Музыкально-ритмические занятия для учащихся с нарушением слуха подготовительного и 3 классов
Захарченко Наталья Александровна, учитель-дефектолог
КГОКУ "Камчатская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья"
Музыкальное искусство является незаменимым средством эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир человека.
На современном этапе в условиях интенсивного развития слухового восприятия детей с нарушением слуха (с применением кохлеарных имплантов) система сопровождения образовательного процесса с использованием музыки получила своё дальнейшее развитие на музыкально-ритмических занятиях.
Сопровождение обучающихся с нарушением слуха дефектологом на музыкально-ритмических занятиях осуществляется на протяжении первых пяти лет обучения в общеобразовательном учреждении.
Цель сопровождения: освоение основной общеобразовательной программы начального общего образования, через приобщение глухих детей к различным видам деятельности, связанным с музыкой, на основе целенаправленной коррекции и развитии двигательной, эмоционально – волевой и познавательной сфер, развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи, обогащение общего и речевого развития, формирование всесторонне развитой, творческой личности.
Учитель-дефектолог проводит фронтальные музыкально-ритмические занятия 3 раза в неделю по 45 минут.
На фронтальных занятиях решаются следующие задачи:
- формирование и развитие восприятия музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов): ее характера, умений с помощью словесной речи характеризовать прослушанную музыку, выражать к ней свое отношение;
- формирование и развитие правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку, умений исполнять под музыку несложные танцевальные композиции народных, бальных и современных танцев;
- формирование и развитие навыков декламации песен под музыку в ансамбле (под управлением учителя) при точном воспроизведении в эмоциональной, выразительной и достаточно внятной речи, реализуя произносительные возможности;
- совершенствование навыков слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны при широком использовании фонетической ритмики и музыки.
Указанные задачи взаимосвязаны и решаются в единстве в процессе активной музыкальной деятельности детей.
На фронтальных занятиях у обучающихся целенаправленно развиваются личностные универсальные учебные действия:
-мотивация овладения устной речью, устной коммуникацией со слышащими людьми;
-формирование речевого поведения, готовности применять приобретенный опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в учебной и внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими сверстниками;
- формирование и развитие мотивов постоянного пользования средствами электроакустической коррекции, навыков их применения.
Важное значение придается развитию регулятивных универсальных учебных действий:
- способности принимать, сохранять и выполнять учебную задачу; познавательных универсальных учебных действий:
- воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию;
коммуникативных универсальных учебных действий:
- активная реализация в общении со взрослыми и сверстниками сформированных умений и навыков в восприятии и воспроизведении устной речи.
Выделенные универсальные учебные действия обеспечивают овладение обучающимися с нарушением слуха метапредметными знаниями и составляют основу умения учиться.
Кроме того, при составлении программы сопровождения дефектологом учитываются материалы диагностики, полученные на начало учебного года, зона ближайшего развития обучающихся и особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха.
Приложение: Программа сопровождения «Музыкально-ритмические занятия» для обучающихся с нарушением слуха подготовительного и 3 классов.
|