Цель: включение в деятельность на личностно-значимом уровне.
– приветствие: Здравствуйте, ребята, рада вас видеть;
– проверка готовности к уроку: Проверьте подготовку к уроку и «настройтесь» на математику;
– определение отсутствующих детей.
– приветствуют учителя;
– проверяют наличие учебных принадлежностей на рабочем столе;
– настраиваются: мысленно представляют геометрические фигуры, выполняют в уме математические вычисления, вспоминают определения математических понятий и т.д. (можно с закрытыми глазами).
ЛУУД:
– установка на продуктивную деятельность;
– важность исполнения роли «хорошего ученика», важности учебы.
II. Актуализация знаний (7 минут)
Цель: подготовка к работе на основном этапе урока (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося).
Задание 1:
Рассказать в парах друг другу правило, изученное на прошлом уроке.
Задание 2:
Выполнить устные упражнения:
1. Является ли выражение степенью? Для степеней назовите показатель и основание: 153; a9; (8x)7; x5y5; (xy)5; 6n4;
(-ak)6; -ak6;
2. Упростить: x5.x7; 5.52; ccc3;
(-b)2.(-b)3; zz5z0;
3. Какое выражение вместо *?
x2 . * = x6; * . b3 = b4; a5 . * . a3 = a10.
– работают в парах, поднятая рука ученика означает «5» соседу;
– поднимают руки, по выбору учителя дают ответ с обоснованием.
КУУД:
– учебное взаимодействие в паре и «учитель – ученик», осуществление взаимоконтроля.
ПУУД:
– самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебного задания.
III. Усвоение новых знаний и способов действий (15 минут)
Цель: обсуждение затруднения и выхода из него.
(1 минута)
Задание №3 устных упражнений было выполнено вами способом подбора с использование свойства умножения степеней. Кто может предложить другой способ решения?
Ребята, как будет называться тема сегодняшнего урока? Запишите тему в тетрадь.
Способом подбора вы нашли * =x4
Откройте учебники на странице 93.
Продолжим заполнять таблицу прошлого урока для действия деления степеней:
Действие
Формулировка
Буквенная запись
Доказательство
Примеры
Умножение степеней с одинаковыми основаниями
При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают
am. an = am+n,
а – любое число,
m и n – натураль-ные числа.
am. an =
(aaa…).(aaa…)=
n –раз m –раз
=aaa…= am+n
m+n –раз
x8. x7=x15,
x5. x2=x7
Деление степеней с одинаковыми основаниями
Почему в буквенной записи свойства выделены условия:
а не равно 0 иm>n?
Физминутка для глаз.
– обязательно найдутся ученики, предложившие способ нахождения неизвестного множителя:
* =x6 : x2 – не умеем.
– ученики называют тему и записывают в тетрадь «Деление степеней».
– записывают x4=x6 : x2
– обязательно найдутся дети, желающие высказать предположение, как выполнять деление степеней:
x6 : x2=x6-2=x4
– работа с учебником под контролем и с помощью учителя (разрешается сотрудничество с соседом).
– при возникновении трудности с доказательством свойства один из учеников воспроизводит доказательство у доски.
– учащиеся проверяют не забыли ли они записать эти условия в таблицу, сравнивают с условиями свойства умножения и обосновывают разницу.
– самостоятельно выполняют упражнения для глаз.
РУУД:
– определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
– учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.
КУУД:
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
ПУУД:
– представление информации в виде таблицы по аналогии;
– выстраивание логической цепи рассуждений при доказательстве.
ПУУД:
– выбирают основания сравнения.
ЛУУД:
– бережное отношение к здоровью человека, здоровому образу жизни.
IV. Закрепление новых знаний и способов действий
(13 минут)
Цель: проговаривание и применение нового знания с самопроверкой по образцу.
Учитель контролирует выполнение задания и оказывает помощь отдельным учащимся.
Задание 2:
Заполни слова в таблице, выполнив действия со степенями:
будь: x5. x2 = плачем: x12 : x =
быть: x3. x = имеем: x300 : x210 =
что: x2. x3. x4 = потерявши: x0. x2. x3 : x5 =
не: x . x4. x5 = храним:x15. x3 : x5 =
им: x10 : x8 = счастливым: (x . x5) : (x4 : x) =
хочешь: x7 : x6 =
x9
x90
x10
x13
1
x11
что
имеем
не
храним,
потерявши
плачем
x
x4
x3
x7
x2
хочешь
быть
счастливым –
будь
им
Это знаменитые цитаты Козьмы Пруткова – коллективного псевдонима, под которым в журналах «Современник», «Искра» и др. выступали в 50 – 60-е годыXIXвека поэты А.К. Толстой и братья Жемчужниковы. Сатирические стихи, афоризмы и сам образ Козьмы Пруткова высмеивали умственный застой, пародировали литературные нетворческие, нехудожественные приемы.
Ребята, как вы понимаете смысл этих высказываний?
– выполняют самостоятельно в тетради с последующей самопроверкой по образцу (два ученика работают на откидной доске).
– работа на интерактивной доске по желанию: вызванный ученик выполняет, все следят, проверяют и оценивают.
– желающие высказывают свои мнения.
ПУУД:
– применение свойства.
РУУД:
– развитие у учащихся способностей к оценочным действиям.
КУУД:
– высказывать собственное мнение, оформлять свои мысли в устной речи с учетом жизненных ситуаций, слушать других.
ЛУУД:
– самоопределяться в жизненных ценностях, искать свою позицию в многообразии мировоззренческих позиций.
V. Рефлексия
(5 минут)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса.
Подведение итогов урока
Хочешь быть счастливым – будь им.
Счастье:
Чувство и состояние полного удовлетворения;
Успех, удача.
(Ожегов С.И.)
Испытываете ли вы чувство удовлетворения в конце сегодняшнего урока?
Учитель дает оценку работы класса и отдельных учащихся на уроке.
– высказываются, по желанию, о своих чувствах по предложенному алгоритму (плакат «Рефлексия»):
«Я» - как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой.
«Мы» - комфортно ли было работать в малой группе, в классе, с учителем, были ли затруднения в общении.
«Дело» - достиг ли цели учения, были ли затруднения, как их преодолел или как собираешься их преодолевать.
РУУД:
– понимать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода.