Технологическая карта урока «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
Уровень образования: среднее (полное) общее образование
Класс: 6
Предмет: литература
Учеников в классе: 26
Используемые учебники и учебные пособия: «Литература. 6 кл.». В 2ч./Под.ред. В.Я.Коровиной. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.:»Просвещение», 2009. Часть 2.
Используемая методическая литература: Тесты по литературе. 6 класс. К учебнику Коровиной В.Я. – Ляшенко В.Л. 2-е изд., перераб. и доп.
- М.:2015. -64 с.
Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2004
Форма урока: урок-исследование, направленный на формирование УУД в рамках изучения литературного произведения
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
1. познакомить с творчеством К. М. Симонова;
2. совершенствование навыков анализа текста;
3 развитие творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие навыков анализа текста, выразительного чтения; развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Межпредметные связи: русский язык, живопись, музыка.
Оборудование: портрет К.М. Симонова, ноутбук, интерактивная доска, фломастеры или карандаши трех цветов у каждого на столе, текст стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» у каждого на столе, лист самооценки у каждого на столе.
Дидактическая структура урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
|
Формируемые УУД
|
Результат взаимодействия (сотрудничества)
|
Организационный момент
|
На доске – портрет К. М. Симонова
Настроить учащихся на работу. Проверить наличие на партах необходимых для урока принадлежностей
|
Приветствие учителя
|
Приготовиться к уроку
|
Личностные: самоопределение
Регулятивные: самоконтроль готовности
|
Готовность к уроку
|
Постановка проблемного вопроса
|
С какими событиями в истории нашей Родины связаны самые страшные и кровавые годы?
Как защищали люди Родину в эти годы?
Верно, каждый по-своему защищал Родину. Писатели и поэты тоже были на защите своего Отечества: военные корреспонденты, рядовые, офицеры. Не понаслышке они создавали свои произведения о войне. Художественное слово, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами.
Сегодня мы с вами поговорим о К. Симонове и его стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
|
С событиями Великой Отечественной войны
Сражались на фронте, трудились в тылу на заводах, в партизанских отрядах.
|
Определите тему урока
|
Личностные: смыслообразование (я должен определить…)
Коммуникативные: ланирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
|
Ребята учатся самостоятельно определять тему урока
|
Целеполагание
|
Ребята, перед нами стоит цель познакомиться с творчеством К. Симонова, конкретно с его стихотворением «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», научиться анализировать поэтическое произведение. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?
|
Формулируют цели урока
|
Определите ваши цели урока
|
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи
Познавательные: умения структуировать знания, умения использовать речевые высказывания
Общеучебные: моделирование ситуации
|
Ребята учатся самостоятельно ставить для себя цели
|
Пребывание в учебной ситуации
|
Тихо звучит музыка «Священная война»
Блиц-опрос обучающихся по пунктам плана, что запомнили, а что нет. Я использую принцип игры «Снежный ком»
Просмотр видео - прочтение стихотворения К,М.Симонова "Ты помнишь, Алеша..." Юрием Соломиным
|
Двое учащихся получили задание заранее.
Выступает первый ученик, рассказывает о поэте, в это время второй – записывает на доске вопросный план
Выразительное чтение стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
|
Ответы на вопросы по плану. Выразительное чтение стихотворения
|
Познавательные: общеучебные умения структуировать знания
Логические: анализ, сравнение, синтез
Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования
|
Навыки самостоятельной работы обучающихся, развитие внимания
Обучающиеся сравнивают свое прочтение стихотворения с прочтением Ю.Соломина, учатся правильному прочтению
|
Актуализация знаний (беседа по прочитанному тексту)
|
Задает вопросы:
Какой период войны описан в начале стихотворения?
Какую проблему открывает нам автор?
К чему призывает нас автор?
|
Ответы на вопросы:
Начало войны
Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг.
Стойко переносить трудности войны, верить в Победу, защищать Родину
|
Отвечают на вопросы с опорой на план анализа
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование
Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
|
Развитие мышления, логики, структуирования знаний
|
Работа в группах (выделение цветом)
|
Выделите ключевые слова, которые помогают нам воссоздать картину: что поэт увидел на дорогах войны (подчеркнуть синим фломастером)
Какие устаревшие слова встречаются в тексте (выделяют зеленым фломастером)
Какие средства выразительности помогают создать картины войны (выделяют синим маркером)
Выделите средства художественной выразительности (выделяют красным фломастером)
|
Выделяют слова: дороги Смоленщины, усталые женщины, изба под Борисовом, плачущие старики, пожарища
Выделяют слова: тракт, погост, околица, покуда, кринки и т. п
Выделяют эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения
Выделяют эпитеты, метафоры, сравнения
|
Выполнение задания
|
Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности
Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
|
Навыки нахождения в тексте нужной информации
|
Итоги работы в группах
|
|
Выступление, отчет о проделанной работе
|
Выступления обучающихся в группах
|
Познавательные: умение структурировать знания и строить речевые высказывания
Коммуникативные: слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли
|
Навыки публичного выступления
|
Самостоятельная работа с самопроверкой
|
Найти в 1 части самостоятельно: Какие эпитеты передают настроение поэта?
Что такое Родина по мнению поэта?
Какой видится Родина поэту?
|
Бесконечные, злые дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою”
Ответ на этот вопрос даёт поэт строками: ...всё-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...)
Это “...деревни, деревни, деревни с погостами, // Как будто на них вся Россия сошлась”.
|
Нахождение в стихотворении строк, которые будут ответами на вопрос
|
Познавательные: умение структурировать знания и строить речевые высказывания
Коммуникативные: слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли и слушать собеседника
Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
|
|
Творческое задание
|
Составить синквейн на основе изученного материала:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы;
5 строка – синоним ключевого слова
|
Пример:
Стихотворение
Мощное, проникновенное
Сражаться, умирать, помнить
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
Откровение
|
Составление синквейна
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что предстоит усвоить
Личностные: готовность и способность к саморазвитию
|
Умение правильно составлять синквейн
|
Рефлексия
|
Предлагает заполнить оценочный лист:
Выполнил ли я то, что задумал____________
Получилось ли добиться поставленной цели_____
Что было выполнить легко, а что оказалось трудно______________
Кого бы мог поблагодарить меня за урок__________________
|
Заполняют оценочный лист
|
Заполнение оценочного листа
|
Познавательные: обобщение, систематизация
Регулятивные: саморегуляция
Личностные: способность к самооценке своих действий, поступков
|
Навыки самооценивания
|
Домашнее задание. Выставление оценок
|
Отрывок наизусть
|
|
|
|
|
|