Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социальному миру в подготовительной к школе группе № 14 Тема: « Не красна изба углами, а красна пирогами».
Submitted by Вера Викторовна Маслова on пн, 30/11/2015 - 15:38
Тема: « Не красна изба углами, а красна пирогами ».
Цель: Знакомить детей с традиционно - бытовой культурой русского народа (мини - музей: русская изба, печь), малыми фольклорными формами (пословицами).
Задачи:
Развивать у детей интерес к бытовой культуре русского народа. Закрепить знания детей малых форм устного народного творчества ( пословицы), умение применять их в речи соответственно ситуации, объяснять и понимать их значение.
Формировать представление детей о профессии печника, хлебороба, мельника.
Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к народным культурным традициям.
Планируемые результаты: проявляет интерес к традиционно - бытовой культуре русского народа, к посещению избы, малым фольклорным формам, свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками, владеет диалогической формой речи.
Материал: игрушки , зерно : пшеницы , кукурузы, мука, клубок ниток , картинки с изображением предметов , этнокарты « В гостях у русских людей», пироги , самовар.
Мальчик и девочка в русском - народном костюмах , имитируя ворота
встречают детей идущими парами друг за другом словами :
- В золотые ворота проходите, господа , но только тот пройдёт , кто
пословицу назовёт.
Пара, назвавшая пословицу , проходят в открытые ворота (руки вверх),
перед следующей парой ворота закрываются (руки вниз), пока дети не
выполнят задания. Прошедшие в ворота встают в круг.
Дидактическая игра « Клубочек - назови ».
Воспитатель:
Молодцы, много пословиц знаете о труде, о дружбе, а кто их придумал? Дети: Русский народ.
Воспитатель:
Пословица это краткая народная мудрость, его устное творчество, наш народ очень талантлив и мудр и придумал много других
форм устного народного творчества, которые мы часто применяем в играх, назовите их, передавая друг другу клубок ниток. Воспитатель: Пословица. Дети :
Поговорка , считалка , небылицы, дразнилки , скороговорки, чисто- говорки, загадки , частушки, потешки ,заклички , песенки, сказки и т.д. Клубок возвращается к воспитателю , дети стоят в кругу объединённые одной нитью .
Гимнастика для глаз
Воспитатель:
Поднимете все вместе нитку вверх, посмотрите, у нас получился круг, опустите вниз, посмотрите, клубочек, объединил всех нас вместе. Дети:
Мы стали рука в руке. Вместе мы - большая сила!
И никто один не будет, и Ксюша с нами, и Вика, и Саша, и Лёша, и Кира и народная мудрость с нами. Один за всех и все за одного! Воспитатель:
Приглашаю вас ребята в мини музей русской избы. Присаживайтесь на лавочку поближе к русской печке о ней и разговор поведём. Все вы любите русские народные сказки, вспомните какими словами они начинаются? Дети:
Жили - были дед, да баба, а жили они в такой избе ( раньше так дом назывался). Воспитатель:
Жили дед с бабой, не тужили, печь русскую топили, хлеб в ней пекли, щи да кашу варили. Дом без печки - нежилой дом - в народе говорили. Для чего же нужна была печь? Дети:
Печка людей обогревала , кормила, лечила, и русский народ ласково называл её « кормилица , матушка-». Воспитатель:
На улице мороз, а в избе жарко от протопленной печки тепло и уютно. Детишки влезали на печь , а бабушки рассказывали им сказки долгими зимними вечерами . Русский народ наделил печь волшебством .В каких сказках происходят чудеса с печкой? Дети: Гуси- лебеди , Емеля , Двое из ларца, Колобок.
Воспитатель:
Молодцы ребята , много сказок знаете, где происходят чудеса волшебной
печью ? А кто создавал это чудо - печь в деревянной избе ?
Дети:
Печник.
Воспитатель:
Печник, самая уважаемая профессия в деревне и в наше время от его
мастерства зависило , как печь будет сложена . Хорошая печь - не дымит,
мало дров сжигает , тепло на долго сохраняет , пироги румянее печёт.
Когда в печи жарко - тогда и варко.
Заговорились мы тут , а вот хозяюшки - Марьюшки не видно .
В это время появляется из - за печи девочка подметая пол веником , да
приговаривая :
-Долог день до вечера , коли делать нечего.
Пчела мала, и та работает.
Порядок время бережёт. Хозяюшка - Марьюшка :
Ой, здравствуйте гости дорогие , гостям всегда я рада .
Воспитатель:
Марьюшка , проголодались ребятки , не угостишь ли ты нас пирогом
румяном?
Марьюшка :
Я бы рада вас угостить , гости дорогие ,да вот мука у меня закончилась, к
мельнику Никите идте надо.
Воспитатель:
Показывай дорогу Марьюшка , а чтоб не скучно в дороге было вспомним
любимые пословицы и прибаутки хлебороба.
Физминутка
Землю красит солнце, а человека труд.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать ,
Будем рожь молотить.
Что посеешь, то и пожнёшь
Малых деток кормить
Что посеешь, то и пожнё.шь,
Что пожнёшь, то и смолотишь,
Что смолотишь ,то и смелишь,
Что смелишь,то и съешь. (Дети выполняют движения согласно тексту).
Не печь кормит, а руки,
Не котёл варит , а стряпуха,
Не топор тешет , а плотник,
А муку нам смелит мельник.
Марьюшка:
Здравствуй, Никита - мельник.
Мельник:
Здравствуйте люди добрые.
Марьюшка:
Никита - мельник, пришли мы к тебе за мукой, пирогов хотим испечь румяных.
Мельник: А муки - то у меня нет. Марьюшка: Как, мельник и без муки? Мельник:
Беда у меня приключилась, не доглядел я завелись мыши на мельнице, погрызли мешки с зерном, всё зерно смешалось. Как теперь муку - то смелешь, здесь и пшеница и кукуруза? Воспитатель:
Твоя беда мельник поправима. Посмотри, сколько у тебя помощников. Обращается к детям: ( Саша, Вика, Кира). - Поможем мельнику? Дети: Да поможем. Воспитатель:
Переберите зерно, отделите кукурузу от пшеницы. Дети:
Глаза страшатся, а руки делают, гласит народная мудрость. ( Начинают перебирать зерно). Воспитатель:
А вам задание найти на карточке предмет и по предмету узнать и назвать пословицу. Дети называют пословицы.
Пока мы играли Кира, Саша, Вика зерно перебрали. А теперь на надо помочь мельнику смолоть муку.
Чу- чу- чу - я зерно молочу ( дети стучат кулаками друг о друга) Чу- чу- чу - жернова кручу (потирают ладони вращающими движениями) Чу- чу- чу - муку получу (щелкают пальцами) Дети:
Мельник крыльями машет в дали, Будет мука, чтоб пирог испекли. Воспитатель:
А какая мука у нас получилась из пшеницы? Дети:
Пшеничная. Воспитатель:
А какая мука у нас получилась кукурузы? Дети:
Кукурузная. Воспитатель: А какая мука у нас получилась из овса?
Дети:
Овсяная. Воспитатель:
А какая мука у нас получилась из ржи?
Дети:
Ржаная.
Воспитатель:
Молодцы ребята. Мельник:
Готова мука для вашего пирога.
Марьюшка:
Спасибо - Никита Мельник, приглашаем и тебя в гости на пирог.
Мельник:
Спасибо, за приглашение, давненько я в деревне не был, забыл, как она
выглядит.
Воспитатель:
Никита мельник наши ребята умеют быстро собирать пазлы из этнокарт,