Методическая разработка «Рисование элементов Гжельской росписи»
Submitted by Наталья Викторовна Щукина on Tue, 08/12/2015 - 19:55
Методическая разработка «Рисование элементов Гжельской росписи»
Цель: развитие профессионализма по рисованию гжельской росписи.
Задача: рассказать о приемах и методах рисования элементов гжельской росписи
Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называют «Гжель», по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Всего одна краска… а какая нарядная и праздничная получается роспись!
Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
Давайте рассмотрим элементы росписи, которые можно предложить рисовать детям. Им их будет легко и интересно рисовать.
Рисуется гжель акварелью. На доске висят заранее приготовленные элементы гжельской росписи.
Дуги
Круги
Точки
Лапки
Линии
Ломаная линия
Дугообразная линия
Роза двух видов. (мазок с тенью)
Попробуйте их назвать (рассматриваем и называем).
А теперь послушайте, как правильно рисовать. Нужно отступить немного местечка, с пальчик и провести ломанную линию сверху. Затем рисуем над ней элемент «лапки» - вертикально, влево и вправо. По центру чередуем круги и точки. Внизу опять ломанная и «лапки». Предложить детям два разных варианта на выбор, какой больше понравится.
Знакомим детей с элементом – гжельская роза и украшаем тарелку. Посмотрите, роза состоит из лепестков. Лепесточек похож на дугу. Одного ли цвета лепесток? Нет. Светлее и темнее. Это мазок с тенью. Послушайте, как нужно рисовать такие лепестки.
Сначала рисуем дугу. Промываем кисть, просушиваем и затем проводим кистью по краю дуги, слегка размывая краску. Желательно предложить детям сначала попробовать на тренировочном листе нарисовать разные дуги. А затем можно рисовать саму розу в центре тарелочки. Начинать надо повыше середины, чтобы роза получилась в центре. Рисуем одну дугу, размываем, затем другую и т.д. После того, как нарисовали розу, украшаем тарелку любым орнаментом. Можно провести по кругу как ломанные линии, так и дугообразные.
На другом занятии будем украшать гжельской росписью кувшин. Посмотрите в центре у меня роза другого вида. Здесь дуги идут вертикально. Нужно напомнить детям, как мы уже рисовали розу. Путем размывания краски. И на этой розе добавлены тычинки. Рисуем розу в центре кувшина. А затем украшаем любым орнаментом. Можно напомнить детям, показав 2 узора в полосе с прошлого занятия.
Вот мы разобрали занятия по гжельской росписи, теперь мы сможем просто мастерски провести их с детьми.