Правовое воспитание
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Яхненко Е.П., социальный педагог
КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Это объясняется двумя основными причинами:
- необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения
- степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.
Изучение вопросов по правовому образованию в КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» имеет большое значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации детей имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий, нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.
Изучение права и осуществление воспитательной работы по правовому воспитанию в нашем учебном учреждении начинается с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. С учётом и того факта, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.
В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому обучение детей «азбуке» общественных норм начинается с 1 класса, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах.
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
За период обучения учащиеся должны знать законодательные акты, (которые им адресованы).
- Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России. Работа по правовому воспитанию обучающихся строится по следующим направлениям:
Мое общество
|
Мои права, мои обязанности.
|
Ребенок.
|
Моя семья
|
Здоровый образ жизни
|
|
Социальная роль школьника – нормативный образ поведения, с набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.
Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны педагогического коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с педагогическим коллективом.
Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.
Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой «рост», получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для детей, живущих и обучающихся в нашем образовательном учреждении.
Совместная работа педагогического коллектива учителей, воспитателей, специалистов сопровождения переплетается и составляет органическую часть всей учебно – воспитательной работы школы.
Работа по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья строится на следующих принципах:
- принцип гуманизации, который означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей, любви к окружающей природе, Родине, семье.
- принцип интеграции учебных предметов: материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством, историей, обществознанием и др.;
- принцип комплексности - обеспечение соблюдения следующих направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и др;
- принцип гражданственности.
Задачи, которые ставит администрация школы перед социальными педагогами, классными руководителями, воспитателями способствуют:
- ознакомлению учащихся с правовыми актами государства;
- воспитанию уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
- привитию навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
- усвоению основных норм, касающихся прав ребенка, формированию умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
Главная роль в деле формирования нравственных качеств личности подростка отводится детской организации. Это сборы, общешкольные линейки, летние оздоровительные лагеря, участие в районных и краевых мероприятиях. Формами реализации поставленных задач служат - наблюдения, беседы (проведение индивидуальных бесед о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения) экскурсии, встречи с людьми различных профессий, ролевые игры, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, встречи с работниками правоохранительных органов.
Значительная роль в деле правового обучения и воспитания учащихся отводится работе школы и общественности с семьей.
В работе с семьей классный руководитель и воспитатель налаживают контакты с родителями, но при возникновении проблем к работе подключается социальный педагог, психолог. Постоянно под контролем социального педагога находятся неблагополучные семьи, а также учащиеся и их родители, которые состоят на учете в различных субъектах профилактики.
Организация в школе - интернате систематической работы по формированию правовой культуры обучающихся и их родителей, требует дальнейшего расширения круга знаний:
- о правовых нормах и ответственности за их несоблюдение,
- развития у учащихся гражданской и социальной ответственности,
- по профилактике «вредных привычек» и правонарушений,
- по просветительской работе с обучающимися и их родителями.
Процесс воспитания приводит к успеху лишь в том случае, когда он непрерывен и основан на принципе единого педагогического подхода, тесной взаимосвязи специалистов и педагогов образовательного учреждения.
|