Методическая разработка «Рисование элементов Хохломской росписи»
Цель: познакомить детей с Хохломской росписью, учит расписывать предметы быта элементами Хохломской росписи.
Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.
Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образовательных учреждений, педагогами художественных школ, руководителями кружков и различных студий, а также родителями в домашних занятиях с детьми.
Для начала работы необходимо иметь:
• краски гуашевые желтого, красного, зеленого и черного цветов;
• кисти беличьи № 2 и № 3;
• банку с водой;
• мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;
• листок белой плотной бумаги или белую мелкую тарелку без узоров, которая будет служить палитрой.
УЗОР "ТРАВКА"
Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка».
В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы «травки»:
«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением;
«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;
«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«Кустик» — это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
"Подарок для Мишутки"
Детям предлагается самостоятельно придумать и украсить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.
Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, а затем самостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выполненную мастером. Праздничный и торжественный колорит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.
Детям предлагается самостоятельно придумать и украсить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.
ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ
Цель занятия — постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов.
Сначала дети упражняются в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля» — «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных «кустиков». Плавное течение ведущей линии — «криуля» подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание
Узор "Листочки"
В хохломском узоре «листочки» кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый.