Занятие по теме "Авторская глиняная игрушка" (реализация творческих идей)
Форма занятия: групповая (разделить группы согласно интересам обучающихся)
Год обучения : второй
Возраст детей: 8-11 лет
Вид творчества: керамика
Сложность: средняя
Время работы: 2 часа
Лепка : 2 часа.
Роспись: 2 час.
Время сушки и обжига не учитывается ( приблизительный интервал между мастер классом по лепки и росписи зависит от процесса сушки изделия. После намечается обжиг .Время обжига 9 часов + равное количество часов на остывание печи.)
План занятия:
- Организационная часть.
- Беседа о творческом подходе и поиске индивидуального стиля лепки и росписи авторской глиняной игрушки.
- Объяснение последовательности выполнения лепки и росписи.
- Постановка задачи по изготовлению оттиска изразца.
- Практическая работа.
- Защита проекта
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
-
Проблемы, с которыми сталкиваются дети в учебной деятельности:
-
индивидуализм (отсутствие склонности действовать,думать и поступать сообразно мнению большинства.)
-
повышенная чувствительность
-
повышенная требовательность и нетерпимость (стремление добиваться совершенства в выполнении деятельности)
-
ощущение собственной неполноценности ( стрессовые ситуации от неудачи)
-
дефицит общения
-
Решения проблем :
-
благоприятная атмосфера (положительный климат в аудитории)
-
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации при работе в группе
-
разрешение конфликтов (создать зону совместной деятельности детей для решения поставленных задач )
-
психологическая поддержка (статегия поощрения должна быть сдержанной,необходимо приучать к мысли о возможности появления неудач)
-
благоприятное условие социальной самореализации и саморазвития (общественное одобрение)
Направленность среды на:
Ориентация на ребёнка, как главную ценность
- Развитие индивидуальности
- Побуждение творческого потенциала
- Стимулирование к самостоятельному решению проблем
Принципы среды:
Создание учебной ситуации, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции обучаемых. Для этого необходимо:
- представление содержания в виде разноуровневых личностно ориентированных задач ,
- «открытие» нового знания,
- усвоение содержания в условиях диалога,
- индивидуальная, групповая работа,
- контроль, самоконтроль,
- повторение и закрепление ранее изученного материала.
Цели занятия:
Создание условий заинтересованности ,увлеченности,эмоциональных переживаний у художественно одаренных детей .Помочь детям полюбить искусство керамики,познакомить их с особенностями и свойствами различных ее видов. Оказать помощь воспитанникам в развитии в себе способности мыслить рационально,эффективно .Проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Подача нового материала,принципы поиска информации в сетевых контентах и работа с ней,алгоритм составления проекта,что такое проектная деятельность,для чего она нужна.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся в процессе выполнения лепки и росписи авторской глиняной игрушки.
Задачи урока для преподавателя:
Образовательные:
Познакомить учащихся с особенностями индивидуального стиля лепки и росписи игрушки посредством уточнения эскизного варианта, образа игрушки, подбора различных выразительных средств ( свободный выбор деятельности, согласно склонности возможности ребёнка. Дети,умеющие вычислять главное,обладающие аналитическим ,по строительным мышлением выполняют деятельность по структуре проекта. Любящие делать руками — выполняют художественное оформление проекта. Использование метода индивидуального подхода,ненасилие обучения).
Закрепить технику росписи глиняной игрушки мелкими деталями.
Отработать технические приемы росписи в оживке, обводке, травном мазке, заливке.
Воспитательные:
Пробудить интерес к самостоятельному творческому поиску способов художественного воплощения замысла авторской работы.
При организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности,инициативности и в определенной мере ответственности самих учащихся.
Мотивация занятия:
- получение нового знания
- удовлетворение интереса и любознательности
- удовлетворение от собственной самостоятельной работы
- получение результата (продукта)
Развивающие ( технология проблемного обучения):
Развить творческий подход к выполнению всех этапов в работе над авторской игрушкой.
Развить самостоятельный подход в выборе выразительных средств лепки и росписи авторской игрушки.
Научиться заниматься творческой деятельностью индивидуально,в коллективе и с коллективом.
Задачи урока для учащихся:
Образовательные:
Усвоить этапы лепки и росписи глиняной игрушки.
Овладеть техническими приемами росписи глиняной игрушки.
Воспитательные:
В процессе поисковой деятельности творчески и самостоятельно подходить к решению задачи лепки и росписи, внести индивидуальный стиль в работу.
Развивающие:
Научиться использовать полученные знания и умения в самостоятельной творческой работе. Применить технику исполнения лепки и росписи, композиционные приемы в своей авторской творческой работе.
Художественно-эстетическое:
Основы создания художественных образов.Знакомство с образами авторских игрушек.
Ценностно-смысловые:
Поиск содержательной части изобразительного произведения,анализ произведения.
Социальное взаимодействие:
коллективное творчество,создание общего проекта,разделение функций.
Работа над проектом:
Использование умственного потенциала,информационных технологий,печатных средств ( распечатка эскизов и технологических карт),расходного материала ( глина,краски,картон ,фактуры и прочие принадлежности необходимые для выполнения проекта)
Зрительный ряд:
Карточки и таблицы этапов работы над авторской глиняной игрушкой.
Фотографии авторской глиняной игрушки преподавателя и учащихся.
Образцы авторской глиняной готовой игрушки преподавателя и учащихся.
Виды деятельности для учащихся:
- проектная деятельность,творческие задания (создание образов с использованием разнообразных техник ранее изученного материала)
- поисковая работа ( поиск материалов по содержанию выбранного проекта с использованием разнообразных источников)
- получение нового опыта (создать оптимальные по трудности проекты для развития одаренности)
- удовлетворение интереса и любознательности
- научиться заниматься творческой деятельностью индивидуально,в коллективе и с коллективом ( создание общего проекта,разделение функций)
- мозговой штурм (умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.)
Технологический компонент:
Используются средства и методы личностно-деятельностног подхода: ,
Педагогическим условием и методом для развития одаренности является ,создание проблемной учебной ситуации,которая является предельной для познавательных и личностных возможностей ребенка. Стимулируются скрытые линии развития и происходит само испытание человека в его субъективности,умений быть самостоятельными,инициативными,активными,способными полагаться на свои собственные внутренние ресурсы. При положительном развитии ситуации состояние микрокризиса приводит к формированию качественно новых познавательных и личностных позиций и как следствие ,к активному эффекту в развитии одаренности. Инициируется самоорганизация,выход в новое качество,осуществляется коррекция собственного развития.
- личностно-деятельностный компонент (центр - личность ребенка, обеспечение реализации природных потенциалов, разностороннее, свободное и творческое развитие через различные виды деятельности).
- предметно-пространственный компонент(доступность ИКТ,комфортная среда,наглядность подачи информации.)
- социальный компонент (коммуникационная деятельность,исследовательская деятельность,социальная деятельность)
Этапы технологического компонента:
- этап предварительного сбора информации (исследовательская деятельность)
- этап создания образа
- самостоятельная работа
- этап презентации
- этап рефлексии
Критерии эффективности:
- умение самостоятельно решать задачи от этапа осознания проблемы и целеполагания до этапа оценки конечного результата
- высокий уровень социализации
- высокий уровень самоорганизации (самомотивация, собственно организация, самоконтроль)
- овладение навыками и приемами изготовления декоративно-прикладных объектов
Предметно-пространственное окружение:
ППО должно быть комфортно и эстетично. В нем должна быть продумана и реализована система интуитивно понятной навигации и использованы достижения современных технологий (с учетом специфики детского объединения). Должны быть представлены образцы изделий, изготовленных как самими учащимися, преподавателем и признаными мастерами, так и предметы народных промыслов. Дипломы и грамоты победителей совревнований.
Материалы и оборудование:
1.Глина.
2.Шликер
3.Стеки для лепки, скалка, поролоновая губка, канцелярский нож.
4.Пищевая пленка
5.Кусочек кружевной тесьмы, мешковина, или другая фактурная ткань
6.Заготовка в форме кота. Выполнена из картона, склеенного в несколько слоев для необходимой толщины.
7.Печь.
|