Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья к обучению в среднем звене школы-интерната

Адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

к обучению в среднем звене школы-интерната

 

Полухина Ю.В., педагог-психолог

КГОБУ «Елизовская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

Переход из начальной школы в среднюю – это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряжённых с большой психологической нагрузкой. Не каждый ребёнок с лёгкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения.

 

Свидетельством дезадаптации к условиям обучения в пятом классе является снижение интереса к учению и успеваемости, появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушение во взаимоотношениях со сверстниками. Именно в пятом классе осуществляется переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями-предметниками. Расставание с первым, любимым учителем огорчает детей. У них ломаются привычные стереотипы, становится неустойчивой самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажутся для ребёнка также большой неожиданностью. Поэтому действия учителей должны быть согласованны, чтобы детям было несложно привыкнуть к разнообразию требований по разным предметам. Педагоги относятся к пятикласснику как к сформированному школьнику, поэтому должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребёнок осознает это. В период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в пятом классе, необходимо:

  • учитывать психологические особенности 10–11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребёнок перешёл в пятый класс;
  • анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

 

Таким образом, переход со ступени начального образования на основную должен стать предметом психолого-педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива в целом и педагога-психолога в частности.

 

Система работ педагога-психолога в этот переломный момент охватывает не только обучающихся, но и педагогов, так как основная цель  адаптационного периода – обеспечение плавного, постепенного нетравматического перехода учащихся из начальной школы в основную, что невозможно без комплексного сопровождения.

 

Особо остро этот вопрос стоит в школах для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, так как умственная отсталость нарушает адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга, которое характеризуется дефицитарностью познавательной и эмоционально-волевой сферы.

 

Восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и тогда, когда анализаторы сохранены, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Особенности восприятия и ощущения умственно отсталых детей изучали В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф, К.И. Вересотская, И.М. Соловьев и др. Результаты их исследований показали, что главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым детям требуется больше времени на восприятие любого предмета. Их восприятием необходимо руководить, им требуется постоянное побуждение.

 

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Исследование В.Г. Петрова, Б.И. Пинского, И.Н. Соловьева, Ж.И. Шиф и др. показали, что все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

 

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с памятью и ее особенностями развития у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у этих учащихся имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.

 

При изучении адаптации к школьным условиям и требованиям большое внимание уделяется анализу эмоциональных проявлений.  

 

Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и недоразвитием. Эмоции детей недостаточно дифференцированы: переживания примитивны, полюсны (дети испытывают удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных, тонких оттенков переживаний почти нет). Эмоции часто неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике. Свои эмоциональные проявления учащиеся не контролируют. Дети с нарушением интеллекта затрудняются в понимании эмоций людей, сложные эмоции социально-нравственного характера остаются им недоступны.

 

В процессе учебной деятельности у школьников с нарушением интеллекта формируются познавательные интересы. Для них в первый год обучения в школе свойственно почти полное отсутствие интересов или же их интересы неглубоки, односторонни, неустойчивы. К средним классам у учащихся формируются познавательные интересы. Одним из основных компонентов личности, который обеспечивает социальную адаптацию человека в обществе, является самооценка. У школьников с нарушением интеллекта наблюдается неадекватная самооценка, которая проявляется в неправильной оценке своих возможностей, в неспособности критически оце­нить свои поступки. У детей с нарушением интеллекта имеет место как завышенная, так и заниженная самооценка.

 

У школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушены волевые процессы. Многие школьники безынициативны, не могут са­мостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее определенной цели. Для детей характерны непосредственные, им­пульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека, повышенная внушаемость.

 

Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребёнка. Тревожность – форма психоэмоционального неблагополучия, которая свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и делать всё для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация ребенка к социальной среде.

 

Особенности психического развития школьников с нарушением интеллекта, возрастные изменения, связанные с перестройкой организма ребенка, существенно затрудняют развитие и установление нравственно приемлемых отношений.

 

Ввиду всех вышеперечисленных особенностей целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс как детей с нормой, так и детей с ОВЗ уже в четвёртом классе и продолжать в пятом. Все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.

 

Первым шагом на пути оказания психологической помощи является изучение актуального состояния и развития учащихся. По результатам диагностики определяются группы детей, нуждающихся в той или иной психолого-педагогической помощи, а также разрабатываются конкретные рекомендации, как для педагогов, так и для родителей. С этой целью в октябре - феврале проводится психодиагностическое обследование учащихся пятых классов. Целью психодиагностического обследования является изучение особенностей психологической адаптации учащихся пятых классов к обучению в среднем звене школы-интерната, выявление актуальных трудностей детей. Основные задачи исследования:

- изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;

- изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения учащихся;

- выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;

- подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешной адаптации пятиклассников.

 

В ходе обследования в течение 2014-2015 учебного года были использованы следующие методики:

- тест школьной тревожности Филлипса по изучению психоэмоционального состояния пятиклассников, как по определению уровня общей школьной тревожности, а также в различных ситуациях связанных со школой;

- анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой по изучению школьной мотивации и познавательной активности учащихся;

- методика «Дерево» для оценки психологического самочувствия ребенка в детском коллективе;

- «Социометрия»  с целью изучения межличностных отношений в группе.

Особенность проведения диагностики детей с ОВЗ состоит в индивидуальной работе с каждым учеником, с получением от него обратной связи по поводу понимания им вопросов предложенных ему методик.

 

Обследование проводилось в октябре 2014г. и в феврале 2015 года. По результатам данного исследования был сделан количественно-качественный анализ результатов и составлены психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей.

 

Исходя из полученных данных отмечено значительное снижение уровня школьной тревожности на 21,9%. На конец февраля 2015 года уровень школьной тревожности как общий, так и по отдельным параметрам у большинства  обучающихся находится в пределах нормы (85,8%).

 

Особое место по изучению адаптации школьников занимают вопросы мотивации учебной деятельности, положительного отношения к школе и урокам, к педагогам, познавательной активности. С этой целью учащимся предлагалось ответить на десять вопросов анкеты Н.Г.Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующие им. По результатам исследования было установлено пять основных уровней школьной мотивации. Высокий уровень развития выявлен у 21,3% пятиклассников. У этих учащихся наблюдается положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти учащиеся легче, по сравнению с другими учащимися, усваивают учебный материал, полно овладевают программой, внимательно слушают указания учителя, выполняют поручения без внешнего контроля, проявляют интерес к самостоятельной работе, занимают благоприятное статусное положение в классе. Хорошая школьная мотивация наблюдается у 42,6% обучающихся. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. Положительное отношение к школе, но школа привлекает их больше внеучебными сторонами выявлено у 35,5% учащихся. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Иногда наблюдается изоляция или отвержение ребёнка от учебного коллектива. Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям было рекомендовано учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большей степени зависит учебная мотивация:

- направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;

- интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нём;

- потребность и возможность в самовыражении;

- принятие и одобрение значимыми людьми;

- осознание значимости происходящего для себя и других;

- потребность в социальном признании;

- наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

- исключение на уроке замечаний детям, морализаций и нравоучений;

- учёт психического состояния детей, в том числе и настроения.

 

Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребёнка, большое внимание уделяется анализу взрослыми своих педагогических установок. Если же негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то основной акцент ставится на развитие у детей навыков общения и разрешения конфликтных ситуаций.

 

Что касается структуры межличностных отношений в классе, существенных изменений в социометрическом статусе не произошло. По результатам теста «Дерево» у большинства детей адаптация прошла успешно, состояние оценивается как комфортное. В классах преобладают учебно-познавательные мотивы. Отношение почти всех детей к школе и учителю положительное. Эмоциональное состояние детей также находится в пределах нормы. Дети в классах достаточно доброжелательные и общительные. Уровень  сплоченности в классах средний. В целом  можно отметить, что образовательная среда учебного учреждения является для детей достаточно комфортной.

 

Несмотря на положительную динамику работы, при качественном анализе всех методик, положение одного ребенка можно отметить как неблагоприятное. Трудности адаптации подростка могут быть связаны как с переменой места обучения, так и  с его личностными характеристиками, такими как низкий уровень развития эмпатии, недостаточно развитые коммуникативные навыки, незрелость эмоционально-волевой сферы.

 

Классный руководитель, воспитатели и родители немедленно были проинформированы о результатах диагностического исследования. На заседании школьного ПМПК были разработаны стратегии индивидуального сопровождения, пути решения проблем обучения и личностного развития учащегося. Для данного ребёнка было решено создать максимально комфортные условия, при которых он будет иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Проводятся занятия с психологом на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности. Для коррекции эмоционально-негативного состояния, которое сопровождается мышечным напряжением, применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработ­ку способности к расслаблению мышц в состоянии по­коя, снятию в них локального напряжения. По результатам обследования в марте 2015 года была отмечена положительная динамика в стабилизации эмоционального состояния ребенка, что было отмечено его родителями и педагогами.

 

Таким образом, только при условии систематической диагностической, коррекционно-развивающей, информационно-просветительской работы, совместной работы с родителями, ребёнок с умственной отсталостью может успешно адаптироваться к новым условиям обучения в среднем звене школы-интерната, а впоследствии, адекватно реагировать на изменения в жизни общества.

 

 

 

Используемая литература

  1. Давыдова В.В. Психологическое развитие младших школьников. – М.: Академия, 1990. – 192с.
  2. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе./ Е.Г. Коблик. Первый раз в пятый класс. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.
  1. Лукьянова М.И., Пантелеева В.Г. Проблемы адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Вып.III. – Ульяновск, 1998. – 387с.
  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вох­мянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
  3. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. –  М.: Академия, 1998. – 128 с.
  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе(5-6 классы) 2-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 207с.

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн