ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Патриотизм русского народа как национальный феномен.
1.1. Понятие и сущность категории «патриотизм»………………………….5
1.2. Исторические этапы становления патриотизма русского народа …… 10
1.3. Служение Отечеству как базовая национальная ценность …………... 21
Глава 2. Особенности формирования гражданских качеств у современных
подростков в системе урочной и внеурочной деятельности.
2.1. Гражданско-патриотическое воспитание школьников как
необходимое условие формирования образа выпускника
современной школы …………………………………………………….. 25
2.2. Деятельностные формы и методы формирования гражданских
качеств в практике современного педагога ………………………...… 31
Заключение …………………………………………………………………... 40
Список литературы ……………………………………………..…………… 42
Введение
Патриотическое воспитание и гражданское становление российской молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Наличие чувства любви к своей Родине и его осознанность имеет большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
Социально-экономические изменения внутри нашей страны, а также сложная геополитическая обстановка в мире требуют целенаправленной работы всей системы патриотического воспитания молодёжи. Патриотизм является неотъемлемым компонентом отечественной гуманитарной науки и культуры, имеющих богатую историю и глубокие традиции. Патриотизм всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.
Государственная политика в сфере патриотического воспитания детей и молодёжи регламентируется рядом нормативных документов: Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
Сегодня как никогда востребована патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в деле воспитания молодого, подрастающего поколения. Поскольку очевидно, что подрастающему молодому человек нужна опора, стержень, духовно-нравственный ориентир, который будет для него неким маяком в его жизни, который позволить ему не сбиться с пути.
Представляется важным, чтобы современное молодое поколение знакомилось с подобными историческими и церковными деятелями как преподобный Сергий Радонежский, св. Александр Невский, св. Патриарх Тихон (Белавин), героями Отечественных войн и т.д. Знакомство с их жизнью, подвигами, служением позволит сформировать в молодом человеке любовь к своей родине, отечеству, к своему народу, а также будут способствовать укреплению культурных и духовно-нравственных традиций нашего народа.
Как известно, Святейший Патриарх Кирилл дал поручение Патриаршему совету по культуре разработать программу мероприятий до 2017 г., которая направлена на формирование в обществе, в подрастающем поколении культурных ценностей и духовно-нравственных ориентиров, обращенных к светлым периодам истории Святой Руси. Также важно подчеркнуть, что на сегодняшний день вектор усилий Церкви и государства в патриотической работе с обществом и молодежью совпадает, что позволит преодолеть разрыв, который сложился между поколениями, а также позволит сохранить историческую и культурную память народа.
На заседании Круглого стола по духовно-нравственному воспитанию, где в дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы, учёные, священнослужители, представители общественности и СМИ, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию В.А.Никонов отметил, что «вопросы, связанные с воспитанием и духовностью снова выходят на первый план, потому что, получая знания в школе, современные дети в храмах и музеях «чувствуют себя иностранцами».
Проблема патриотизма представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. О важности и сложности этого вопроса говорит уже тот факт, что за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Насущной остается проблема изучения причин такого положения в обществе, а также того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственное состояние общества.
Объект исследования – духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Предмет исследования процесс формирования гражданских качеств у современных подростков на примере патриотизма русского народа.
Цель: на основе теоретического изучения феномена патриотизма русского народа разработать рекомендации педагогам по формированию гражданских качеств у современных подростков.
Задачи:
- раскрыть понятие и сущность категории «патриотизм»;
-рассмотреть этапы становления патриотизма русского народа;
-охарактеризовать служение Отечеству как базовую национальную ценность;
- разработать рекомендации педагогам по формированию гражданских качеств у подростков в условиях современных социальных вызовов.
В исследовании были использованы следующие методы: сравнительный метод; изучение нормативно-правовой базы; изучение первоисточников; педагогическое наблюдение; проектирование.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 37», город Смоленск.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и заключения.
Глава 1. Патриотизм русского народа как национальный феномен.
1.1. Понятие и сущность категории «патриотизм»
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
В толковом словаре Даля этому слову дается такое определение: «ПАТРИОТ - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [5].
Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...»[11].
По мнению Л.С. Выготского, патриотизм включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.
Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.).
Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и безусловно неординарном явлении.
Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Со времён «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя» воспитание на Руси мыслилось, прежде всего, как воспитание защитника родной семьи, жизнь во благо которого, представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосовершенствования [1]. К.Д. Ушинский отводил патриотическому воспитанию в нравственном развитии ребёнка ведущую роль. Идея народности стала определяющей в становлении отечественной педагогической мысли [14].
Народность и патриотизм неизменно выступали как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, А.В. Водовозов, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, В.Н. Татищев, Л.Н. Толстой).
Патриотизм предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах. Многие авторы подчёркивают, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский, В.Ю. Троицкий, В.Д. Шадриков, И.Ф. Харламов) [8].
По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе и особенно в молодёжной среде, отмечается повышенное внимание к патриотической идеи в воспитании для новой, возрождающейся России. Это повышает значимость патриотического воспитания в условиях современного образования (Е.В. Белоусова, Г.Х. Валеева, А.Н. Вырщиков, Е.Н. Поддубный, Н.А. Сысоева и др.) [2].
Русский патриотизм - одно из самых загадочных явлений в истории России. Для европейца просто непонятно поведение русских людей. Его лишают всех гражданских прав, его жестоко эксплуатирует авторитарное государство, а он, вместо того, чтобы сбежать от его власти за рубеж или переметнуться на сторону первого же интервента, защищает это государство, да ещё и с невиданной стойкостью и упорством. Иностранцу, как правило, и невдомек, что русские люди защищают не только государственную власть, но и свою землю, землю русскую. И ради этой самой земли жертвовали всем, в т.ч. и жизнью.
Русский патриотизм, как особенное, уникальное явление, сформировался постепенно, под влиянием внешней угрозы. Глубокие изменения претерпели основы нашего непосредственного бытия, высшие ценности, среди которых особое место занимает патриотизм. Плодотворная деятельность многих людей, обращенная к богатому наследию, рассматривает проблему в тесной связи с изменениями, происшедшими в российском обществе за последнее время.
Наличие довольно значительного массива литературы по рассматриваемой проблеме свидетельствует о наметившемся прорыве в осмыслении ее наиболее существенных сторон благодаря активизации соответствующих исследований в области философских, исторических, политологических, социологических и педагогических наук. Тем самым, создан определенный задел для продолжения теоретических изысканий по целому ряду важнейших аспектов проблемы патриотизма, его развития в российском обществе и его Вооруженных Силах в новых условиях.
Патриотизм, как глубоко социальное по своей природе явление, представляет собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума.
Истинный патриотизм - в его духовности. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущей всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине.
В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и силы, которая особенно мощно и неудержимо проявляется на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний.
Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детском возрасте. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и все более осознается, особенно в процессе осуществления конкретных видов общественно-полезной деятельности. Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Стержнем этого развития являются духовно-нравственный и историко-культурный компоненты. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельностного участия в решении важнейших проблем современного общества.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, социальную роль и значимость деятельности, в интересах его возрождения и надежной защиты и испытывающей потребность дальнейшего развития посредством участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе, государстве.
1.2. Исторические этапы становления патриотизма русского народа
Вся история нашего Отечества - это летопись бесчисленных подвигов служения православных русских граждан собственной стране.
Церковь, на протяжении всего своего исторического сосуществования с государством на Руси, всегда заботилась о патриотическом воспитании народа.
Святейший Патриарх Кирилл говорил следующее: «Со времен Крещения Руси и доныне Церковь имеет особое попечение о духовно-нравственном состоянии народа. И это – не дань государству за его благосклонное отношение к Церкви, вносящей свой вклад в патриотическое воспитание добропорядочных граждан… Забота о душах людей – главная составляющая церковного служения в прошлом, настоящем и в будущем».
Многочисленные нерусские народы, получая от русской нации экономическую, культурную и иную помощь, военную защиту от врагов, стали считать Россию своей общей исторической родиной. Вследствие этого идея о роли и предназначении русского народа стала общей для всех наций, народностей, этнических и национальных групп, населявших огромную Российскую империю".
Патриотическая идея глубоко пронизывает "Повесть временных лет" - древнейший памятник русской литературы, дающий представление о зарождении и развитии общественно-политической мысли Киевской Руси. Автор этой летописи с любовью говорит о родной земле, прославляет борцов за ее единство, осуждает междоусобицы, играющие на руку врагам. "Зачем, - говорится в летописи, - губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?.. Объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю"
Через два века по принятии христианства она подвергается страшному монгольскому игу. Но именно во время этого трехвекового бедствия на развалинах гордой, самоуверенной, празднующей вечный праздник раздробленной Киевской Руси, вырастает чудесами Божьими смиренная, тихая, цельная Московская Русь. И эта Русь крепче Киевской. И не сломить уже ее никакой силе, пока живо в душе русского народа то, что сложило эту Русь: вера в Бога.
Одним из ярчайших примеров подобной заботы об отечестве, о народе является преподобный Сергий Радонежский. Имя преподобного, его подвиг выходят далеко за пределы исторического времени, они как бы заглядывают в вечность, и открываются в истории для тех, кто приходит к раке с его мощами. Подвиг преподобного Сергия заключался в том, что он в годину опасности, нависшей над государством, выступил от лица Русской Церкви как активный помощник и духовный лидер в этой борьбе. Н. М. Карамзин так характеризует преподобного Сергия в этот период: «сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие» [15].
Победа на Куликовом поле была итогом общенародного напряжения сил. Эта победа, одержанная под руководством Москвы, и легла краеугольным камнем в самое основание Московского государства. На Куликово поле собрались феодальные дружины и народные полки из разных русских земель, признавших верховенство московского князя, но обратно возвращались в ореоле грозной славы войско единой Руси. Все города, села, деревни, откликнувшиеся на призыв великого князя, гордились своим участием в общерусском деле, своей сопричастностью к победе над Мамаем, и эта великая гордость отодвинула в сторону старый удельный патриотизм, характерный для эпохи феодальной раздробленности. На его место встало чувство беспредельной любви к Отечеству и преданности великому князю всея Руси как живому олицетворению общерусского единства.
Особенно ярко последняя тенденция проявилась при Иване Грозном, когда измена правителю стала расцениваться как измена Отечеству. Весьма любопытной в этом отношении является переписка царя с Андреем Курбским. В ней отчетливо прослеживается влияние прежнего, удельного, и нового, монархического, патриотизма. Бывший боярин Ивана Грозного считает себя вольным человеком, который сам способен выбирать Отечество и служить тому государю, который его устраивает. Иван Грозный, напротив, подчеркивает, что Российскому государству и русскому царю нельзя изменять, их следует любить и защищать.
Символом сформировавшегося у людей Смутного времени образа отечества в условиях польско-шведской интервенции продолжала оставаться православная вера.
С 21 сентября 1609 года по 3 июня 1611 года армия польского короля Сигизмунда осаждала Смоленск. За время осады успело рухнуть Московское государство: в 1610 году Василий Шуйский был свергнут с престола, бояре для защиты Москвы от Лжедмитрия(2) впустили в нее польское войско гетмана Жолкевского и отправили в стан Сигизмунда посольство, чтобы просить у него сына, королевича Владислава, на русский трон. Сигизмунд соглашается, но требует от послов Смоленск. Послы передают его слова смолянам.
Так, совершенно неожиданно для защитников города им пришлось самим решать, продолжать ли оборону или впустить Владислава с польским войском. Смоляне согласились впустить Владислава как русского царя, но не как польского королевича, сопровождаемого польскими ратными людьми. Но на последнем настаивает Сигизмунд.
Над Смоленском не было уже верховной власти, церковь разрешила всех от клятвы верности низложенному царю, смоляне с крепостных стен видели пленного Шуйского в королевском лагере на пути в Варшаву — некому было “казнить их казнью” за сдачу города. Многие русские города признали Владислава царем, и поляки на этом основании называли жителей Смоленска изменниками. Все знали, что Смоленск — ключ к Москве, но зачем хранить ключ, когда сбит замок? К тому же город в течение года выдержал осаду, горел от раскаленных польских ядер, страдал из-за отсутствия соли и был поражен каким-то поветрием. Превосходство польской армии было очевидным, падение крепости оставалось лишь делом времени, так как неоткуда ждать помощи, а условия сдачи были милостивыми. Не пора ли подумать о жизни женщин и детей, прекратить бессмысленное кровопролитие? Дети боярские, дворяне и стрельцы колебались в ответе, воевода молчал, архиепископ безмолвствовал. Черные люди посадские, ремесленники и купцы настояли на обороне до конца, и Смоленск ответил королю: “Нет!” Перед русским посольством во главе с митрополитом Филаретом смоленские представители, дети боярские и дворяне, разъясняли, что хотя поляки в город и войдут, но важно, чтобы их, смолян, в том вины не было. Поэтому они решили: “Хотя в Смоленске наши матери и жены, и дети погибнут, только бы на том стоять, чтобы польских и литовских людей в Смоленск не пустить”[3]. Потом был приступ. Поляки, взорвав башню и часть стены, трижды вламывались в город и трижды откатывались назад. Потом вновь перешли к правильной осаде, днем и ночью засыпали Смоленск ядрами. Поляки ворвались в город, и защитники Смоленска безучастно смотрели на входящих победителей.
Никто не упрекнул бы Сигизмунда, если бы он предал пленных мечу: не было капитуляции, не было условий сдачи, никто не просил о милости. Сигизмунду передали ответ пленного смоленского воеводы Шеина на вопрос о том, кто советовал ему и помогал так долго держаться: “Никто особенно, никто не хотел сдаваться”. Эти слова были правдой. Одного взгляда на лица русских ратных людей было довольно, чтобы понять, что брошенное где попало оружие не служило просьбой о пощаде. На них не было ни страха, ни надежды — ничего, кроме безмерной усталости. Сигизмунд, однако, не захотел омрачать бойней радость победы и разрешил всем, кто не хочет перейти на королевскую службу, оставив оружие, покинуть Смоленск. Ушли все, кто еще мог идти. Опустив головы, не сказав слова благодарности за дарованные жизни.
Одним из самых распространённых патриотических призывов, звучащих в тот период, был призыв постоять «за православную веру, и за святыя Божия церкви, и за свои души, и за своё отечество, и за достояние, еже нам Господь дал». Бороться с врагами за «православную христианскую веру и своё отечество» призывал в окружной грамоте вставший во главе нижегородского ополчения князь Дмитрий Пожарский.
Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе.
В «Табеле о рангах», учрежденным Петром I, услуги Отечеству, усердие в делах государственных объявлялись высшей доблестью и закреплялись как важнейшие условия получения чинов и наград. С целью формирования патриотического сознания были утверждены соответствующие символы, награды, ритуалы, традиции.
Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала традицией русского воинства.
Патриотизм, храбрость и отвагу не раз демонстрировали чудо-богатыри А.В. Суворова. Все приказы и наставления Суворова проникнуты глубокой Верой: «Бог нас водит, Он нам Генерал», «…Помилуй Бог! Мы русские, — Богу помолимся: Он нам и помощник». Наставляя подчиненных офицеров и генералов Суворов, подчеркивал, «безверное войско учить, что железо перегорелое точить», и требовал: «Дух укрепляй в вере отеческой православной»[19].
Суворов был одним из самых образованных и просвещенных людей своей эпохи. Современники называли его «учёнейшей академией». Но дело не только его глубочайших знаниях, а прежде всего в том, что он соединял свои знания и дела с Верой, жил по евангельскому принципу «возлюби ближнего своего как самого себя», в каждом солдате он видел ближнего своего и любил его.
Удивительные примеры массового патриотизма русского народа продемонстрировала нам и Отечественная война 1812 года, которая укрепила национальное самосознание россиян, их гордость и достоинство. Стар и млад поднялись на борьбу с захватчиками. И Россия выстояла и победила. Герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов писал, что Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение… Он удесятерил пользу, приносимую повиновением. Сочетав его в душе нашего солдата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве над всеми солдатами в мире…» [19].
Почему бесправный русский солдат, обычно из крепостных крестьян, так любил русского генерала, готов был отдать за него жизнь? Почему российский солдатик бросался на невероятные штурмы, рвал в штыковых атаках всех, кто пытался противостоять ему? Почему русские генералы, потомственные дворяне, князья, графы, бароны … ходили со своими солдатиками в атаки, а то и поднимали их, вдруг оробевших, в атаки? Почему это явление было массовым в российской армии?
Почему все честные биографы часто вспоминают это качество настоящих русских генералов, маршалов, генералиссимусов? Потому что без этого не понять то, что называется «русским духом», русским солдатом, Русским Полководцем. Потому что без этого не понять причину побед русского воинства и до Петра, и после него.
Главные герои Первой Мировой войны – простые офицеры и прапорщики, солдаты и матросы, сестры милосердия и военные священники... Мужественные, самоотверженные, верные присяге и воинскому долгу. Об их героизме и подвигах, силе духа и воинской доблести свидетельствовали ордена, наградное оружие, Георгиевские кресты и медали "За храбрость".
Первый Георгиевский кавалер в годы войны - донской казак Козьма Крючков. В момент боя Крючков скинул с плеча винтовку, но слишком резко передернул затвор и патрон оказался заклиненным. Тогда он выхватил шашку, а в конце сражения, когда силы стали покидать его, продолжил драться вырванной из рук улана пикой. Итоги сражения поражали воображение – согласно последующим наградным документам и официальным отчетам к исходу битвы были убиты двадцать два немецких всадника, еще двое тяжелораненых немца попали в плен и лишь трое противников уцелели, спасшись бегством. Казаки не потеряли ни одного человека, хотя у всех были ранения разной степени тяжести. Со слов товарищей Крючков в одиночку одолел одиннадцать врагов, сам при этом получил свыше десятка колотых ран, не меньше досталось и его лошади. В начале 1915 года за свою храбрость и неустрашимость он имел все четыре степени солдатского Георгия - "полный бант". Десятки тысяч солдат и офицеров отдали свою жизнь, обороняя Родину, сотни неизвестных и 847 поименно известных героев Сморгони стали в тех боях Георгиевскими кавалерами [17].
В послеоктябрьский период развития страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Естественно, что это не могло не отразиться на русском самосознании, которое деформировалось, ослаблялось, утрачивая национальные корни. Вследствие преувеличения значения в советском обществе социального, классового, идеологического был резко ослаблен национальный фактор, что повлияло на направленность русского национального самосознания ("старший брат обязан помочь младшим братьям").
В таких условиях большую роль в создании предпосылок для дальнейшего возрождения патриотической идеи сыграл субъективный фактор. По мере того, как привлекательность марксистской теории в российском обществе все более ослабевала, общественность с возрастающим интересом обращалась к работам отечественных мыслителей, которые в десятилетия советского периода продолжали творчески развивать и обогащать патриотизм новыми идеями. Среди них выделяются, в частности, Н. Бердяев, Л. Карсавин, И. Ильин, и др. По мнению одного из крупнейших философов России Л.П. Карсавина, наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. Это определяется ее "народною природою". На этом основании он делает вывод о том, что те остатки русской армии, которые подняли белое знамя, "тоже приняли участие в созидании новой России - своею самоотверженной гибелью за ее великодержавие".
Период социалистического строительства весьма активно повлиял на развитие национального сознания советского общества, в котором идеологическое, классовое, интернациональное некоторое время формировалось в ущерб традиционным духовным, культурным, историческим ценностям нашего народа.
Олицетворяя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом, с идеей наиболее самоотверженного и последовательного служения великой России, Ильин писал, что "Русская армия всегда была школой патриотической верности", выступает как "наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования". Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг: "Жить для России и умереть за Россию»[3].
Что же касается Красной, а затем Советской армии, то большинство ее представителей также являлись патриотами России. Однако это была уже не прежняя, а другая Россия в силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, благодаря которым Отечество определялось, прежде всего, как социалистическое, олицетворявшее появление советской государственно-общественной системы.
Сформировавшийся в новых исторических условиях патриотизм в наибольшей мере показал свою жизненность и силу в годы Великой Отечественной войны. Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту. И не было ничего выше и дороже этого поистине святого понятия, которое вдохновляло многих людей на преодоление любых испытаний, жертв и лишений во имя спасения родной земли. Невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже свою жизнь во имя Победы, позволили поднять представление о патриотизме советского народа на недосягаемую высоту.
В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, армия и народ проявили истинный, небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над непобедимым доселе врагом. Этот исторический факт свидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в годы больших испытаний. При определенных исторических условиях происходит очищение, обновление и проявление этих ценностей в интересах всего Отечества, как "малой", так и "большой", а тем более великой Родины, во имя всей России. Верность воинскому долгу.
К чести Русской Православной Церкви, она, несмотря на крутые исторические повороты в государстве, сталинские репрессии, всегда оставалась верной патриотическому служению своему народу. «Нам не приходилось даже задумываться о том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны», - вспоминал впоследствии митрополит Сергий [15].
В первый же день войны глава православной церкви митрополит Сергий обратился с посланием к верующим, в котором говорилось о вероломстве фашизма, звучали призыв к борьбе с ним и глубокая вера в то, что мы, жители России, победим, что русский народ «развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере». Всего же митрополит Сергий в годы войны обращался к русской церкви с 23 посланиями, и во всех них выражалась надежда на конечную победу народа.
1943 год можно считать годом официального «потепления» отношений Сталина с православием. В один из июльских дней 1943 года митрополиту Сергию и его ближайшим сотрудникам пришло сообщение о том, что им разрешено возвратиться в Москву (из Оренбурга). «Компетентные органы» предложили Сергию, митрополиту Ленинградскому Алексию и Киевскому Николаю провести встречу со Сталиным. Сталин принял трёх митрополитов в Кремле. В ходе той встречи Сергий был избран патриархом. Сталин понял, что коммунистическая идеология вдохновляет лишь часть (меньшую часть населения). Необходимо обращение к идеологии патриотизма, историческим, духовным корням народа. Отсюда учреждаются ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского. Возрождается официально и роль Церкви.
В годы войны, в народе ходило предание, что во время обороны Москвы в самолёт поместили икону Тихвинской Божией Матери, самолёт летал вокруг Москвы и освящал границы, как в Древней Руси, когда на поле боя часто выносили икону, чтобы Господь защитил страну. Даже если это была недостоверная информация, люди верили ей, а значит, ждали чего-то подобного от власти. На фронте нередко перед боем солдаты осеняли себя крёстным знамением - просили Всевышнего защитить их. Большинство воспринимали православие как национальную религию. Прославленный маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом» [18].
С патриотическими призывами выступило духовенство и других религий - руководители старообрядчества, Армяно-григорианской церкви, баптистских и других организаций. Так, в обращении Центрального мусульманского духовного управления СССР звучал призыв «встать на защиту родной земли… и благословить своих сыновей, сражающихся за правое дело.… Люби страну свою, потому что таков долг праведного».
Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны проводилась по многим направлениям: патриотические послания к духовенству и пастве, в том числе и на территории, оккупированной противником; ободряющие проповеди пастырей; идейная критика фашизма как антигуманной, античеловеческой идеологии; организация сбора пожертвований на оружие и боевую технику, в пользу детей и семей воинов Красной Армии, а также шефство над госпиталями, детдомами и др.
Советское государство, по сути, заключило союз с Церковью. Да и могло ли быть иначе, если перед тем, как встать во весь рост и броситься в атаку навстречу смерти, многие солдаты торопливо осеняли себя крестным знамением, другие шептали молитву.
А у скольких воинов возле самого сердца хранились заветные материнские ладанки, или иконки, или «святые», от смерти оберегающие письма, а то и просто мешочки с родной землицей. В храмах начинают возноситься молитвы о даровании победы над фашистами. Эти молитвы сопровождаются патриотическими проповедями, в которых верующие призываются не только молиться о победе, но и сражаться и трудиться для нее.
Тысячи верующих и священнослужителей различных вероисповеданий самоотверженно сражались с врагом в рядах действующей армии, партизанских отрядах и подполье, являя собой пример служения Богу, Отчизне и своему народу. Многие из них пали на полях сражений, были казнены фашистами.
Подростки и молодежь вместе со старшим поколением стремились внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Хорошо известны подвиги подпольщиков «Молодой гвардии», юных партизан Дубинина В., Голикова Л., Чайкиной Л., Котика В., Казея М., Портновой 3. и многих других. В рядах регулярных воинских формирований с оружием в руках сражались тысячи подростков - сыновей полков. За годы войны в ряды армии и флота влились 3,5 миллионов комсомольцев. Партизанские отряды на 60% состояли из молодежи. Самоотверженно трудились подростки и молодежь в тылу. Число комсомольско-молодежных фронтовых бригад в промышленности к концу войны достигло 154 тысяч.
1.3. Служение Отечеству как базовая национальная ценность
Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.
Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде долг ни выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. «У нас у всех, – отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, – есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга» [7].
Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности, характеризует его гражданскую позицию. Недаром в народе говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».
В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения вверенной техникой и оружием, совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.
Быть верным воинскому долгу – значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется – встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример.
В летопись Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.
Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали боевые традиции, приумножали славу отцов.
По мере накопления опыта в защите Отечества военный героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Основой военного героизма, его источником являются патриотизм, любовь к России, верность воинскому долгу
Как бы ни относились сегодня к афганской странице истории нашей страны, нельзя отрицать того, что подавляющее количество воинов, прошедших Афганистан, честно выполнили свой долг.
Демонстрируя образцы мужества и героизма, они не думали о почестях и наградах. Воины выполняли свой долг и верили, что занимаются нужным делом – помогают народу Афганистана отстоять право на лучшую жизнь. Для нашей армии афганская война длилась десять лет. Но какими бы ни были политические оценки, непреложной истиной осталась высокая боеспособность советского солдата – достойного продолжателя подвигов своих предков. За самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тысяч награждены орденами и медалями, из них 110 тысяч солдат и сержантов. Среди военнослужащих, выполнявших свой воинский долг в Афганистане, немало и воинов внутренних войск.
Свой шаг в бессмертие совершил на земле Афганистана рядовой Валерий Арсенов, прикрыв в бою грудью командира роты. Посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Родина помнит героев-пограничников 12-й погранзаставы Московского погранотряда, которые 13 июля 1993 года вели неравный бой с 250 афганскими моджахедами. «Духи» плотным кольцом окружили 45 российских пограничников, долго не подпускали группу поддержки. Заминировав единственную дорогу, ведущую к заставе, они вели массированный огонь с господствующих высот. Отчаянное сопротивление взятой в кольцо заставы продолжалось 11 часов. Из того ада удалось вырваться лишь 18 пограничникам. Раненые, контуженные, истекавшие кровью, они прорвались к своим во главе с заместителем начальника заставы лейтенантом Андреем Мерзликиным. А 25 военнослужащих погибли. Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу воины внутренних войск каждодневно доказывают при несении боевой службы по охране общественного порядка, важных государственных объектов, в ходе караульной и внутренней службы.
И в наши дни военнослужащие внутренних войск с достоинством и честью выполняют боевые задачи, проявляя при этом отвагу, мужество и героизм.
Совсем недавно отгремели бои в Чечне, где гибли наши российские солдаты, ещё не просохли слёзы на глазах ещё не успевших состариться матерей погибших ребят, ещё не написаны основные многотомные исследования по этой войне.
В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года 84 десантника 6-й роты 76-й Псковской гвардейской дивизии ВДВ геройски погибли, ценою своих жизней остановив банду вооруженных до зубов боевиков в двадцать крат превосходивший их численностью. 90 десантников почти сутки сдерживали натиск свыше 2 тысяч головорезов. В неравном бою погибло 84 военнослужащих, в том числе 13 офицеров. Потери бандитов составили до 600 человек.
22 десантника были представлены к званию Героя России, 21- посмертно. 69 солдат и офицеров 6-й роты награждены Орденами Мужества,63 из них - посмертно. Мужество и стойкость этих ребят 15 лет назад потрясли весь мир. Предотвращая очередной Первомайск, Буденновск, Норд-Ост, Беслан, гвардейцы-десантники приняли неравный бой, по ожесточению и героизму сопоставимый с самыми кровопролитными сражениями нашей истории. Когда силы были уже на исходе, уцелевшие бойцы вызвали огонь артиллерии на себя и бросились врукопашную.
Слишком мало времени прошло, чтобы объективно и беспристрастно оценить происходившее… Но боль упрямой пульсирующей веной возвращает нас к этим недавним событиям, заставляя задумываться, анализировать, проводить аналогии и делать выводы… Тема войны, патриотизма, героизма русского солдата во все времена была и останется актуальной.
Глава 2. Особенности формирования гражданских качеств у современных подростков в системе урочной и внеурочной деятельности
2.1.Гражданско-патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Воспитание, являясь социальной функцией, обеспечивает общественное развитие посредством передачи новым поколениям социально-исторического опыта в соответствии с целями и интересами определенных классов и социальных групп. От понимания приоритетов воспитательной работы зависит эффективность решения задач во всех остальных сферах жизни: социальной, экономической, политической, военной.
Необходимость патриотического воспитания учащихся вытекает из самой сути этого процесса, целью которой является развитие системы патриотического воспитания граждан. Патриотическое воспитание включает в себя систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проблема патриотического воспитания учащихся становится одной из актуальнейших, определяются новые подходы к ее решению, связанные с глобализацией, интеграцией, поликультурностью.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» отмечается: «... патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествам гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время…. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015годы» является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации[20].
В современных политических и социально-экономических условиях система воспитания молодого поколения претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, изменяются ценности и приоритеты молодого поколения. Среди социальных и моральных вызовов школьному образованию в современных условиях отметим те, которые являются приоритетными в контексте нашего исследования, а именно:
- морально-нравственная дезинтеграция общества;
- нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;
- недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.
Современная ситуация оценивается как нестабильная. Это связано с существенным изменением жизненных стратегий и ценностных ориентаций значительной части сегодняшней молодёжи, её отчуждением от отечественной культуры, общественно исторического опыта своего народа, с отсутствием чётких перспектив в воспитании личности. Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе детей, молодым гражданам.
Социологический опрос учащихся школы показал, что характеристики национальной и гражданской принадлежности для школьников не являются значимыми. Ценностное отношение к Родине, к родному краю выражают в своих суждениях всего 5% детей. Вместе с тем наблюдаются проявления негативного отношения к своему Отечеству («хочу уехать жить в ….»). слабеет влияние школьного образования и на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности стремятся быть похожими на учителя 10% школьников, а на литературных героев – 6%. Для более чем 40% школьников главные герои – это персонажи зарубежных фильмов. Только 20 % детей образ будущей профессии связывает с бескорыстной помощью людям. В представлениях детей главные духовные ценности вытесняются материальными.
Критически пересматривается прошлое нашей страны. Сегодня в отношении людей к Родине, ее истории определились два полюса: на одном - глубокое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом - вандализм и циничный отказ от своего Отечества. Между ними большое количество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится большая часть молодежи.
Эти изменения и вызовы требуют нового подхода в воспитании обучающихся, что нашло свое отражение в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, обусловило рост внимания федеральной, региональной, муниципальной систем образования к проблемам гражданско-патриотического воспитания.
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества. Одним из главных условий успешного решения проблемы является создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения. Система гражданско-патриотического воспитания в идеале предполагает объединение усилий различных институтов общества, что закреплено федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в образе выпускника современной школы [32, 33, 34].
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования [22]. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [22].
В связи с этим гражданско-патриотическое воспитание реализуется не только через военно-патриотическое, но и художественное, экологическое, туристко-краеведческое, спортивно-оздоровительное направления деятельности, а также находит отражение в развитии творческих детских инициатив, которые могут быть реализованы в различных проектах.
В современном образовании выделяются следующие ориентиры духовной жизни общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности. Воспитание в ребёнке полноценной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательной организации — той среды, в которой живет обучающийся, в которой происходит его становление и развитие. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей и общественностью призваны формировать у обучающихся морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни.
Современная молодежь стоит перед проблемой выбора. Проблема усложняется тем, что опыта ребенка недостаточно для того, чтобы разобраться самостоятельно в сложившейся ситуации, сделать выбор. Для того, чтобы он был готов к этому, необходим социальный опыт, который приобретается в активной социально значимой деятельности.
Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является патриотическое воспитание. Jl. Н. Толстой писал: «Патриотизм - чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества» [16]. Любовь к Родине деятельна, сопричастна с ее историей, природой, достижениями и проблемами, это фундамент общественной и политической систем, духовно-нравственная основа их жизнедеятельности.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности школьника: учебную и внеклассную. Ведь от сформированности у молодого поколения духовного иммунитета зависит жизнь всех жителей страны. Цель работы учителя заключается в формировании в своих учениках нравственных качеств, обозначенных в образе выпускника школы. Патриотизм, гражданственность являются главными составляющими этого образа.
В работе по патриотическому воспитанию школьников необходимо учитывать психологические возможности и особенности этого возраста. Впечатлительность и эмоциональность ребёнка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств в процессе приобщения к народной культуре. Как отмечают многие исследователи, именно в этом возрасте начинается пробуждение «живого внимания», интереса ребёнка к прекрасному и нравственному – к глубинам народной культуры.
Кроме этого школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе гражданско- патриотических. Известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуются учитель и родители, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.
Школьный возраст – время интенсивного развития личности. Ребёнок этого возраста отличается эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения. На первый план выходит повышенная восприимчивость внешних влияний, вера в истинность всего чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Опираясь на то новое положительное, что появляется в психике ребёнка, учитель может формировать чувство патриотизма, товарищества и активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Таким образом, патриотические чувства начинают складываться в школьном возрасте на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний, а также при систематическом знакомстве школьников с местом и ролью нашей страны в мире. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
В работе по патриотическому воспитанию необходимо руководствоваться следующими принципами: укрепление единства и целостности Российской Федерации; учёт в воспитании особенностей различных категорий населения; сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином Федеральном государстве; содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации; гуманное, уважительное отношение к людям различны национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам, традициям; сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого; формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.
У нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок
2.2. Деятельностные формы и методы формирования гражданских качеств у подростков в практике современного педагога
Для реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России требуется обновленный подход к путям и методам гражданско-патриотического воспитания школьников не только во внеклассной работе, но и в учебном процессе. Важно повышать воспитательный характер обучения и образовательный эффект воспитания, особенно в условиях, когда меняются жизненные цели и нравственные ориентиры. Необходимо помнить о том, что «сами по себе растут только сорняки», будущее России необходимо воспитывать и задача эта ложится, прежде всего, на плечи педагога.
В процессе преподавания учитель имеет большие возможности для воспитания у учащихся любви к своему Отечеству, гордости за русскую и советскую науку и технику, глубокого уважения к тем, кто своим умом, знаниями, трудом приумножил славу нашей Родины, кто в тяжелой схватке с врагом отдал за нее свою жизнь. Воспитание патриотизма, прежде всего, связано с воспитанием благодарной памяти к героическому прошлому нашего народа. Патриотическое воспитание – это воздействие не только и не даже не столько на умы школьников, сколько на чувства, интересный эмоционально преподнесенный материал пробуждает у детей благородные чувства, оставляет в сознании глубокий след.
Урок - неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит воспитание исторической культуры, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность. Среди многих типов урока личностно-ориентированную направленность имеют уроки-рефлексии. Такие уроки позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства симпатии. На таких уроках используются слайды, фотографии, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений, видеофильмов, обсуждаются проведенные учащимися социологические исследования. Обязательным на уроке-рефлексии является создание эмоционального фона в доверительной обстановке, создание ситуаций, позволяющих выразить свое «Я», отношение к чему-то или к кому-то, осознать свою деятельность.
«История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне.
Еще Н.М. Карамзин утверждал: "Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях,
свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества".
История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Отмена крепостного права», «Столыпинская аграрная реформа», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева» аграрные реформы 1965 г., 1987 г. ,90-х годов дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого уголка, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке.
Очень показателен урок по изучению событий в Великую Отечественную войну. Роль Смоленского сражения вызывает у детей ряд вопросов, а вопрос ученика на уроке - это значит проявление учеником интереса. Россия — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и
мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.
Запись в истории России родном городе вызывает чувство гордости за наш край и желание исследовать этот вопрос глубже.
Практика в школе, убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни.
Таким образом, краеведение является одним из ведущих факторов патриотического воспитания школьников. Именно краеведческая работа способствует формированию патриотизма у школьника, гордости за свой город. Разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.
В ходе краеведческой деятельности учащийся:
- получает коммуникативные навыки, учится пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;
- осваивает различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;
- получая новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы, ученик не только оценивает их значимость для общества, людей, но и делает их ценностными лично для себя;
- чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;
- приобретает возможность практической реализации знаний и навыков;
- приобретает реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;
- у учащихся с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее своего края.
Школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели.
Гражданско-патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школьном музее. Любой музей, а школьный в особенности, один из самых благодатных факторов воздействия на душу. Воспитание в музее начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, запах – всё вызывает волнение, трепет души и интерес. Именно здесь, в музее, узнают ребята неизвестные страницы истории родного края, о людях, которых хорошо знают, но не знали об их значимости и роли в жизни. Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники.
Любовь к Родине воспитывается не только словами, а прежде всего делами. В этой связи широкое поле деятельности открывает работа в школьных музеях. Знакомство с ветеранами помогает сделать изучение истории Родины конкретным, интересным, убедительным, а также воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил.
Участвуя в поисковой работе, в конкурсах, мероприятиях ребята узнают историю страны, республики, жизнь известных людей, узнают историю улиц, историю родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности. Проведение ежегодных традиционных дел и акций развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит все это - гражданские поступки.
Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. Ребята с интересом и удовольствием занимаются в музее, не только собирают, но и сами обрабатывают экспонаты, самостоятельно проводят экскурсии. Для занятий краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами.
Основными направлениями в деятельности музея являются:
- использование материалов музея в учебном процессе по общественным и гуманитарным дисциплинам, а также в воспитательной работе по формированию жизненной позиции учащихся;
- поисково-краеведческая работа с целью пополнения фондов и расширения экспозиции по увековечиванию подвига смолян в сражениях за города-герои нашего Отечества;
- развитие сотрудничества с ветеранскими организациями по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Приоритетные задачи, которые решаются в процессе музейной педагогики:
- формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения;
- создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого
ученика и его социализации, формирования гражданских качеств;
- воспитание чувства уважения к российской символике.
Работа школьного музея способствует передаче нравственных ценностей от старшего поколения молодому, сохраняет историческую память, без которой невозможно национальное самосознание.
Школьный музей способствует формированию чувства патриотизма у молодежи, исторического патриотизма, патриотического самосознания.
Продуктивной формой внеурочной деятельности является школьный исторический кружок. Работа кружка базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом.
Работа историко-краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях:
- теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа);
- практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).
Два исторических кружка - «Деревенская изба» и «Юный экскурсовод» - работают на базе школьного краеведческого музея. В планировании кружковой работы учитывается план работы по преподаванию курса истории Смоленщины и план занятий в школьном краеведческом музее. Занятия краеведческого кружка, экскурсии, наблюдения и поисковые исследования школьников, встречи с местными старожилами и участниками исторических событий - все это, в конечном счете, привело к накоплению богатого материала о своем крае.
Тематика заседаний исторического кружка планируется по разделам, имеет свое направление:
Название раздела
|
Основные задачи и направления
|
Земляки
тема заседания кружка «Они прославили наш край», «Герои - войны» и т. д.
|
Познакомить учащихся с выдающимися людьми, как прошлого, так и настоящего, жизнь которых связана с нашим краем. Важно воспитывать чувство уважения, гордости за своих земляков. Нравственные ценности знаменитых людей имеют при этом большое воспитывающее значение и служат образцом для подражания.
|
Родословная
«Что я знаю о своей семье генеалогическое древо»
работу вовлеч. родит., дед.
|
Развитие интереса к истории своей семьи, к её традициям, к профессиональной деятельности родителей и родственников. Как следствие-
понимание важности жить и трудиться на своей земле
|
Эхо войны
Встречи с ветеранами, опрос - ветеранов сегодняшнее заседание кружка, посвященное дню защитника Отечества.
|
Изучение военной истории - наиболее героической и трагической страницы в жизни нашего края. На примерах мужества и героизма воспитание патриотических чувств.
|
Седая старина Поездки, видеофильмы о поездках, изучение памятников.
|
Способность обогащению краеведческого кругозора, формированию чувства гордости за свой родной край, свою Родину, ответственности за сохранение памятников истории и культуры.
|
Времен связующая нить
|
Показать связь прошлого с настоящим, подвести ребенка к пониманию реального мира, содействовать успешному протеканию процесса социализации школьников.
|
И главный результат на сегодняшний день - это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края, формирование чувства любви к «малой» родине. Достаточно внимательно присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.
Опираясь на работу учителя истории, истории православной культуры Смоленской земли, основателя и руководителя школьного краеведческого музея, руководителя исторических кружков, классного руководителя была смоделирована воспитательная система класса «Краевед». Целью стало создание воспитательной системы класса, направленной на развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее, развитие личности ученика.
Были определены следующие задачи:
- создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ученика;
- содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений;
- формирование навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Создавая воспитательную систему класса «Краевед» и поставив такие задачи, был спрогнозирован конечный результат по развитию личности каждого подростка: развитие познавательного потенциала: развитость мышления, высокая познавательная активность, сформированность навыков поисково-исследовательской деятельности;
-развитие нравственного потенциала: сформированность таких нравственных качеств, как патриотизм, трудолюбие, честность, справедливость, уважение к старшим, гражданская ответственность за судьбу Отечества и своё будущее, чувство национальной гордости;
- развитие эстетического потенциала: развитость чувства прекрасного, потребность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, создание традиций классного коллектива;
- развитие коммуникативного потенциала: умение передавать свои знания широкой аудитории через экскурсионную, лекторскую деятельность, укрепление межличностных отношений и формирование чувства « мы»;
- развитие физического потенциала: через туристско-поисковую деятельность сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств личности.
Все школьные мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма. Благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности, возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.
Заключение
В настоящее время современный мир возвращается к основам духовно-нравственного воспитания молодого поколения, заложенных ещё в процессе исторического развития, человек осознал, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к тяжёлым последствиям для становления личности молодого человека.
Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных граждан, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одно из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно постепенно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотическое воспитание остаётся актуальной задачей воспитания вне зависимости от политической или социально-культурной ситуации в государстве. Главная задача общества и школы на данном этапе состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, потому что Россия на протяжении всей своей истории всегда была духовно сильным государством.
Именно чувство патриотизма, жертвенность собой во имя Отечества всегда были присущи россиянам. Формирование национально-патриотических ценностей у школьников означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребёнок родился, что становится в будущем основой для преданности, любви к своей стране.
Современная ситуация оценивается как нестабильная. Это связано с существенным изменением жизненных стратегий и ценностных ориентаций значительной части сегодняшней молодёжи, её отчуждением от отечественной культуры, общественно исторического опыта своего народа, с отсутствием чётких перспектив в воспитании личности. Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе детей, молодым гражданам.
Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики
По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе и особенно в молодёжной среде, отмечается повышенное внимание к патриотической идеи в воспитании для новой, возрождающейся России
Гражданско-патриотические качества формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.
Список использованной литературы.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XV вв. М.: Педагогика, 1985. – 258 с.
- Валеева Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики. Диссертация канд.пед.наук. Магнитогорск: 2006. – 180 с.
- Вырщиков А. В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. М. Планета. 2010.
- «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./
- Даль В. Толковый словарь. С.-Петербург, Гостиный двор, 1882, стр.24
- Козлов В. В., Кондаков А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2011.
- Лихачев Д. С. «Родная земля». М. 1983.
- Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт, 2001. – 607 с.
- Любан Т. Н. "Книга о российском патриотизме". Рецензия. / Воспитание школьников. №1 2011./
- Макаренко А. С. "Воспитание гражданина". М. Просвещение. 1988.
- Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И., М.,1993.
- Сухомлинский В. А. "Воспитание гражданина". Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011./
- Узбеков С. С. «Школьный музей в системе патриотического воспитания». /Воспитание школьников. №1 2011 г./
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1974. Т. 2. – 525 с.
- http://prophecies.ru .
- http://www.rodb-v.ru/
- http://ouc.ru/davyd3.ov/
- http://biofile.ru/his/32578.html
- http://refleader.ru/merpolyfsaty.html
Нормативные документы.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» [Текст]. А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― с.29 (Стандарты второго поколения)
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Областная государственная программа «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2018 годы (утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 29 ноября 2013 г. № 0984 с изменениями от 27.12.2013 г. № 1173).
- «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1 / 15).
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09).
- Распоряжением Администрации Смоленской области от 23.09.2014 г. № 1293-р / адм «Об утверждении Концепции развития системы духовно нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области (на период 2013-2016 годы).
- Соглашение о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной, культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией русской Православной Церкви от 21.08.2013 г.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г.).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г.).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.).
|