|
Дети и собственность. Как не ссориться из-за игрушек.
|
«Мое» и «чужое»
|
Цель: научить правильно действовать в ситуациях, связанных с собственностью.
Задачи:
1. дать определение понятиям «щедрость» и «жадность».
2. научить детей правильно действовать в различных ситуациях.
3. формирование нравственных категорий.
|
1. Беседа по тематическому рассказу.
2. Упражнение «Почему так случилось?»
3. Игра «Попроси игрушку»
|
Карточка с тематическим рассказом
|
Беседа «Можно ли брать чужое?»
|
февраль
|
Конфликт между желаниями ребенка и необходимостью соблюдать правила поведения.
|
«Хочу и надо»
|
Цель: содействовать становлению произвольности поведения ребенка.
1. формировать произвольность поведения.
2. развитие умения контролировать ситуацию.
3. формирование аналитических умений.
|
1. Беседа по тематическому рассказу.
2. Упражнение «Иду по луже»
3. Обсуждение пословиц и поговорок.
|
Карточка с тематическим рассказом
|
Беседа «Что нам запрещают взрослые?»
|
|
Ложь. Обман.
|
«Я не буду врать»
|
Цель: дать понимание причин и следствия негативных поступков и лжи.
Задачи:
1. воспитание правдивости.
2. формирование нравственных категорий.
|
1. Беседа по тематическому рассказу.
2. Упражнение «Можно ли соврать?»
|
Карточка с тематическим рассказом
|
Беседа «Можно ли врать?»
|
|
Беседа «Можно ли врать?»
|
«Я не буду врать»
|
Цель: дать понимание причин и следствия негативных поступков и лжи.
Задачи:
1. воспитание правдивости.
2. формирование нравственных категорий.
3. формирование аналитических умений.
|
1. Игра «Веришь – не веришь»
2. Упражнение «Разбитые чашки»
3. Упражнение «Последствия хороших и плохих поступков»
4. Упражнение «Стыдно – это когда…»
|
Карточка с тематическим рассказом
|
Беседа «Что такое правда?»
|
|
Осознание вины. Совесть. Честный человек.
|
«Честность – это…»
|
Цель: дать понимание словосочетаний честный человек, чувство вины,
Задачи:
1. воспитание совестливости.
2. формирование нравственных категорий.
|
1. Беседа по тематическому рассказу.
2. Упражнение «Честный и нечестный сказочный герой»
|
Карточка с тематическим рассказом
|
Вспомнить с ребятами положительных и отрицательных сказочных героев
|
март
|
Безусловное принятие другого.
|
«Я принимаю тебя таким»
|
Цель: формирование безусловного принятия другого человека ребенком.
1. развитие толерантности.
2. формирование нравственных категорий.
3. развитие социального сознания.
|
1. Чтение и обсуждение африканской сказки «Кто лучше»
2. Итоговая беседа по прочитанным сказкам.
|
Карточка с тематической сказкой
|
Подготовка дополнительных вопросов по тематической сказке.
|
|
Безусловное принятие другого.
|
«Я принимаю тебя таким»
|
Цель: формирование безусловного принятия другого человека ребенком.
1. развитие толерантности.
2. формирование нравственных категорий.
3. развитие социального сознания.
|
1. Упражнение «Один за всех».
2.Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»
3. Рефлексия с мягкой игрушкой.
|
Мягкая игрушка
|
Повторение упражнения «Один за всех»
|
|
Итоговое занятие.
|
«Чему я научился?»
|
Цель: подведение итогов всех занятий.
Задачи:
1. выяснить чему научились дети в процессе проведения тренингов, что поняли.
2. выразить свое отношение к проведенным занятиям.
|
1. Беседа «На наших занятиях я понял…, я научился…, я смог…»
2. Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
|
Мягкая игрушка
|
Настроить на итоговое занятие.
|
Приложение
(Школьный психолог №25, 2000г.)
«Я желаю тебе завтра…»
Все стоят в кругу и по очереди желают соседу справа, себе и соседу слева чего-нибудь хорошего на завтрашний день.
«Мы с тобой похожи тем, что...»
Участники выстраиваются в 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...»
Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.).
Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга
«Руки знакомятся, ссорятся, мирятся».
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии (вытянутой руки). Ведущий говорит: «Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношение. Опустите руки. Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями. После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры.
«Ласковые слова себе».
Участник придумывает ласковые слова себе в течение 2 минут, затем их произносит вслух. Обсуждение. Трудно ли было придумать эти слова себе и произнести их вслух? Как вы себя сейчас чувствуете?
Разогрев — упражнение «Шум растет».
Ведущий. Ребята, мы сегодня научимся играть в новую игру, чем-то она похожа на игру «Дождик», но «разговаривать» будут теперь не ваши ладошки, а ваши щечки и горлышки. Называется игра «Шум растет». Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!», и наконец Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж!!!» Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!
Рисунок на тему «Дружба двух цветов»
Ведущий. Ребята, я хочу рассказать вам историю о дружбе двух цветов. Было это давно. Жили-были на свете два цвета — желтый и синий. Желтый очень гордился тем, что он такой же, как солнце и как песок на берегу моря в ясную солнечную погоду. Неподалеку от желтого жил синий цвет. Он тоже считал себя очень важным и ни в чем не хотел уступать желтому цвету.
Так они и жили, споря друг с другом, кто же из них важнее.
— Я самый важный, ведь солнце и то такого же цвета, как я!
— Нет, самый важный я! Смотри — и небо синее, и море синее. Без меня не обойтись!
Вот так спорили-спорили они и однажды чуть было совсем не поругались. Но в этот момент подул ветер и перемешал желтый и синий цвет.
Так родился зеленый цвет, а из него — трава, цветы, деревья! И на свете стало так хорошо: теперь и море, и солнце, и небо, и трава — все разноцветное!
А желтый и синий поняли, что были они не правы, что каждый из них хорош по-своему и что если они будут дружить, появится зеленый цвет, а без него теперь никто уже не сможет обойтись!
Вот и мы, ребята, постараемся подружить желтый и синий цвет, голубой и красный, желтый и красный — и посмотрим, чем их дружба нас порадует.
Разделитесь на пары, пусть каждый выберет один цвет, о котором я только что говорила. После этого начнем раскрашивать лист — каждый со своей стороны. Сначала цвета будут совсем разными, но чем ближе к серединке листа вы будете двигаться, тем больше ваш цвет должен соединиться с цветом вашего партнера, вы должны подружить свои цвета, так чтобы середина листа у вас приобрела какой-то третий цвет.
После выполнения задания следует обсуждение.
«Я и другие»
Ведущий предлагает каждому участнику бросить мяч другому, отвечая на вопросы:
что хорошего он знает об этом участнике?
что общего у него с этим участником?
в каких случаях он может положиться на этого участника?
«Мой цветок»
Ребенок отрывает лепестки от бумажного лепестка, отвечая на следующие вопросы:
в чем Я хорошо разбираюсь?
за что Я нравлюсь самому себе (или люблю самого себя)?
И т.д.
Развитие безусловного принятия себя.
Занятие №1.
Чтение французской сказки «Пичужка».
Давным-давно, в незапамятные времена, на земле не было огня и никто не знал, как его добыть. Тогда решили отправиться за огнем к самому богу. Но бог ведь далеко. Кто же до него доберется? Обратились к большим птицам. Большие птицы отказались, малые тоже, да и жаворонок не захотел. Маленькая пичужка слушала, как они между собой спорили, и сказала им:
— Раз никто не хочет туда лететь, полечу я!
— Но ты ведь так мала! У тебя такие короткие крылышки! Ты не долетишь, ты умрешь от усталости.
— Я попытаюсь, — сказала пичужка, — а если я умру по дороге, что ж поделать!
И вот она полетела и летела так быстро, что скоро примчалась к божьему престолу. Бог очень удивился, увидев ее. Он посадил ее к себе на колени, но не решался дать ей огонь.
— Ты сгоришь, — сказал он, — пока будешь лететь к амеле.
Но пичужка настаивала.
— Ну так и быть! Я дам тебе то, что ты просишь, — сказал бог. — Однако не торопись так, не лети быстро. Если ты полетишь слишком быстро, перышки твои загорятся.
Пичужка обещала быть осторожной, и вот она вспорхнула и весело полетела к земле. Пока она еще была далеко, она помнила этот совет, не торопилась, но когда стала приближаться и издали увидела, как все ждут ее на земле, то полетела быстрее… И что предсказал ей бог — случилось. Она принесла на землю огонь, все тотчас же завладели им, а бедная пичужка осталась без единого перышка. Сгорели все! Тут птицы захлопотали вокруг нее. Каждая вырвала у себя по перышку, чтобы поскорее смастерить пичужке хоть какое-нибудь платьице. Вот с тех пор у нее и стало такое пестрое оперение. Только одна гадкая птица — сова — не захотела ей дать ничего. И тогда все птицы набросились на сову, чтобы проучить ее за такую бессердечность. И сове пришлось спрятаться. Вот почему она выходит только по ночам, а если появится днем,- то все птицы стаей набрасываются на нее и загоняют в дупло.
Вопросы:
1) Пичужка такая маленькая, почему же она решила полететь за огнем? Что заставило ее это сделать?
2) Пичужка маленькая, но в отличие от бльших и сильных птиц она смогла достать огонь. Перечислите ее качества.
3) Важно не то, как мы выглядим, а то, что мы делаем. Вы согласны с этим?
Занятие №2.
Чтение вьетнамской сказки «Кошка – всегда кошка».
В давние времена жил один человек, и была у него кошка, которую он считал такой умной, такой необыкновенной, что величал ее не иначе, как Небесной.
Пришел к хозяину кошки как-то гость, услыхал это прозвище, удивился и спрашивает:
– Почему вы, любезный, называете обыкновенную кошку Небесной?
– Эта кошка вовсе не обычная,– отвечает хозяин.– Столь удивительных кошек свет еще не видывал. Поэтому только такое имя ей и подходит,– именно Небесная, ведь на свете нет ничего могущественнее Неба.
– Но разве вы не знаете,– говорит гость,– что облака могут закрыть небо?
– Вы, пожалуй, правы. Назову-ка я свою кошку Облаком.
– Но ветер гонит облака, куда ему вздумается,– молвит гость.
– Что ж,– отвечает хозяин,– вы правы! Пусть моя кошка зовется Ветром.
– Вы забыли, видно, что путь ветру может преградить стена крепости?
– Тогда назову я, пожалуй, кошку Крепостью.
– Но ведь крепостные стены не могут устоять перед мышами?..
– Тогда пусть мою кошку зовут Мышкой.
– А ведь кошке ничего не стоит поймать эту Мышку?
– Тогда пусть мою кошку зовут Кошкой,– сказал хозяин.
Рассмеялся гость, захлопал в ладоши.
– Вот и получилось, как у нас в пословице говорится: «кошка – всегда кошка!..»
Вопросы:
1) Почему хозяин называл свою кошку Небесной?
2) Сколько раз хозяин переименовывал свою кошку? Менялась ли кошка с каждым новым именем?
3) Какое имя хозяин оставил своей кошке? Почему он так решил?
4) Объясните смысл поговорки.
Занятие №3.
Чтение африканской сказки «Упрямый слоненок».
Жил в Африке слонёнок. И был он такой упрямый, что никто с ним не мог сладить.
Вот однажды собралась вся слоновья семья погулять.
- Пойдём, - сказал слонёнку отец-слон.
- Не пойду, - ответил слонёнок.
- Пойдём, - сказала мать-слониха.
- Не пойду, - ответил слонёнок.
- Пойдём, - сказали старшие братья-слоны.
- Не пойду, - ответил слонёнок.
- Ну, так мы прогуляемся без тебя, - сказали слоны и ушли.
Слонёнок остался один. А когда он остался один, ему ужасно захотелось гулять со всеми. Поэтому он очень обиделся, что старшие ушли без него.
- Раз так, - сказал сам себе слонёнок, - я не буду больше слоном.
Он задумался, кем же ему стать. И решил стать львёнком. Слонёнок бросился на землю, задрал все четыре ноги и принялся болтать ими в воздухе. Совсем как львёнок.
Пробегала мимо пугливая газель. Она остановилась на мгновение, посмотрела на слонёнка, испугалась и унеслась прочь. На бегу она вскидывала тоненькие ножки и потряхивала рожками.
- Вот кем я буду, - закричал слонёнок и поскакал за газелью, как газель.
Уши его тряслись, словно листья банана на ветру, а толстые ноги заплетались одна за другую. Скоро от прыжков у него заболело всё тело.
“Совсем не так уж приятно быть газелью”, - подумал слонёнок.
Тут он увидел зеленоглазую ящерицу. Ящерица сидела на гибкой лиане, которая свешивалась с дерева.
- Добрый день, - сказал слонёнок. - Как поживаешь?
- Плохо, - ответила ящерица. - Отпустила я своих деток к берегу реки - поиграть с двоюродными братьями, маленькими крокодильчиками. Боюсь, как бы крокодильчики, разыгравшись, не проглотили нечаянно моих деток.
- Я бы тоже хотел с кем-нибудь поиграть, - сказал слонёнок. - Вот я сейчас заберусь к тебе на лиану, и мы покачаемся.
- Ну, уж нет! - пискнула ящерица.
- Как? - обиделся слонёнок. - Ты не хочешь играть со мной?
- Конечно, не хочу. Во-первых, я беспокоюсь о детях;
во-вторых, ты слишком тяжёлый и оборвёшь мою лиану. А в третьих, прощай!
И не успел слонёнок глазом моргнуть, как ящерица юркнула в листву дерева, - только хвост мелькнул.
- Подумаешь, очень мне нужна ящерица! - фыркнул слонёнок. - Найду себе товарища получше. Он отправился дальше.
На полянке слонёнок увидел обезьян. Они играли в пятнашки.
- Вот эта игра по мне, - сказал слонёнок.
- Можно мне поиграть с вами?
Поиграй с нами! - завизжали обезьяны, да так громко, что совсем оглушили слонёнка.
Не успел он опомниться, как обезьяны принялись с ним играть.
Ох, что это была за игра! Обезьяны хватали его за хвост, тянули за хобот, дёргали за уши. Они кувыркались на его спине и щекотали ему живот. А слонёнок, как ни старался, не мог запятнать ни одной обезьяны.
Скоро слонёнок совсем выбился из сил.
- Не нравится мне быть обезьяной, - сказал он и побежал прочь. А обезьяны ещё долго смеялись над неповоротливым слонёнком.
Шёл слонёнок, шёл и увидел попугая, который перелетал с ветки на ветку. Попугай был такой пёстрый, что у слонёнка даже зарябило в глазах.
- Теперь я, наконец, знаю, чем мне заняться, - обрадовался слонёнок. - Я буду летать.
- Начинай, а я посмотрю, - отозвался попугай. Слонёнок сделал большой прыжок, но почему-то не взлетел. Он шлёпнулся на землю и ушиб ногу.
Старый попугай наклонил голову набок и с насмешкой посмотрел на него одним глазом.
- Просто тут разбежаться негде, -сказал смущённый слонёнок.
-Я покажу тебе, где можно разбежаться, - утешил его попугай и повёл слонёнка к крутому берегу реки.
- Смотри, - сказал старый насмешник, подошёл к самому обрыву, подпрыгнул и взлетел.
Слонёнок тоже подошёл к самому обрыву, тоже подпрыгнул и. .. шлёпнулся в воду.
Выбрался он на берег мокрый, грязный, весь облепленный илом и тиной. А выбравшись, увидел, что рядом стоит отец-слон, мать-слониха и братья-слоны. И все молча смотрят на него.
Стыдно стало слонёнку.
- Возьмите меня с собой гулять, - сказал он. - Я теперь всегда буду слоном.
И всё слоновье семейство отправилось гулять.
Вопросы:
1) Почему слоненок не захотел быть слоном?
2) Легко ли было слоненку представлять себя другими животными? Почему?
3) Почему слоненок решил остаться слоном?
Занятие №4.
Чтение японской сказки «Самый красивый наряд на свете.
В старину, далёкую старину, были у ворона перья белые-белые. Захотелось ему принарядиться. Вот и полетел ворон к сове.
В те времена сова была красильщицей. Она красила всем птицам платья, в какой только цвет они пожелают: красный, синий, бирюзовый, жёлтый… От заказчиков отбоя не было.
— Госпожа сова! Госпожа сова! Выкр-р-рась мой наряд в самый кр-р-расивый цвет. Я хочу весь свет поразить своей кр-р-расотой.
— У-гу, у-гу, могу! — согласилась сова.
— Хочешь голубое платье, как у цапли? Хочешь узорчатый наряд, как у сокола? Хочешь пёстрый, как у дятла?
— Нет, выбери для меня цвет совсем невиданный, чтобы другого такого наряда ни у одной птицы не было.
Стряхнул с себя ворон своё белое оперенье, а сам улетел.
Думала-думала сова, какой цвет самый невиданный, и выкрасила перья ворона в чёрный-чёрный цвет, чернее туши.
Прилетел ворон и спрашивает:
— Хор-рош ли нар-р-ряд у меня получился?
Надел он своё новое платье и давай в зеркало глядеться. Посмотрел да так и ахнул!
С головы и до самого хвоста стал он чёрным-чёрным, и не разберёшь даже, где глаза, где нос.
— В какой это цвет ты мои перья выкр-р-расила, р-разбойница? — завопил ворон.
Стала сова оправдываться:
— Ты же сам хотел, чтобы я выкрасила твой наряд в небывалый цвет.
— Погоди же, поймаю тебя — р-разорву в клочья! Теперь мы вр-раги навсегда! — злобно закаркал ворон.
С той поры как увидит он сову, так и бросается на неё. Вот почему сова днём прячется в дупле. Не показывается она на свет, пока ворон летает.
Вопросы:
1) Какого цвета были перья у ворона?
2) Ему самому не нравился белый цвет или он захотел перекрасить свои перья, потому что завидовал цвету нарядов других птиц?
3) В какой цвет перекрасила сова наряд ворона? Доволен ли был ворон результатом работы совы?
4) Расскажите о своей внешности, используя выражения: «У меня красивые голубые(серые, зеленые…) глаза»; «у меня красивые русые (черные, светлые…) волосы» и т.д.
5) Каждый из нас красив по-своему. Вы согласны с этим?
Занятие №5.
Чтение итальянской сказки «Кирпич и воск».
Лежали рядом на кухонной полке кирпич и кусок воска. Кирпичу так и полагалось здесь находиться — ведь на нём хозяйка точила ножи. И острые же они становились после этого! А вот как воск попал на полку, этого никто не знал. Давным-давно кто-то положил его там, да и забыл.
По ночам, когда в кухне никого не было, воск и кирпич вели между собой длинные разговоры. Однажды воск спросил у кирпича:
— Скажи, сосед, почему ты такой твёрдый? Кирпич ответил:
— Я не всегда был таким. Я и мои братья сделаны из м ягкой глины. Глину замесили водой, долго мяли, наготовили кирпичей, а потом сунули в огонь. Там-то мы и стали звонкими и твёрдыми.
— Ах, как бы я хотел походить на тебя! — вздохнул воск. — Когда ты примешься точить нож, приятно смотреть. Вжиг-вжиг! Только во все стороны искры летят. А попробуй я подставить ножу спину, он меня мигом изрежет на куски. Нет, нет, не уговаривай меня, мягким быть очень плохо.
Утром хозяйка растопила очаг. Пламя так и плясало по поленьям.
Тут воск вспомнил, что кирпич сделался твёрдым, побывав в огне. Он подвинулся к самому краю полки и скатился вниз на железный лист перед очагом. У, как жарко ему стало! Он весь обмяк и начал подтаивать. Верно, он растаял бы совсем, если бы в эту минуту в кухню не вошёл хозяин. А надо сказать, что хозяин был кукольник. Он ходил по дворам и давал со своими куклами из дерева и тряпок весёлые представления.
Хозяин нагнулся, чтобы разжечь трубку угольком из очага, и вдруг увидел воск, который хотел стать твёрдым, как кирпич, но вместо этого чуть не растаял.
— Вот замечательно, — воскликнул хозяин, — из этого воска я вылеплю новую куклу!
Так он и сделал — вылепил куклу и назвал её Пульчинелло.
Кукла получилась такая смешная, что кто ни взглянет на её вздёрнутый нос, рот до ушей и лукавые глаза, непременно рассмеётся.
Когда кончалось представление, хозяин выставлял из-за ширмы Пульчинелло. Пульчинелло раскланивался во все стороны, а хозяин говорил за него тоненьким голосом:
— Уважаемые синьоры! Было время, когда я завидовал кирпичу только за то, что он твёрдый. Из кирпича, закалённого в огне, можно построить дом, но из него нельзя сделать Пульчинелло. Из меня, конечно, дом не построишь, да и от огня меня следует держать подальше. Но зато я весел сам и веселю вас. Так что вы видите, старые, молодые и даже маленькие синьоры, что всяк хорош на своём месте.
Потом Пульчинелло прятался за ширму и зрители, довольные, расходились по домам.
А откуда же хозяин Пульчинелло узнал, о чём беседовали кирпич и воск ночью на полке? Да очень просто. Он сам выдумал эту сказку и рассказал нам. А мы рассказали вам.
Вопросы:
1) Что чувствовал воск, когда сравнивал себя с кирпичом? Почему воск решил, что быть мягким очень плохо?
2) Воск сказал кирпичу: «Ах, как бы я хотел походить на тебя». Как вы думаете, может ли воск быть таким, как кирпич? Почему?
3) И все же воск попытался стать кирпичом. У него это получилось?
4) Во что хозяин превратил воск?
5) Хозяин говорит «Всяк хорош на своем месте». Что это значит? Согласны ли вы с мнением хозяина?
Развитие безусловного принятия другого человека.
Занятие №1.
Чтение индейской сказки «Черепаха и олень».
Однажды ползла черепаха вдоль берега и повстречала оленя. Олень посмотрел на нее презрительно и говорит: "Эй ты, коротконогая, давай побежим наперегонки!" - "Что ты, - засмеялась черепаха, - разве тебе за мной угнаться!" Но олень был уверен в своей победе. "Пусть каждый из нас, - сказал он, - заранее проложит себе путь, и мы побежим". - "Будь по-твоему!" Олень проложил себе в траве прямую и длинную дорогу. Черепаха же выбрала старую и почти заросшую боковую тропинку. Потом они условились встретиться здесь на следующее утро и разошлись.
Вечером черепаха созвала всех своих родичей и рассказала им о споре с оленем. На семейном совете было решено, что черепахи заранее пойдут на место и залягут вдоль всего оленьего пути на некотором расстоянии друг от друга. Если же олень окликнет черепаху, то ответит ему та, которая будет к нему ближе всех.
На другой день рано утром черепаха и олень встретились на условленном месте и побежали. Через некоторое время олень остановился и крикнул: "Коротконогая, где ты?" - "Я тут", - раздалось впереди него. Олень побежал быстрее. Немного погодя, он снова окликнул черепаху, и опять она отвечала откуда-то спереди. Тогда он припустился быстрее. Он бежал и бежал, но каждый раз слышал возле себя голос черепахи, который раздавался то спереди, то немного сзади, то совсем рядом.
Олень собрал последние силы и помчался так быстро, как только мог. Наконец он не выдержал и бездыханным свалился на землю, так и не перегнав черепахи. А на том месте, где он умер, вырос оленник, то самое растение, что помогает охотиться на этих быстроногих животных.
Вопросы:
1) Почему олень решил соревноваться с черепахой?
2) Что черепаха сделала, чтобы победить оленя?
3) Черепаха медлительная, зато умная, правда?
4) Как вы думаете, можно ли презирать другого человека?
5) В каждом из нас есть хорошее и плохое. Как мы должны относиться друг к другу?
Занятие №2.
Чтение мордовской сказки «Как собака друга искала».
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
– Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
– Давай, – согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
– Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, – подумала собака. – Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится». Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
– Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
– Что ж! – отвечает волк. – Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
– Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, – подумала собака. – Уж лучше мне подружиться с медведем». Пошла она к медведю:
– Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
– Ладно, – говорит медведь. – Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
– Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! – думает собака. – И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
– Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.
Вопросы:
1) Почему собака решила найти себе друга?
2) Почему собака меняла друзей?
3) Что почувствовали бы заяц, волк и медведь, если бы узнали о том, что думала о них собака?
4) Все мы чего-то боимся, и это естественно. Как вы думаете, правильно ли поступала собака, бросая своих друзей только потому, что они чего-то боялись?
5) Что вы делаете, когда ваш друг чего-то боится?
Занятие №3.
Чтение дагестанской сказки «Волк и мудрец».
Однажды волк решил покинуть родные края, потому что не стало ему житья от людей и собак.
По дороге встретился ему мудрец и спросил:
- Куда путь держишь, волк?
- Иду искать счастья в других краях, - ответил волк. – Как только меня завидят охотники, они направляют на меня свои ружья, чабаны натравливают на меня собак и бросают в меня палки. Все так и хотят сжить меня со свету.
- А берешь ли ты с собой свои зубы? – полюбопытствовал мудрец.
- А как же, куда я их дену! – воскликнул волк.
- Тогда, уверяю тебя, нигде ты не найдешь покоя, - сказал мудрец.
Вопросы:
1) Почему волк решил покинуть родные края?
2) Кого встретил волк? Что он рассказал мудрецу?
3) Что спросил у волка мудрец? Что ответил волк?
4) Как вы думаете, почему мудрец сказал, что если волк берет с собой свои зубы, то нигде не найдет покоя? Как вы понимаете выражение «брать с собой свои зубы»?
5) Что каждому из нас надо делать, чтобы жить дружно?
Занятие №4.
Чтение английской сказки «Почему крокодилы не едят кур».
Курица ходила к реке каждый день. Она пила там воду.
Однажды крокодил увидел её и подплыл к ней. Он хотел съесть её. Но она закричала: "О, не ешь меня, мой дорогой брат!" Крокодил отпустил её: он не мог есть свою сестру!
На следующий день, когда курица опять пришла к реке, крокодил решил съесть её. Но курица опять закричала: "О, не ешь меня, мой дорогой брат!" И снова крокодил не ел её. Но он подумал: "Как это я могу быть её братом? Я живу в воде, а она нет!"
Тогда крокодил отправился к своей подруге, ящерице. "О, моя подруга! Большая курица приходит к реке каждый день и, когда я хочу схватить её, она говорит, что я её брат. Как это может быть?"
"О, мой глупый крокодил!" Отвечала ящерица. "Разве ты не знаешь, что куры, черепахи, ящерицы кладут яйца, как и крокодилы, мой дорогой? Поэтому мы все братья и сёстры. Ты понял? "О, спасибо большое", - сказал крокодил.
Теперь ты знаешь, почему крокодилы никогда не едят кур!
Вопросы:
1) Что крокодил хотел сделать, когда увидел курочку?
2) Почему крокодил никак не решался ее съесть?
3) Что мудрая ящерица сказала крокодилу?
4) Мы все разные по росту, цвету кожи, глаз, волос, говорим на разных языках… Но в то же время все мы живем на одной планете Земля. Что мы должны делать, чтобы сохранить хорошие отношения друг с другом?
Занятие №5.
Чтение африканской сказки «Кто лучше».
Много лет тому назад Слон и Обезьяна поспорили, кто из них лучше.
Слон похвалялся своей силой:
- Смотри, какой я большой и сильный! Я могу вырвать из земли дерево вместе с корнями. А ты этого сделать не сможешь.
Обезьяна похвалялась своей ловкостью:
- А я быстрая и ловкая! Я не только могу быстро взобраться на дерево, но и прыгать с одного на другое. А разве ты это можешь?
Они долго спорили, но так и не смогли ничего доказать друг другу.
Тогда отправились они за ответом к Мудрой Птице.
- Скажи нам, Мудрая Птица, что лучше - быть сильным или ловким? - спросили звери.
Мудрая Птица подумала и ответила:
- Сделайте так, как я скажу, и тогда я смогу разрешить ваш спор. Видите фруктовое дерево на том берегу реки? Доберитесь до дерева и принесите его плоды.
Звери отправились к реке.
Они еще не дошли до берега, когда вдруг Обезьяна остановилась. Она боялась идти дальше, потому что боялась воды.
Тогда Слон гордо предложил свою помощь:
- Садись на мою спину! Я сильный и не боюсь воды. Я смогу переплыть реку.
Переправившись через реку, звери вышли на берег и подошли к фруктовому дереву. Оно оказалось таким высоким, что даже Слон не смог дотянуться до его плодов. Попытался было он пригнуть дерево к земле, но дерево оказалось таким крепким, что даже такой силач не смог с ним справиться.
- Подожди-ка минуту, - не растерялась Обезьяна.
С этими словами она быстро и ловко взобралась на дерево и стала сбрасывать спелые плоды на землю. А Слон? Ему оставалось лишь одно дело - собирать пдоды.
Обратный путь наши друзья проделали таким же образом, как и раньше. А вернувшись, направились к Мудрой Птице:
- Мы сделали так, как ты сказала. Что теперь ты нам скажешь? Кто же из нас лучше?
- Послушайте меня внимательно, - ответила Мудрая Птица. - На ваш вопрос ответить нельзя. И вот почему. Ты, Слон, один не смог бы достать плодов с дерева, а ты, Обезьяна, тоже не смогла бы одна доплыть до дерева.
Только вместе вы смогли выполнить поручение.
Да, в дружной работе все равны.
Вопросы:
1) О чем спорили слон и обезьяна?
2) К кому они обратились, чтобы разрешить свой спор?
3) Что мудрая птица велела сделать слону и обезьяне? Как вы думаете, почему она не ответила сразу, хотя знала ответ?
4) Как слон и обезьяна выполняли задание мудрой птицы?
5) Обезьяна быстрая и ловкая, но могла ли она одна переплыть реку? Кто ей помог?
6) Cлон большой и сильный, но мог ли он один достать плоды с дерева? Кто ему помог?
7) Как вы думаете, стоит ли спорить, кто кого лучше? Почему?
8) У каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны. Что нам нужно делать, чтобы не обижать друг друга?
(Справочник старшего воспитателя ДОУ, №5, 2009.)
Беседа о дружбе.
Дети, сегодня я принесла диск с песнями В.Я.Шаинского и хочу вам предложить послушать одну из них.
(Звучит песня «Когда мои друзья со мной»)
О чем эта песня, как вы думаете?
Взрослые часто говорят вам: «Нужно быть дружными, дружно жить». Подумайте и пусть тот, кто хочет, скажет, что такое дружба.
Вспомните, кто с кем дружит в детском саду или дома, и что вы делаете для того, чтобы дружба была крепкой.
(Ответы детей)
Вы хорошо рассказали, как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать для них что то хорошее, но не только тем, с кем особенно дружит, но и всем детям группы. Тот, кто хорошо дружит, - не ссорится, делится игрушками; если товарищ не знает, как правильно поступить, что-то сделать, - поможет ему, научит. Настоящий друг заметит, кто заплакал, кто загрустил, придумает, как развеселить товарища, поиграет с ним.
Упражнение «Дождик»
Дети хлопают в ладоши в ускоряющемся темпе соответственно словам педагога: «Набежали тучки, пошел дождик… Сначала редкие капли стучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают все чаще, чаще. Настоящий ливень!
Ребята, только что мы с вами играли в игру «Дождик». Дождик у нас действительно получился как настоящий: капель много, падают они часто-часто… Каждый из вас был отдельной капелькой, а все вместе вы стали бурным ливнем, который смочил всю землю, дал напиться цветам, травам и деревьям. А одна капелька смогла бы это сделать? А один человек может прожить на свете? А если у него есть друзья и близкие? А как вы думаете, кому интереснее жить – одинокому человеку или тому, у кого есть друзья? Почему? Чем дружба помогает людям?
(Ответы детей)
Упражнение-приветствие «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться нужно определенным образом:
1)за руку,
2)плечиками,
3)спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, появляющихся при проведении этой игры, даст ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Рефлексия с мягкой игрушкой.
Дети сидят в кругу. Педагог просит их рассказать, что на занятии им понравилось больше всего, что они почувствовали, когда выполняли то или иное упражнение. Аналогично выясняется у детей, что им не понравилось, по каким причинам. Дети, передавая друг другу мягкую игрушку, поочередно делятся своими впечатлениями.
Упражнение-приветствие «Общий круг».
Дети сидят в кругу.
«Пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая. Когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед».
Педагог заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой. Поздоровавшись со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.
Упражнение-разминка «Один за всех».
Педагог предлагает детям выучить небольшое четверостишье:
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
(Во время произнесения слов дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей, затем ребята кладут правые руки одна на другую в центре круга и произносят «Один за всех и все за одного».)
Игра «Я хочу с тобой подружиться».
Выбирается ведущий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он становится водящим.
Игра «Клубочек».
Педагог исполняет роль «катушки». Дети берутся за руки. Тот, кто стоит первым, дает ему руку. Получается «ниточка», закрепленная на «катушке». Последний ребенок водит «ниточку» по кругу до тех пор, пока она вся не намотается на «катушку».
«Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживем в нем, подышим».
Потом ниточка разматывается.
Игру можно повторять несколько раз.
Игра «Помоги другу».
Дети делятся на пары. Одному ребенку из пары завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму необходимо провести своего партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
Игра «Зеркало».
Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «зеркало». Второй смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Затем ребята меняются ролями.
Беседа «О ссорах».
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга,
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала.
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
(стих-е А. Кузнецовой «Поссорились)
Что же случилось с подругами?
Из-за чего поссорились девочки?
Нужны ли ссоры?
Что чувствует поссорившийся человек?
А тот, с кем поссорился?
Если обоим бывает плохо, то можно ли сделать так, чтобы ссор не происходило вообще?
А что сделать, чтобы ссор стало меньше и они не были такими уж серьезными?
А как можно помирить двух поссорившихся друзей?
Игра «Ласковые слова».
Мы с вами научились сдерживать обидные слова, а теперь поучимся придумывать ласковые слова. Давайте будем передавать по кругу эту мягкую игрушку, и вместе с этим говорить ласковые, добрые слова своему соседу, и так по кругу.
Вопросы для обсуждения:
- Вам понравилось играть в эту игру?
- Какие слова были самыми приятными?
- Что труднее произносить: обидные слова или приятные?
- А что приятнее слышать?
Игра «Доброе животное».
Дети вместе с педагогом – одно большое, доброе животное. Дышат вместе, слушают, как оно дышит. Вдох – шаг вперед, выдох, - шаг назад. Животное дышит очень ровно и спокойно. Затем все слушают и изображают, как бьется его сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад…
Используемая литература:
1. Телегин М.В. Воспитательный диалог, М.: МГППУ , 2004.
2. Печатный материал «Безусловное принятие себя и другого человека».
3. Справочник старшего воспитателя ДОУ, №5, 2009.
4. Школьный психолог, №25, 2000.
|