Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Строение и работа сердца.

Размещено: Елена Петровна Бельских - ср, 01/07/2009 - 07:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бельских Е.П., Карпук Т.С., Волохова О.С.
Место работы, должность: 
г. Хабаровск ГСОУ школы - интернат 3-4 вида
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
раскрыть причины движения крови и лимфы, продолжить формиро¬вание знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями; сфор¬мировать понятия кровяное давление и пульс, объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных крове¬носных сосудах, нервные и гуморальные влияния на сосуды; научить учащихся оп¬ределять пульс.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Н.И. Сонин. Биология. " ЧЕЛОВЕК". 8 класс. М.: Дрофв.2006 год

Используемое оборудование: 

таблицы «Кровеносная система», «Схема кровообращения», кар­точки с тестами, компьютер, интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

1. Интерактивные плакаты. " АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА"

2. 1 С : школа. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА,

Краткое описание: 
Механизм работы сердца, причины движения крови в организме.

 

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний ,
Учащимся предлагается ответить на вопросы по фрагменту  ЦОРА :  Интерактивные плакаты АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА"
1.Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения?
2.Какие изменения происходят с кровью при движении ее по большому кругу кровообращения?
3. В какие два крупных сосуда собирается кровь от внутренних органов?
3. Изучение нового материала
Тема нашего урока сегодня тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления, движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека. Чтобы ответить на этот вопрос предлагаем  провести лабораторный практикум : 
 Ход   работы.
1. Зажмите артерию в точке а и остановите дви­жение крови на участке «в - а». Ощущаете ли вы
пульс?
2. Теперь зажмите артерию в точке «в». Останови­лось ли движение крови в этом случае? Ощущаете ли вы пальцами колебательные движения стенки артерии?
3.   По данным наблюдениям сделайте выводы: зависит ли пульсовая волна от движения крови?
 
После выполнения работы и обсуждение её результатов учащимся предлагается   просмотреть фрагмент ЦОРА: Образование пульсовой волны при сокращении сердца и распространение ее на стенки сосудов до лучевой артерии.
 
Вывод учащихся:. Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от отсутствия или наличия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только оста­навливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий.
 
У нас появилось новое понятие « ПУЛЬС» - частота сердечных сокращений. За одно сокращение выбрасывается порция крови- 50 г. Из сердца кровь в органы идёт по артериям. А к сердцу направляется по венам.
Далее учитель предоставляет дополнительную информацию о том, что  кровь нагнетается в кровеносное русло благодаря сокращениям сердца и начина­ет движение по сосудам кровеносной системы. Движение крови подчиняется зако­нам гидродинамики, хотя в организме эти законы приобретают новое, более слож­ное содержание. Движение крови по сосудам изучает наука гемодинамика («гемо» - кровь).
Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вер­нуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии рас­тягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой стру­не или на поверхности воды от брошенного в нее камня.
Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название ар­териального пульса. Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи по­верхности тела (например, у запястья), положить палец.
Измерять частоту, ритмичность пульса люди научились задолго до того, как стало известно его происхождение. Первые упоминания об измерении пульса у человека датируются III тысячелетием до нашей эры, когда китайский император Хоам-Ту с при­дворным врачом использовали регистрацию пульса для постановки диагно­за. Простота измерения пульса (не нужно никаких приборов, кроме секундомера) делает его одним из основных показателей здоровья и в настоящее время.
 
Теперь посмотрим, как работает наше сердце. Учащимся предлагается просмотреть фрагмент ЦОРА :
Работа клапанов во время сердечного цикла
 
Общие выводы по уроку :
1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами.
2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем 'и сопротивле­ния, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения.
3. Давление крови зависит от ряда факторов, например, от количества циркулируемой крови, работы сердца и является одним из важных показателей состо­яния сердца и кровеносных сосудов.
4. Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капил­лярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ между клетками тканей и кровью.
5.Деятельность сердечно-сосудистой системы осуществляется как
нервными, так и гуморальными механизмами регуляции.
 
Вывод дополняется просмотром   ЦОРа ::Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов
 
4. Закрепление материала
В предлагаемом перечне утверждений выберите правильные и выпишите цифры, под которыми они записаны.
1. Функции циркулирующей крови: транспортная, регуляторная, защитная.
2.. Сердечная мышца не может стимулировать сокращение сердца.
3. Сердечная мышца имеет строение, идентичное скелетным мышцам.
4. Толщина стенок предсердий и желудочков одинакова во всем сердце.
5.. Предсердия - это нижние камеры сердца, получающие кровь, возвращающу­юся из малого круга кровообращения.
6. Самый крупный кровеносный сосуд - аорта.
7. Сердечные сокращения регулируются только с помощью импульсов, возни­кающих в самом сердце.
8. Систолическое давление - это артериальное давление в момент расслабле­ния желудочков.
9. Максимальная скорость движения крови создается в аорте и артериях.
10. Пульс - это ритмичные колебания стенок вен, возникших благодаря изме­нениям давления в сосудах в ритме сокращения сердца.
11. Адреналин - гормон, расширяющий сосуды.
12. Хеморецепторы - рецепторы, воспринимающие давление крови в стенках аорты и сонных артериях.
13. Движение крови в венах обеспечивается низким давлением, деятельностью скелетных мышц и наличию карманообразных клапанов. .
 
 
5. Итог урока.
 
6.  Домашнее задание: ответить на вопросы к параграфу. Термины.
Прикрепленный файл Размер
ЗАДАНИЕ.doc 106.5 Кбайт
Образование пульсовой волны при сокращении сердца и распространение ее на стенки сосудов до лучевой артерии.swf 2.15 Мбайт
Работа клапанов во время сердечного цикла.swf 36.73 Кбайт
Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.swf 326.75 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Татьяна Викторовна Епифанова

На: Строение и работа сердца.


Елена Петровна эдравствуйте! Очень приятно было познакомиться с вашей наглядной мастерской урока! Логично.


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн