Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие 3 уровня.
Submitted by Ирина Анатольевна Нестеренко on Sat, 21/11/2015 - 09:34
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие 3 уровня.
Нестеренко Ирина Анатольевна, учитель – логопед КГОКУ «Камчатская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель: формирование лексико – грамматической стороны речи на основе лексической темы «Мебель».
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать и активизировать предметный словарь по теме «Мебель»;
- закрепить знания о предметах, относящихся к мебели (названия, отдельные части) и само обобщающее слово «мебель»;
- совершенствовать грамматический строй речи: закреплять предложно – падежные конструкции; закреплять окончания существительных родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать прилагательные от имен существительных; согласовывать числительные с существительными.
Коррекционно – развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;
-воспитывать интерес к занятиям, положительный эмоциональный отклик на занятие.
Оборудование: предметные картинки для выполнения самомассажа лица; предметные картинки с изображением мебели, кукольная мебель; игрушка – солнце; наборное полотно; лото; мяч; макет комнаты.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Самомассаж лица.
Логопед: «К нам в гости заглянуло солнышко, которое хочет с вами поиграть». На наборном полотне логопед выставляет картинки с изображением солнца с разными движениями, сопровождая текстом, дети выполняют в соответствии с ним определенные движения.
«- Солнышко проснулось, лобика коснулось, лучиками провело и погладило. - Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось, лучиками провело и погладило.
- Солнышко проснулось, подбородка коснулось, лучиками провело и погладило.
- Солнышко проснулось, носика коснулось, лучиками провело и погладило».
Логопед: «Солнышку понравилось, как вы с ним поиграли. Оно улыбается. И вы улыбнитесь друг другу».
2. Основная часть.
а)Игра « Четвертый лишний».
Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть карточки, которые находятся перед каждым ребенком, назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Логопед просит вспомнить и назвать предметы, которые оказались лишними.
Логопед: «Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Мебель) Сегодня мы с вами будем говорить о мебели».
б) Игра «Волшебный мешочек».
Логопед: «Наше солнышко принесло «Волшебный» мешочек, в котором лежит кукольная мебель. Каждый из вас должен, не заглядывая в него, на ощупь, найти и достать тот предмет мебели, который был лишним у него на карточке».
Логопед: «Лена, назови свой предмет». (Это стул). Что есть у стула? ( У стула есть: спинка, сиденье, ножки.) Для чего нужен стул? (Стул нужен для того, чтобы сидеть).
(Такими же полными предложениями должны отвечать остальные дети, говоря о своем предмете).
в) Игра в лото «Что из чего сделано?»
Детям раздаются карточки лото с изображением предметов мебели. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: «Стол из стекла». Дети ищут изображение на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос «Какой?» Ответы детей: «Стеклянный стол, деревянный шкаф, кожаный диван, железный стул и т.п.»
г) Динамическая пауза.«Назови ласково» (с мячом).
У меня шкаф, а у тебя? (Шкафчик.) У меня стул, а у тебя? (Стульчик.)
У меня диван, а у тебя? (Диванчик.) У меня кресло, а у тебя? (Креслице.)
У меня стол, а у тебя? (Столик.) и т. д.
д)Игра «Какие бывают столы и шкафы?».
Логопед: «Как называется стол, за которым пишут, какой? (Письменный.) Как называется стол, за которым обедают? (Обеденный.) Как называется стол, на котором лежат журналы, газеты? (Журнальный.) Как называется стол, на котором готовят пищу? (Кухонный.) Как называется шкаф, в котором хранят одежду? (Платяной.) Как называется шкаф, в котором хранят книги? (Книжный.) Как называется шкаф, который висит на стене? (Навесной.)
е) Игра «Два и пять».
Логопед: «Солнышко хочет с вами еще поиграть». Раздает детям карточки с изображением двух и пяти предметов мебели: два стула, пять стульев; два дивана, пять диванов (столы, кровати, кресла). Затем называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным.
ж) Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате».
Логопед выставляет на наборное полотно картинку, изображающую комнату. Задает вопросы о расположении в ней различных предметов мебели и просит детей в ответах использовать слова: справа, слева, спереди, позади, между. Затем дети расставляют игрушечную мебель на макете так же, как на изображении. При этом комментируют свои действия: «Поставлю стул слева от стола» и т.д.
3. Итог занятия.
Логопед: «О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Попрощайтесь с солнышком, оно к нам в гости еще раз обязательно заглянет».