Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Калиновская Наталия Алексеевна, учитель-логопед
КГОБУ «Елизовская школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Современные процессы новообразований, связанные с реформированием отечественной системы специального образования и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции делает, как никогда, актуальным обновление содержания, методов обучения и достижение нового качества результатов.
Концепция Специального Федерального государственного образования определяет диапазон требований к содержанию специального образования и предполагает его вариативность в соответствии с возможностями детей разных категорий и их индивидуальными особенностями. Исходя из этого, сегодня есть возможность выбирать и конструировать учебно-воспитательный процесс по любой модели, используя возможности современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур. Его содержание наполняется теми задачами, которые необходимо решать с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, обеспечивая тем самым успешность освоения им образовательной программы учебного учреждения и его последующую успешную социализацию.
Необходимым условием для реализации коррекционно-образовательного процесса в настоящее время становится интегративный подход. Важно, чтобы специалисты специальных учебных учреждений ориентировались не только на диагностику и коррекционно-развивающие занятия, но и на тесное сотрудничество друг с другом.
Оказание совместного коррекционно-развивающего воздействия способствует формированию коммуникативных навыков на основе личностного развития ребенка.
Актуальность такого взаимодействия отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуемому с 1 сентября 2016 года.
Основные цели взаимодействия:
-обеспечение коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка;
-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей при использовании интегрированного подхода для коррекции имеющихся нарушений.
В систему сопровождения входят основные направления интеграции:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее.
Единство диагностики и коррекции позволяет создать оптимальные условия для оказания комплексного междисциплинарного педагогического воздействия.
Основу такого взаимодействия определяют следующие принципы:
-системность, учитывающая взаимосвязанность, взаимозависимость и взаимообусловленность всех компонентов;
-комплексность (взаимодополняемость);
-соответствие возрасту и индивидуальным возможностям;
-адекватность предъявляемых ребенку в процессе занятий требований и нагрузок;
-постепенность и системность – следование от простых и доступных заданий к более сложным;
-индивидуализация темпа работ.
Планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми с интеллектуальной недостаточностью, педагоги ориентируются в большей степени не на возраст, а на психофизические возможности детей с учётом основополагающих факторов обучения и воспитания детей с ОВЗ. Также при взаимодействии всех специалистов обеспечивается индивидуально-дифференцированный подход с созданием специальных условий в соответствии с их особенностями и развитием творческого потенциала каждого обучающегося.
Как показывает наш опыт работы, при таком комплексном взаимодействии в совместной продуктивной деятельности всех специалистов с учетом психофизических возможностей детей, каждый ребенок получает необходимую помощь, раскрывающую его возможности, что позволяет интегрировать его в общество и обеспечивает дальнейшую успешную социализацию.
|