Педагогическое сопровождение при адаптации 5 классов
в профессионально-трудовом обучении.
Шаверина С.С., учитель трудового обучения
КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Общая задача трудового обучения в специальной (коррекционной) школе состоит в подготовке обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду.
Трудность решения этой задачи обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно-отсталым детям, имеющим стойкие нарушения высших психических функций вследствие органического поражения головного мозга. Это выражается в нарушении познавательной деятельности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдает эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Проблема адаптации учеников требует особого внимания при переходе обучающихся из начальной школы в 5 класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями раннего подросткового возрастного периода.
Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.
Педагогическое сопровождение в профессионально-трудовом обучении направлено на предупреждение и преодоление трудностей в учебе, сохранение здоровья и эмоционального благополучия каждого учащегося в новых условиях обучения.
Трудовое обучение в 5 классе ведется в соответствии выбранного профиля обучения.
При выборе направления трудового обучения учитывается:
1. Желание ребенка
2. Рекомендации учителя выпускного класса начальной школы
3. Рекомендации медицинского работника
4. Рекомендации психолога
5 класс – это «класс наблюдения», изучения индивидуальных особенностей вновь прибывших детей, адаптации пятиклассников к обучению на новой ступени в среднем звене, поэтому учитель трудового обучения находится в тесной взаимосвязи с педагогами ОУ: классным руководителем, воспитателем и специалистами (учителем-дефектологом, учителем – логопедом, психологом и социальным педагогом).
Профессионально-трудовая подготовка требует от ребенка максимальной затраты умственных способностей и возможностей, так как при освоении программы по трудовому обучению обучающиеся получают объем знаний и профессиональных навыков, необходимых для прохождения итоговой аттестации - экзамена по трудовому обучению.
Швейное дело - профиль трудового обучения, программа которого предусматривает подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея - мотористка женской и детской легкой одежды.
В швейной мастерской обучающиеся овладевают доступными для них знаниями, профессиональными приемами труда и умениями планировать свои трудовые действия, анализировать результаты. Школьники обучаются построению чертежей изделий и их пошиву. Ученицы приобретают умения работать на швейном оборудовании.
В трудовых мастерских в начале обучения очень важно достичь эмоционального комфорта для учеников на занятиях и сформировать устойчивую учебную мотивацию, готовность к преодолению трудностей.
Трудовое обучение по профилю швейное дело требует от учащихся достаточно высоких трудовых возможностей и умений, поэтому в период адаптации обучающихся, учителем отслеживается:
1 Интерес учащихся к выбранному профилю
2.Соответствие возможностей и способностей обучающихся выбранному профилю
3.Уровень овладения учениками общетрудовыми умениями и трудовыми действиями по профилю обучения.
Оценка профессиональных и личных интересов обучающихся по направлению трудовое обучение проводится следующим образом: в начале обучения обучающиеся заполняются анкеты, в которых просматриваются их интересы, соответствие выбранному профилю, а также анализируется интерес к швейному делу. (Анкета №1, Анкета №2),
Поскольку учитель профессионально-трудового обучения отвечает не только за формирование интереса к изучению швейного дела, но и за качество обученности обучающихся по предмету, поэтому тщательно анализирует результаты учебной деятельности каждого обучающегося:
1.Анализ уровней овладения учениками общетрудовыми умениями и трудовыми действиями по профилю обучения по итогам 1 четверти, который просматривается через Карту отслеживания трудовых действий обучающихся. (Карта отслеживания трудовых действий учащихся 5 класса (швейное дело) 20____ - 20 ____ учебный год)
2. Изучение уровней развития в трудовом обучении, показателями развития (критериями) которого являются: самоконтроль, усвоение профессиональных приемов труда, сформированность профессиональных двигательных навыков, работоспособность, понимание объяснения учителя, усвоение технико-технологических знаний, формирование оперативного образа объекта труда, планирование трудовой деятельности.
Каждый критерий имеет свой уровень развития и оценивается по балльной системе.
Вся эта диагностика проводится в 5 классе 3 раза в год:
- Стартовый контроль
- По итогам 1 полугодия
- По итогам года
Анализ педагогической диагностики в период адаптации 5 класса представляется на школьном Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме, который проводится по плану ОУ в течение учебного года.
Педагогами коллегиально обсуждается адаптации пятиклассников, степень овладения учениками общетрудовыми умениями и трудовыми действиями по профилю обучения, отслеживается работа по программе изучения уровней развития в трудовом обучении.
Вся эта информация отражается в дневниках индивидуального сопровождения учащихся.
Период трудовой адаптации в 5 классе – самый сложный и самый важный, так как если этот период завершен успешно, то и направление трудового обучения будет соответствовать возможностям и способностям ребенка, что позволит ему освоить программу профессионально-трудового обучения, успешно сдать экзамен по окончании школы и продолжить профессиональную подготовку по профилю.
Вся эта целенаправленная работа позволяет подготовить выпускников специальной (коррекционной) школы к обучению в профессионально-техническом училище, помогает профессионально определиться, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.
Приложение
Анкета №1
1.Тебе нравится выполнять изделия?
а) да
б) не очень
в) нет
2. Какие изделия делают в этой мастерской?
_________________________________________________________________________________
3. Нравится ли тебе работать на тех машинах и теми инструментами, которые есть в мастерской?
а) да
б) не очень
в) нет
4. Легко ли тебе учиться в этой мастерской?
а) легко
б) трудно
5. Хочешь ли ты и дальше учиться в этой мастерской?
а) да
б) нет
6.Почему ты хочешь учиться в этой мастерской?
а) нравится учитель
б) получу хорошую профессию
в) в этой мастерской легко учиться
Фамилия, имя ученика_______________________________________________
Анкета №2
ФИО_________________________________________________
Ученицы(ка) ____класса Дата рождения_____________
Профессия, о которой мечтаю, хочу приобрести ______________________________________________
Виды занятий, которые мне интересны ______________________________________________________
Пожелания к урокам трудового обучения ____________________________________________________
Карта отслеживания трудовых действий учащихся 5 класса
(швейное дело) 20____ - 20 ____ учебный год.
|
Вид труда
|
|
Тема
|
|
Класс
|
|
Дата
|
|
|
Операция
|
№
|
Фамилия, имя учащегося
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|