Submitted by клара козина on Tue, 10/11/2015 - 02:14
При решении уравнений много приходится преобразовывать, при этом могут произойти изменения корней. Не допустить потери и суметь отбросить лишние корни- это и есть задача правильного решения уравнений.
На сегодняшнем уроке рассмотрим некоторые источники потери корней. На парте у вас лежат уравнения с решениями, при решении которых допущены потери корней. Вы должны найти причину, по которой могли быть потеря корни и записать в тетрадь правильное решение.
3.
1) Решить уравнение:
Неправильное решение. Пользуясь формулой логарифмирования степеней, приведем уравнение к виду :
-1=+ или
=+. Потенцируя, получим:
4x+8=(4-x)(x+6), где = -8, 2.
Т.к. x= -8ÏОДЗ, то х=2 корень.
Вопрос учителя. Где в данном решении могла произойти потеря корня?
Ожидаемый ответ. При первом шаге преобразования произошло сужение ОДЗ, т.к. ОДЗ первоначального уравнения:ó
ó ó xÎ(-6;-2)È(-2;4)
После первого шага преобразования ОДЗ стала:
ó xÎ(-2;4).
Правильное решение т.к. =2;
То 4(х+2)=(4-х)(х+6). После решения данного уравнения получим еще один корень х=1-√33 т.к. 1-√33Î(-6;-2), то правильный ответ:
Х=2; х=1-√33.
2)Решить уравнение:
-14+4=0
Решение. Воспользуемся правилом перехода, взяв x в качестве нового основания логарифма.
- + =0
- + =0
- + =0
Обозначив , получим : - + = 0 ó -2.
Относительно х получим корни х=4 или х =
Вопрос учителя. В данном решении произошла потеря корня. На каком этапе это произошло, и какой корень потерян?
Ожидаемый ответ. ОДЗ первоначального уравнения:
ОДЗ уравнения после первого шага преобразования стала:
т.е. произошло сужение ОДЗ.
Можно избежать потери корня, если при переходе к основанию х проверить, не является ли число данное корнем. Непосредственной подстановкой убеждаемся, что х=1 корень исходного уравнения. Правильный ответ:
3) Решить уравнение:
Решение: а) Пусть х≥3, тогда:
= которое верно при хÎ[3; +¥)
б) Пусть х<3, тогда уравнение примет вид:
*()=()
=
Х=3Ï(-8;3), значит ,
Ответ : х Î[3;+¥).
Вопрос учителя: В этом решении также произошла потеря корня; Как это могло произойти?
Ответ учащихся: Допущена ошибка при сокращении на которое не должно быть. Правильно решение такое: б) х<3,
*()-()=0, ()()=0,
; Ï( ) , значит,
Ответ: х =, хÎ [ ) .
4) Решить уравнение: =
Решение:=,
=, х=4.
Вопрос учителя: Где возможная потеря корня?
Ответ: Это показательное уравнение с переменным основание, чтобы приравнять степени, надо отдельно рассмотреть случаи:
1) основание=0 2) основание=1 3) основание не равно 0 и 1;
Правильное решение:=
а) Если х=0, то неопределенность
б)Если х=1, то 1=1(верно)
в)1, то =, откуда х=4.
5)Решить уравнение:.
Решение: Переходя к тангенсу половинного угла, получим:
- 2=2.
Откуда, tg =2, x=2 arctg2+2p, nÎZ
Здесь возможная ошибка произошла при сужении ОДЗ, т.к. первоначальное уравнение имеет ОДЗ: хÎn, а после преобразования х≠p+2pn.
Чтобы избежать потери корня, нужно непосредственной подстановкой убедиться, что х=p+2pn корень или нет. Получив, утвердительный ответ, получим, что корни: 2 arctg2+2pn
p+2pn, nÎZ.
4. Вывод урока:
I. Потери корней из-за сужения ОДЗ могут произойти при использовании формул: 1) (xy)= x+ y
2)=nx
3)=
4)
5)ctg x=
6) и т.д.
II. При переходе к новому основанию логарифмов;
III. При сокращении обеих частей уравнения на общий множитель, который может равняться нулю.
IV.При решении показательных уравнений с переменным основанием.