Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств.
Ход урока
1. Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.
2. Основная часть:
Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».
2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.
Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».
Педагог: С чего обычно начинается наш урок?
Ученик: С исполнения гаммы, арпеджио, аккордов.
Педагог: А что такое гамма?
Ученик: Это последовательность музыкальных звуков в восходящем или нисходящем движении.
2.2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.
3. Разучивание пьес
р.н.п. «Василек», М. Красев «Маленькая елочка».
3.1. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.
Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.