Научное общество учащихся (НОУ) – это структурное подразделение учебно-делового центра «Эрудит», детское объединение, которое призвано формировать у учащихся ценностно-значимые ориентиры, воспитывать деятельную творческую личность и активную жизненную позицию. НОУ не только призвано объединять детей по интересам, но является своеобразной образовательной структурой для творчески одаренных и способных детей, формирующей навыки самостоятельной исследовательской деятельности, обеспечивающей социальную адаптацию и профессиональное самоопределение детей.
НОУ реализует свои цели и функции на основе свободного и демократического самообразования лицеистов, а также содержательного и неформального общения с научным наставником. Пробуждающийся и развивающийся интерес школьников является при этом определяющим в самостоятельном выборе предмета, области исследования, формы (секции, клуба), наконец, что не менее важно - и в выборе научного руководителя.
Особенностью организации работы учащегося в НОУ лицея является то, что она может вестись по 2 моделям:
Первая модель подразумевает ориентацию на сквозное 3-х, 4-х годичное исследование по этапам:
· теоретический поиск;
· экспериментальная работа;
· обобщение результатов деятельности;
· представление их на конференциях, конкурсах и т.п.
Вторая модель предполагает наличие проблемы, решение которой возможно в течение строго регламентированного промежутка времени (урок, четверть, учебный год) с обязательным выходом в конце этого промежутка на внешнюю оценку результата. Чаще всего весь цикл исследования проводится за год, но тема работы или проблема ежегодно усложняется.
Организация работы НОУ строится по следующим принципам:
· интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности лицеистов, когда опыт и навыки, полученные при работе в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению качества образования и развитию психологической сферы учащихся;
· непрерывности – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и их научных руководителей;
· межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского интеллектуального труда.
Образовательные задачи, стоящие перед НОУ решаются на трех уровнях:
· информационном – через получение учащимися новых знаний;
· эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, создание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
· нравственно-психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.
Работа НОУ «Лицеист» регламентируется Положением о НОУ и Уставом лицея. Согласно Положению НОУ является добровольным творческим объединениям лицеистов, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях науки под руководством ученых и педагогов. На сегодняшний день в этом обществе состоит 250 лицеистов. В его работе могут принимать участие учащиеся из других регионов и городов (в лицее имеется опыт такого сотрудничества).
Цель создания НОУ – педагогическая поддержка одаренных детей, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, поддержка научно – исследовательской деятельности лицеистов.
Направления деятельности НОУ:
P организация научно-исследовательской деятельности лицеистов;
P организация конференций, встреч и семинаров в рамках деятельности лицея;
P участие в выработке решений, касающихся внутренней жизни лицея, в рамках школьного самоуправления;
P осуществление контактов с представителями академической науки, с учреждениями образования, культуры и науки;
P распространение и пропаганда материалов своей деятельности.
Задачи деятельности НОУ:
o формировать основы научного мышления лицеистов, научных взглядов на окружающую действительность;
o вырабатывать навыки применения современных методов научно - исследовательской работы;
o активизировать включение учащихся лицея в процесс самообразования и саморазвития;
o способствовать становлению ценностных ориентаций лицеистов, воспитанию духовной культуры и высоких нравственных качеств;
o создавать условия для реализации социального заказа со стороны общества на формирование интеллектуальной и творческой элиты;
o организовывать процесс научного исследования лицеистов, обеспечивать их участие в различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях и других формах научной коммуникации всех уровней.
В соответствии с Положением НОУ имеет следующую организационно – управленческую структуру. Возглавляет научное общество президент, избираемый на ежегодной конференции из числа старшеклассников и вице-президент. На той же конференции избирается совет НОУ, куда помимо 10 членов (по числу структурных подразделений общества) из числа учащихся входят представители методических объединений педагогов и научные консультанты из числа представителей высшей школы. Совет общества во главе с президентом планирует, координирует и контролирует деятельность структурных подразделений. Для руководства текущей работой совет собирается 1 раз в год.
Организационно научное общество учащихся представляет собой совокупность следующих структурных подразделений:
1. Маршрут «От эрудита до интеллектуала», в который входят
· Интеллектуальный клуб «Герб Совы»;
· Лингвистическая школа «Радуга»;
· Клуб «Рукопожатие».
2. Маршрут «От ученика до лидера»
· Школа профессионального самоопределения «Мастерство в познании»;
· Детская организация «Союз лицейского братства».
3. Маршрут «От исполнителя до виртуоза»
· Театр моды «ТЭШ»;
· Шоу-группа «Прогрессив»;
· Вокальная студия «Каданс».
4. Маршрут «от искателя до исследователя»
А. Клубы:
· Эколого-краеведческий клуб «Наследие»;
· «Юный археолог»;
· «Юные марсиане».
Б. Объединения:
· Музейное «Отечество»;
· Литературное «Наследники Пушкина».
5. Маршрут «От лицеиста до студента Корпоративного университета «Уралвагонзавода»»
· Инженерно-технический лицей;
· Естественнонаучный лицей
Каждый интеллектуальный клуб, объединение, школа и т. д. также организует свою работу в соответствии со своим положениям и своим планом работы. Руководит деятельностью каждого структурного подразделения педагог лицея, рекомендованный научно-методическим советом образовательного учреждения, а также представитель из числа учащихся. В конце учебного года проводится заключительная конференция, на которой президент представляет отчет о результатах деятельности НОУ и где происходит награждение учащихся, чья деятельность признана наиболее результативной.
Формы работы НОУ можно сгруппировать следующим образом:
® Индивидуальная форма работы, которая предусматривает 2 аспекта:
- выполнение отдельных заданий (разовых сообщений, докладов, подборка списка литературы, помощь младшим лицеистам в подготовке докладов и сообщений, помощь в компьютерном оформлении работы и т.п.);
- работа с учащимся по индивидуальной программе (помощь в разработке темы научного исследования, оказание консультационной помощи);
® Групповая форма работы, которая подразумевает работу над совместными исследованиями коллективом соавторов, проектами, выполняемыми группой учащихся. Как правило, такая форма используется при разработке проектов, в которых требуется информация из различных областей знаний;
® Массовая форма работы, к числу которых можно отнести встречи с деятелями науки и культуры, организация публичных лекций ученых для учащихся и педагогов лицея, совместная подготовка предметных недель или Дней науки, Гельрудовских чтений, Демидовских конференций, образовательных экспедиций;
® Заочная форма работы, которая включает в себя обучение лицеистов в Заочной физико-технической школе (г. Москва), участие их в дистанционных эвристических олимпиадах центра «Эйдос» (г. Москва), национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» (г. Обнинск), Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио» издательский дом «Первое сентября» (г. Москва), в международном проекте «Русский медвежонок – языкознание для всех» (г. Киров), в международной математической игре «Кенгуру» и т.п.
Процесс организации научно – исследовательской деятельности через НОУ можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать свои задачи. Этот процесс делится на 6 этапов.
1 –ый этап: диагностический и мотивационный.
Огромную роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих работать в НОУ. Ведущая, роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только, разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, помочь с подбором необходимой литературы и выбором методов научного поиска. В этой связи важно, чтобы ученик с первых шагов понял конкретную значимость своих интеллектуальных усилий, своего исследования, возможность его использования в практических целях и в прикладном плане. Трудно переоценить и роль психолога на этом этапе деятельности.
В лицее существует практика давать старт научно-исследовательской деятельности учащихся во время проведения в сентябре Фестиваля лицейского образования. Фестиваль лицейского образования проводится ежегодно в течение года в МОУ Лицей с целью представления и популяризации инновационного опыта деятельности участников образовательного процесса. Фестиваль лицейского образования является одной из инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса в лицее.
2 – ой этап: организационно-подготовительный.
После того, как произошла постановка проблемы и определена мотивация, происходит обсуждение и утверждение темы предполагаемого исследования, сроков выполнения работ и научного руководителя на заседании совета НОУ и по представлению педагога – куратора на заседании лицейских научно-методических объединений педагогов.
В технологии научно – исследовательской деятельности подобная практика утверждения тем и сроков исследовательской работы играет ключевую роль, так как
· лицеисты осознают значимость выполняемой работы;
· происходит стирание неких граней между учеником и его научным руководителем, они превращаются в сотрудников;
· имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, изучаемых в программе;
· ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях НМО способствует росту уровня профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной научно – исследовательской деятельности;
· наконец, это организует и дисциплинирует как учащегося, так и его научного руководителя.
Очень часто возникает ситуация, когда предполагаемая тема проекта находится на стыке наук или носит надпредметный характер, требуется оказание консультационной помощи представителей высшей школы либо узких специалистов. Кроме того, для проведения научных экспериментов нередко требуется наличие специфической лабораторной базы, которой лицей не может обладать в полном объеме. В таком случае организуется взаимодействие с вузами, научными учреждениями и организациями города, музеями и архивами через «Лабораторию довузовской подготовки», которая работает в лицее в рамках учебно-делового центра «Эрудит».
3-ий этап: исследовательский.
После завершения первых двух этапов подготовительного характера начинается непосредственная работа лицеистов над проектом под руководством учителей и при помощи консультантов. Роль НОУ на этом этапе заключается в том, что на заседаниях секций и клубов, куда приглашаются учителя и администрация лицея, учащиеся представляют собранный материал, рассказывают о том, какие затруднения возникли в ходе работы, какие предварительные результаты уже достигнуты. Секционные заседания проводятся 1 раз в месяц. Это позволяет, во-первых, более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы, во-вторых, оперативно решать возникающие проблемы (недостаток источников, необходимость проведения сложных опытов и т.п.), в-третьих, поддерживает интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученического и педагогического коллектива.
4 -ый этап: экспертный.
По мере завершения исследовательской работы (или ее этапа) осуществляется ее независимая экспертиза, организуется рецензирование работы. Экспертиза проходит на расширенных совместных заседаниях НМО и секций НОУ с приглашением представителей науки. Дается предварительная оценка проделанной работе, выявляются сильные и слабые стороны исследования, оказывается организационная и научная помощь. Наиболее достойные работы получают рекомендации к участию в лицейских и городских научно-практических конференциях. На таких заседаниях присутствуют представители редакционно-издательского отдела лицея, так как лучшие работы рекомендуются к изданию в редакционно-издательском отделе (РИОЛ), ежегодно в рамках научного общества «Лицеист» выпускается брошюра «Тезисы докладов учащихся» лицейских НПК «Гельрудовские чтения», «Трибуна молодого ученого».
5 –ый этап: презентационный.
На данном этапе роль НОУ в организации различных видов научной коммуникации. Учащиеся имеют возможность презентовать итоги своих научных изысканий, экспериментов и проектов. В лицее организуются выступления учащихся на секционных заседаниях или клубных мероприятиях. Затем проходят Дни науки, НПК «Гельрудовские чтения» для 9-11-х классов, НПК «Трибуна молодого ученого» для 5-8-х классов, Малые археологические чтения совместно со студентами и педагогами НТГСПА.
Одной из форм совместной работы в рамках маршрутов представлен Фестиваль лицейского образования, целью которого является создание условий для организации научно-исследовательской и проектной деятельности всех участников образовательного процесса.
Затем наиболее достойные работы выходят на городской уровень, далее на областной, региональный и всероссийский, то есть лицеисты участвуют в различных научно – практических конференциях и конкурсах проектов всех уровней.
К участию в слушаниях такого рода привлекается как можно больший круг слушателей из числа учащихся и их родителей, педагогов и научных консультантов. Как правило, ребята с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Одновременно авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и учеными, отстаивая свою точку зрения.
Давно зарекомендовала себя такая форма научной коммуникации, как предметные олимпиады. В лицее они проводятся ежегодно и по всем предметам. Это
1. эвристические олимпиады
2. полипредметные олимпиады
В олимпиадах первого типа, в отличие от традиционных, предлагаются задания открытого типа, то есть отсутствует заранее предусмотренный ответ, где итоговая отметка зависит от степени «попадания» учащегося в правильный ответ, степени совпадения позиции учителя и ученика. Такие задания носят творческий характер, предполагают самостоятельность мышления.
Олимпиады второго типа также содержат задания продуктивного типа и подразумевают использование знаний различных предметов в измененной ситуации. Например, это олимпиады «Клио + гео», «Клио в пушкинской строке», «Природа вокруг нас», «Интеллектуальный марафон».
Таким образом, формы организации научно – исследовательской деятельности лицеистов достаточно разнообразны, адекватны специфике лицея как образовательного учреждения повышенного статуса и учитывают запросы и интересы всех учащихся.
|