Рекомендации учителю по работе с обучающимися с нарушением слуха.
Кривоус Елена Николаевна, учитель-логопед
КГОКУ "Камчатская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья".
Сегодня процесс инклюзивного образования детей с нарушением слуха в детских учреждениях неуклонно расширяется и приобретает характер устойчивой тенденции в образовательном пространстве Камчатского края и всей страны.
Обучающемуся с нарушенным слухом в образовательном учреждении нужно помочь лучше воспринимать речь учителя и понимать материал урока для этого необходимо использовать следующие рекомендации:
- Посадить ученика с нарушением слуха на первую парту в центральном ряду напротив стола учителя;
- При разговоре с обучающимся с нарушенным слухом, желательно встать так, чтобы он видел ваше лицо;
- Прежде чем начать говорить, необходимо привлечь внимание обучающегося с нарушенным слухом, назвав его по имени;
- Говорить достаточно громко, короткими предложениями, четко артикулировать, но не преувеличенно, если обучающийся не понял, повторить медленней или сказать это же немного по-другому;
- Следить за тем, чтобы ученики говорили по одному и не перебивали друг друга.
- Перед выполнением задания учителю необходимо давать инструкцию обучающемуся в полной тишине.
- Информация, даваемая обучающемуся устно, точно (понятно) сформулирована и произнесена голосом достаточной громкости.
- Учитель должен выделять голосом наиболее важную информацию в своей речи.
- Программа дисциплины в целом и урок должны быть четко структурированы и хорошо предсказуемы.
- Обращайте внимание обучающегося на новые и неожиданные звуки, называя их, что поможет ребенку с нарушенным слухом лучше понимать, что происходит вокруг.
- Используйте разные зрительные подсказки.
- Когда отвечают несколько учеников, предваряйте ответ каждого ребенка, называйте его по имени. Это помогает ученикам с нарушенным слухом быстрее осознать, кто говорит, и сконцентрироваться на понимании того, что говорят.
- Перед тем, как изменить тему своего повествования, подведите краткое резюме сказанному, назовите тему следующего раздела.
- Научитесь видеть по лицу ребенка, что он не уверен, что понял. Сформулируйте вопрос так, чтобы ребенку надо было выбрать правильный вариант ответа (например, используя союз «или»).
- Процесс слушания и говорения требует от ребенка с нарушенным слухом больших усилий, то к концу учебного дня он устает сильнее, чем другие дети, и больше отвлекается. Поэтому учителю нужно прилагать активные усилия для удержания его внимания на последних уроках.
|