Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса
по теме «Притяжательные прилагательные»
учителя-логопеда МБОУ «ЕСШ №1 им. М.В.Ломоносова» Задирей О.В.
Цели:
- вырабатывать у детей навыки словообразования;
-обогащать лексический запас детей посредством словообразования;
- учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих названия животных;
- развивать языковую способность детей;
- развивать зрительно-пространственные представления;
- закреплять навыки звукобуквенного синтеза.
Оборудование: тетради, ручки, мяч, предметные картинки, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход занятия.
- Сядет тот, кто изменит слово по образцу: тишина – тихий
Глубина –
Длина –
Ширина –
Высота –
Толщина –
- Перед вами лабиринт. Нарисуйте карандашом путь к выходу из него.
Все нашли выход?
Презентация. Слайд №1
…, возьми карточку, выходи к доске, подчеркни буквы, которые встретятся на этом пути. Если ты обозначишь дорогу верно, то мы сможем прочитать загадку. Остальные ребята записывают в тетради то, что получилось.
Дети читают загадку: серый, пугливый, длинноухий.
Кто же это? Заяц.
Слова какой части речи помогли вам догадаться? Прилагательные.
О чем мы будем сегодня говорить? О прилагательных.
О ком мы сегодня будем говорить? О животных.
Кто догадался, как мы будем сегодня образовывать прилагательные? От каких слов?
Да, сегодня мы будем образовывать прилагательные от названий животных.
- Итак, что же такое прилагательное?
Сегодня мы отправимся с вами в елизовский зоопарк, но не в тот, который существует сейчас, а немного пофантазируем и отправимся в будущее.
В этом зоопарке нет клеток, звери живут на свободе. Как вы думаете, их легко будет увидеть?
- Посмотрите, кто это прячется в кустах? Как ты узнал?
Это заяц, потому что это заячьи уши.
Логопед демонстрирует картинки с изображением ушей различных животных (лиса, белка, олень, волк, медведь).
Послушайте еще раз предложение: Это медвежьи уши. Назовите прилагательное. Медвежьи. Задайте к нему вопрос. Чьи? Значит, на какой еще вопрос может отвечать прилагательное?
А как мы спросим про хвост? Туловище? Голову? - Чей? Чьё? Чья?
- Давайте поиграем в игру «Чей? Чья?»
Дети по очереди задают вопрос к картинке (животные за облачком). Чей хвост? – сосед по парте отвечает, затем задает вопрос первому: «Чья голова?»
Давайте запишем последний ответ. Итак, чья голова? – рысья. (на доске и в тетради). Выделяем корень, окончание.
- А как же суффикс? Мы ведь говорили о том, что прилагательные образуются при помощи суффикса? Сколько звуков обозначает я в окончании? (2: [Й] , [А]) Так вот й и будет суффиксом. Он в таких словах такой же пугливый, как животные, прячется в окончании.
В углу на доске записываем суффикс –й-.
- ИГРА С МЯЧОМ
Выполни по образцу. Скворец – скворцовый.
СЛОН
КРОТ
МОРЖ
КИТ
ЕЖ
ЕРШ
ПЕСЕЦ
УЖ
БОБР
УТКОНОС
МУРАВЬЕД
ТАПИР
ДИКОБРАЗ
СУРОК
УДОД
Разбор слова на доске китовый.
При помощи какого суффикса мы образовывали слова? –ов - (запись на доске)
Ну вот мы и подошли к водоему. Кого мы увидим? Птиц. Что-то и птицы сегодня прячутся – только головы видны. Чья голова? (утиная, лебединая, ястребиная, гусиная, воробьиная).
Послушайте еще раз слова.(Логопед произносит слова, выделяя -ин- )Что в них общего? Суффикс –ин- (на доску)
- Вы ведь знаете, что в зоопарках принято угощать животных. Наш зоопарк – не исключение. Но с рук животные не едят, что делать. Давайте отнесем еду к их жилищам.
Презентация. Слайд №2.
Что вы видите на картинке? (лисья нора) Закончите предложение. Я отнесу к лисьей норе… (мясо).
Далее работа с картинками (на каждую картинку – щелчок мыши).
- Вы не забыли, что у нас зоопарк будущего? В нем живут не только земные обитатели.
Слайд №3
Это плим – житель другой планеты. Он может принимать любое обличие, и поэтому очень любит отращивать хвосты, рога, морды и т.д. животных Земли. Как бы примерять их.
На доске вы видите, какие части тела и каких животных он хотел бы примерить (верблюд – ноги – верблюжьи ноги). Запись в тетради словосочетаний. (обращается внимание детей на разделительный ь)
Перед вами плим и части тела разных животных (часть1, часть2). Соберите своего плима и составьте о нем рассказ, вставляя пропущенные слова в карточке.
(Это плим. У него голова _________________. Уши у него_______________. Лапы - __________________, а хвост ____________________.)
Дети «собирают» плима, составляют рассказ и читают по очереди.
- ИТОГИ
Что мы узнали сегодня на уроке? На какие вопросы могут отвечать прилагательные? Как мы образовывали слова? При помощи каких суффиксов?
- Попрощается со мной тот, кто продолжит стихотворную строчку.
Голова у лисоньки лисья,
А у рыси, конечно, …….,
Голова у собаки собачья,
Голова у кошки - …….. .
Голова у медведя медвежья,
Голова у верблюда - …….,
Голова у белуги белужья,
Голова у севрюги - ….. .
Голова у орла орлиная,
Голова у совы - …. .
|