Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи у обучающихся с нарушением слуха подготовительного и 3 класса
Терентьева Нина Сергеевна, учитель-логопед
КГОКУ "Камчатская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья"
Речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора.
В детском возрасте как выраженная, так и минимальная патология в слуховом анализаторе значительно осложняет овладение языковыми средствами. Снижение слуха сужает сенсорную базу для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков. Детей со сниженным слухом отличает специфичность речевых и слуховых проявлений, они испытывают значительные трудности в усвоении программного материала.
Логопедическое сопровождение обучающихся с нарушением слуха осуществляется на протяжении всех лет обучения в образовательном учреждении. Цель: освоения основной общеобразовательной программы, через формирование у глухих детей восприятия и воспроизведения устной речи (с использованием стационарной электроакустической аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов).
Учитель-логопед проводит индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи по 3 часа в неделю на одного обучающегося.
На индивидуальных занятиях решаются следующие задачи:
-формирование речевого слуха, создание на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;
-обучение произношению, формирование самоконтроля произносительной стороны речи, умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (соответствующее выражение лица, позу, пластику и др.), что в известной мере облегчает понимание речи глухих детей.
На индивидуальных занятиях у обучающихся целенаправленно развиваются личностные универсальные учебные действия:
-мотивация овладения устной речью, устной коммуникацией со слышащими людьми;
-формирование речевого поведения, готовности применять приобретенный опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в учебной и внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими сверстниками;
-формирование готовности и развитие мотивов постоянного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами.
Важное значения придается развитию регулятивных универсальных учебных действий:
- способности осуществлять и контролировать свои речевые действия,
-воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию,
- моделировать собственные высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка,
-говорить достаточно внятно и выразительно, реализуя сформированные произносительные умения, использовать в устной коммуникации естественные невербальные средства.
Учитывая материалы диагностики, зону ближайшего развития обучающихся и особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха составлена программа сопровождения «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи»
Приложение: Программа сопровождения «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для учащихся с нарушением слуха подготовительного и 3 класса.
|