Развитие слухового восприятия у обучающихся 1-2 класса
с умственной отсталостью и нарушением слуха.
Кузькина Елена Николаевна, учитель-дефектолог
КГОКУ "Камчатская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья"
Одной из важных задач работы с детьми с нарушением слуха является формирование у них навыков слухового восприятия устной речи, так как в общественно-трудовой деятельности, в быту люди используют при общении главным образом устную речь.
С развитием новейших средств связи, позволяющих передавать устную речь на громадные расстояния, возрастает роль слухового восприятия у всех обучающихся с нарушением слуха.
Особую актуальность приобретает работа по развитию слухового восприятия у обучающихся со сложным дефектом, выражающимся в сочетании нарушения слуха и снижения интеллекта различной степени выраженности, в связи с недоразвитием у них высших психических функций.
Сопровождение дефектолога по развитию слухового восприятия обучающихся со сложным дефектом осуществляется в течение всех лет обучения.
Цель сопровождения - освоение основной общеобразовательной программы, через приобщение детей к звукам окружающего мира, развитие у них восприятия на слух неречевых звучаний, речевого материала, автоматизации произносительных навыков.
Учитель-дефектолог проводит фронтальные занятия по развитию слухового восприятия 1 раз в неделю по 45 минут.
На фронтальных занятиях решаются следующие задачи:
- развитие восприятия звучаний музыкальных инструментов (барабана, дудки, гармошки, свистка, металлофона, бубна, ксилофона, маракасов, треугольника);
- выработка условной двигательной реакции на данные звучания;
- различение и опознавание на слух звучания музыкальных инструментов, разных по тембру и высоте;
- определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), темпа (быстрый, медленный), громкости (громко, тихо), ритмов, высоты звучания;
-развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: бытовых шумов; городских шумов; голосов животных и птиц; шумов связанных с явлениями природы и др.; различение и опознавание разговора и пения, мужского и женского голоса;
- развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны.
Учитывая материалы диагностики, зону ближайшего развития обучающихся и особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха составлена программа сопровождения «Развитие слухового восприятия» для обучающихся 1-2 класса с умственной отсталостью и нарушением слуха.
Приложение: Программа сопровождения «Развитие слухового восприятия» для обучающихся 1-2 класса с умственной отсталостью и нарушением слуха.
|