Объединение "Волшебная глина"
программа расчитанна на 2 года
Субъект: художественно одаренный ребенок возраст 8-11 лет
Транслируемые ценности:
-
Личность
-
Дорога к самому себе
-
Самореализация в социуме
-
Сотрудничество
-
Культура
-
Традиции
-
Творчество
Личностные особенности одаренных детей:
-
творческая активность
-
учебно-познавательная мотивация
-
независимое мнение и поведение
-
упорство
-
стремление к совершенству
-
критическое отношение к своим достижениям
-
амбивалентное мышление
-
высокая степень заинтересованности
-
коммуникативность
-
стремление освоить незнакомое дело
-
желание привнести в выполняемую работу элемент новизны
Проблемы, с которыми сталкивается одаренный ребенок в процессе своего взросления,в учебной деятельности:
-
индивидуализм (отсутствие склонности действовать,думать и поступать сообразно мнению большинства.)
-
повышенная чувствительность
-
повышенная требовательность и нетерпимость (стремление добиваться совершенства в выполнении деятельности)
-
ощущение собственной неполноценности ( стрессовые ситуации от неудачи)
-
дефицит общения
Цель: создание условий заинтересованности, увлеченности,эмоциональных переживаний у художественно одаренных детей .Помочь детям полюбить искусство керамики,познакомить их с особенностями и свойствами различных ее видов. Оказать помощь воспитанникам в развитии в себе способности мыслить рационально,эффективно. Проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Цель достигается путем решения следующих задач:
-
художественно-творческой : развитие творческих способностей,фантазии и воображения,образного мышления,нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей. Формирование у ребенка нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни искусства. Овладение образным языком прикладного творчества посредством формирования художественных знаний,умений,навыков,стремлений к самостоятельному поиску новых способов реализации творческих проектов.
-
технической: освоения практических приемов и навыков художественного мастерства. Умения заниматься творческой деятельностью самостоятельно.
Cоздания условий для решения проблем личностного развития:
-
создается благоприятная атмосфера (положительный климат в аудитории)
-
поддерживается инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации при работе в группе
-
происходит разрешение конфликтов (создать зону совместной деятельности детей для решения поставленных задач )
-
осуществляется психологическая поддержка (статегия поощрения должна быть сдержанной,необходимо приучать к мысли о возможности появления неудач)
-
создаются благоприятные условия социальной самореализации и саморазвития (общественное одобрение)
-
-
воспитательной: формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество,восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и само созидания. Воспитание навыков общения в коллективе ,уважение к личности и творческой деятельности друг друга,трудолюбие,усидчивость. Развитие самосознания.
Направленность среды на:
-
эффективное педагогическое общение
-
благопрятное психологическое развитие личности
-
возможности самообучения
-
реализацию потенциала возрастных и индивидуальных способностей.
Предметно пространственный- компонент:
-
технические средства обучения ( использование интерактивной доски,компьютера,интернета,проектора)
-
визуальные средства обучения ( учебная,художественная,методическая литература,демонстративные материалы ; схемы,плакаты,скульптуры,муляжи,макеты,аудио и видео ряд по предметам и темам и т.п)
-
оборудование для лабораторных и практических работ ( расходные материалы; глина природная,глина полимерная,краски,кисти,пастель,канцелярские принадлежности и т.п)
-
создание максимально удобных и гармоничных условий для проведения процесса обучения (поддержание обстановки гармонии во время процесса обучения,эстетика оформления класса.)
-
создание безопасных условий обучения
Технологический компонент:
Основные принципы подачи материала:
-
доступность и наглядность
-
последовательность и системность
-
игровой момент
-
учет возрастных и индивидуальных способностей( подача материала в доступной форме для восприятия детей)
Организация процесса обучения: предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способов работы, выборе тем. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятия, создания ситуации успеха, чувство удовлетворения от процесса деятельности; объекты творчества ребенка значимость для него самого и для общества
Мероприятия по реализации условий обучения в среде (стимулы в среде) :
- творческие выставки
- научные конференции
- экскурсии
- самостоятельная работа детей
- индивидуальная помощь педагога
- анализ работ
- общение с детьми и наблюдение за работой, поведением, развитием
- проверка теоретических и практических знаний :викторины, конкурсы, (муниципального, областного, всероссийского, международного уровня)
Педагогические стратегии и тактики
Направленность среды достигается путем
-
непосредственного контакта одаренного ребенка и педагога
-
раскрытия творческих способностей,решения задач трудового,нравственного,эстетического воспитания
- стимулов для самостоятельной деятельности (ориентация на результат).
- Ориентация на личностные качества ребенка
- Создать условия для свободной социальной адаптации личности к жизни в обществе (в т.ч. информационном), для освоения и использования учащимися современных информационных и других образовательных технологий.
- Сформировать у учащегося глубокую внутреннюю потребность, мотивацию обучения и самообучения, т.е. мотив ценностного отношения к непрерывному образованию (самообразованию) в течение всей жизни.
- Научить ориентироваться в информационном пространстве, помочь в освоении информационной картины мира, формировании информационной культуры, самооценки личности.
- постановка проблемы, актуальность.
- Выбор целей, задач и способов их решения.
-
Педагогическим условием и методом для развития одаренности является создание проблемной учебной ситуации,которая является предельной для познавательных и личностных возможностей ребенка. Стимулируются скрытые линии развития и происходит само испытание человека в его субъективности,умений быть самостоятельными,инициативными,активными,способными полагаться на свои собственные внутренние ресурсы. При положительном развитии ситуации состояние микрокризиса приводит к формированию качественно новых познавательных и личностных позиций и как следствие ,к активному эффекту в развитии одаренности. Инициируется самоорганизация,выход в новое качество,осуществляется коррекция собственного развития.
- Проблемное обучения (решение задач проблемного содержания).
-
Комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций,где используются проблемные вопросы в форме познавательной задачи.
Данная технология развивает произвольное внимание — фантазию. Формирует наблюдательность,умение прогнозировать,планировать .Развивает воображение и образное мышление,умение выразить чувства и представления о мире .Умение заниматься творческой деятельностью индивидуально и в коллективе ( навыки общения).Позволяет приобрести ребенку определенный творческий опыт. Может использоваться на следующих уроках: лекции,беседы,дискуссии и т.п
- Проектное обучения (самостоятельная поисковая деятельность).
-
Продуктом является учебный проект (текст выступления, реферат, доклад, презентация, разработка эскизов для будущих проектов). Данная деятельность стимулирует познавательные интересы детей, дает возможность получить удовлетворение от своего труда, осознать ситуацию успеха.
- Спец курсы:
- деятельность по выполнению исследовательских проектов
- углубленное изучение отдельных курсов программы
- получение знаний в интересующих областях.
Этапы организации деятельности детей в образовательной среде:
- этап предварительного сбора информации (исследовательская деятельность)
- этап создания образа
- самостоятельная работа
- этап презентации
- этап рефлексии
-
- Деятельность по актуализации интеллектуальных способностей ( умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.),коммуникативных (умение излагать свои мысли, быть гибким к изменяющимся условиям окружающей среды, ситуациям, умение отстоять свою позицию), нравственные и духовные качества (наличие собственной позиции, сопричастность, сочувствие, сострадание, позитивное отношение к миру и людям.)
- Поддержания обстановки доверия, комфортности, равноправия, ненасилия к процессу обучения и познания.
- Создания у ребенка чувства уверенности в себе, заинтересованности в обучении.
- Создание нового продукта на основе полученных ЗУН
- Анализ деятельности (процесса и результатов)
Позиции педагога:
- Стимулы (ориентация на результат)
- Ориентация на личностные качества ребенка
- Создать условия для свободной социальной адаптации личности к жизни в обществе (в т.ч. информационном), для освоения и использования учащимися современных информационных и других образовательных технологий.
- Сформировать у учащегося глубокую внутреннюю потребность, мотивацию обучения и самообучения, т.е. мотив ценностного отношения к непрерывному образованию (самообразованию) в течение всей жизни.
- Научить ориентироваться в информационном пространстве, помочь в освоении информационной картины мира, формировании информационной культуры, самооценки личности.
- постановка проблемы, актуальность.
- Выбор целей, задач и способов их решения.
- Деятельность по актуализации; интеллектуальных способностей( умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.),коммуникативных - (умение излагать свои мысли, быть гибким к изменяющимся условиям окружающей среды, ситуациям, умение отстоять свою позицию. ),нравственные и духовные качества -( наличие собственной позиции, сопричастность, сочувствие, сострадание, позитивное отношение к миру и людям.)
- Поддержания обстановки доверия, комфортности, равноправия, ненасилия к процессу обучения и познания.
- Создания у ребенка чувства уверенности в себе, заинтересованности в обучении.
- Создание нового продукта на основе полученных ЗУН
- Анализ деятельности.
Позиции детей:
- применение творческих способностей в различных ситуациях
- удовлетворение своих интересов и любознательности
- удовлетворение от собственной самостоятельной деятельности
- изобретательность в использовании материалов и идей
- собственное понимание окружающего мира
- саморазвитие и само организация личности ребенка
- осознание своей уникальности, выбор смысла жизни и жизненного пути
- овладение более высоким уровнем мастерства
- наблюдательность, отзывчивость к миру вокруг
- позитивная академическая Я-концепция ,связанная с адекватной самооценкой
Виды деятельности для детей:
-
творческие задания (создание образов с использованием разнообразных техник ранее изученного материала)
-
поисковая деятельностью ( поиск материалов по содержанию выбранного проекта с использованием разнообразных источников)
-
работа с наглядным материалом ( изучение илюстраций,фотографий,макетов.Выбор материалов для своей работы)
-
презентации (развитие самостоятельного творческого мышления,умение представить свою работу )
-
самоконтроль знаний (проверка знаний и умений с помощью различных точек зрения по выполненному заданию)
-
мозговой штурм (умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.)
-
работа в группах ( создание общего проекта,разделение функций)
-
разрешение проблемного задания (создать оптимальные по трудности проекты для развития одаренности)
Критерии эффективности образовательной среды:
- применение творческих способностей в различных ситуациях;
- удовлетворение своих интересов и любознательности;
- собственное понимание окружающего мира;
- саморазвитие и самоорганизация личности ребенка;
- осознание своей уникальности, выбор смысла жизни и жизненного пути;
- овладение более высоким уровнем мастерства.
- Общение
- продукт
|